Сборник заданий формативного оценивания для 2 класса по предмету «Литературное чтение» 3,4 четверть Методическая разработка


Сакенова Анара Жумажановна

учитель начальных классов КГУ «Достыкская средняя школа Достыкского сельского округа г.Аксу»

КГУ «Достыкская средняя школа Достыкского сельского округа г.Аксу»

Сборник заданий 
формативного оценивания
 для 2 класса
 по предмету 
"Литературное чтение" 
3,4 четверть
Описание: Картинки по запросу картинка учебник литературное чтение 2 класс казахстан обновленка
Описание: 2 класс. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1,2,3

2018 год

Составители:

Сакенова Анара Жумажановна – учитель начальных классов Достыкской СШ г.Аксу

Егорычева Кристина Владимировна – учитель начальных классов Достыкской СШ г.Аксу

Сборник заданий формативного оценивания для 2 класса по предмету «Литературное чтение» составлен на основе учебной программы и учебного плана.

Форматичное оценивание предполагает индивидуальное выполнение заданий, которое направленно на саморегуляцию учащихся и определение возможностей улучшения обучения. В заданиях указаны основные разделы, подразделы, цели обучения.

К каждой теме прилагаются задания с критериями оценивания и дескрипторами, которые помогут учителю предоставить учащимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, позволит своевременно корректировать учебный процесс.

Методическое пособие предназначено для определения уровня достижений учащимися целей обучения за раздел/четверть.

3 четверть

Сквозные темы: В здоровом теле – здоровый дух. Традиции и фольклор

Слушание и говорение

1.1 Понимание содержания аудио/видео информации

Цель обучения 2.1.1.1 Отвечать на простые вопросы по содержанию
Критерий оценивания Обучающийся Отвечает на простые вопросы по содержанию текста Находит ответ на вопрос, требующий анализа прослушанного произведения
Уровень мыслительных навыков Применение

Задания

 Прослушайте стихотворение «Федорино горе».

1
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

“Что такое? Почему?
Ничего я не пойму”.

2
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
“Эй, держи, держи, держи, держи, держи!”

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!”

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!- натыкаются,
И стаканы – дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
“Вы куда? куда? куда? куда? куда?”

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.


Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”

И в железную трубу:
“Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!”

3
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
“Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!”

Но ответило корыто:
“На Федору я сердито!”
И сказала кочерга:
“Я Федоре не слуга!”

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
“Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!”

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

“Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!”

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
“Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!”

4.
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
“Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!”

И ответила посуда:
“Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!”

“Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!”

“Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку –
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат –
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!”

5
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

6
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
“Я дальше идти не могу”.

И заплакали блюдца:
“Не лучше ль вернуться?”

И зарыдало корыто:
“Увы, я разбито, разбито!”

Но блюдо сказало: “Гляди,
Кто это там позади?”

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

“Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!”

И сказала скалка:
“Мне Федору жалко”.

И сказала чашка:
“Ах, она бедняжка!”

И сказали блюдца:
“Надо бы вернуться!”
И сказали утюги:
“Мы Федоре не враги!”

7
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

“Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!”

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
“Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!”

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла – весела –
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
“Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!” 

Ответь на вопросы.

1.      Кто главный герой стихотворения?

2. Почему все убежали от Федоры?

Найди иллюстрацию к стихотворению

Описание: C:\Users\Анара\Desktop\ot-fedory-ubegaet-taz.jpg
Описание: C:\Users\Анара\Desktop\moidodyr-i-griaznyi-malchik-kartinka.jpg

Расскажи, почему необходимо следить за чистотой ?

Дескриптор        Обучающийся

–        определяет главного героя произведения;

 –       отвечает на вопрос по содержанию текста;

– находит иллюстрацию к стихотворению

1.3 Прогнозирование событий в произведении

Цели обучения 2.1.3.1 Прогнозировать конец произведения по заголовку и началу.
Критерий оценивания Обучающийся • Предполагает, о чём будет этот рассказ по его заголовку и началу • Соблюдает последовательность изложения событий
Уровень мыслительных навыков     Задание Навыки высокого порядка

Прослушайте начало рассказа. Придумайте  его продолжение.

                                                 « Про умное здоровье»

В некотором царстве, сказочном государстве, жило-было Здоровье. Любило оно людей. Каждое утро на зарядку всех поднимало, принимать прохладный душ заставляло, обтираться влажным полотенцем принуждало, за правильным питанием следило.

Да только отмахивались, порой, люди. На таблетки, микстуры, мази, сиропы надеялись. Но, как сказал один мудрец: «Здоровье в аптеке не купишь».

Надоело Здоровью по домам бегать. И решило Здоровье так:…

Дескриптор     Обучающийся

  • сочиняет продолжение истории по данному началу и заголовку; – соблюдает логическую последовательность при составлении основной части и  заключения рассказа;
    • демонстрирует достаточный словарный запас.

Чтение

2.1 Использование видов чтения

Цели обучения 2.2.1.2 Читать про себя, используя поисковое / ознакомительное чтение.
Критерий оценивания Обучающийся • Находит ответы на вопросы, используя поисковое чтение
Уровень мыслительных навыков Задания          1. Прочитай текст Знание и понимание    

                                                      Дикий зверь

У Веры был бельчонок. Его звали Рыжик. Он бегал по комнате, лазил на абажур, обнюхивал тарелки на столе, карабкался по спине, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак – искал орехи. Рыжик был ручной и послушный. Но однажды, на Новый год, Вера повесила на ёлку игрушки, и орехи, и конфеты и только вышла из комнаты, хотела свечки принести, Рыжик прыгнул на ёлку, схватил орех, спрятал его в галошу. Второй орех положил под подушку. Третий тут же разгрыз…

Вера вошла в комнату, а на ёлке ни одного ореха нет, одни бумажки серебряные валяются на полу.

Вера закричала на Рыжика:

– Ты что наделал, ты не дикий зверь, а домашний, ручной!

Рыжик не бегал больше по столу, не катался на двери, не разжимал у Веры кулак. Он с утра до вечера запасался. Увидит кусочек хлеба – схватит, увидит семечки – набьёт полные щёки, и всё прятал.

Рыжик и гостям в карманы положил семечки про запас.

Никто не знал, зачем Рыжик делает запасы.

А потом приехал папин знакомый из сибирской тайги и рассказал, что в тайге не уродились кедровые орешки, и птицы улетели за горные хребты, и белки собрались в несметные стаи и пошли за птицами, и даже голодные медведи не залегли на зиму в берлоги.

Вера посмотрела на Рыжика и сказала:

– Ты не ручной зверь, а дикий! Только не понятно, как Рыжик узнал, что в тайге голод.

2. По опорным словам найди в тексте предложения и подчеркни .

Бельчонок, Рыжик, искал орехи, послушный, Новый год, орехи на елки, дикий, запас гостям, сибирская тайга, голод.

     3. Сделай вывод, что можно сказать о диких зверях?

Дескриптор     Обучающийся

–    находит и подчёркивает в тексте предложения по опорным словам;

–    делает вывод прочитанного текста.

                            2.2 Формулирование вопросов и ответов по                         содержанию литературного произведения

Цель обучения 2.2.2.1 Формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста/отрывка
Критерий оценивания Обучающийся Формулирует вопросы по содержанию текстаНаходит ответы на вопросы из текста
Уровень мыслительных навыков Задание  Прочитайте сказку.                                                     Кот и еж. Навыки высокого порядка

Увидели друзья по телевизору Олимпийские игры. Задумали они тоже принять участие в соревнованиях. Стали тренироваться.

Но никак не могли определиться в каком виде спорта они смогут стать чемпионами и получить золотые медали? Может стать им баскетболистами?

Или принять участие в парусном спорте или на велогонках? Даже попробовали прыгать на батуте. Бедный ежик чуть не улетел высоко в небо.

Вечером у них болели все мышцы. А по телевизору   им попалась передача о знаменитых спортсменах. И ведущий рассказывал о биографиях лучших участников Олимпиад. И они поняли, чтобы попасть на Олимпийские соревнования, нужно тренироваться несколько долгих лет с опытным тренером. И пока они не станут взрослыми, то могут соревноваться на детских чемпионатах!

2. Работа в паре. Составьте 2 вопроса и ответьте на них, пользуясь текстом.

Дескриптор     Обучающийся

  • демонстрирует понимание текста;
  • составляет 2 вопроса по содержанию прочитанного текста; –         находит ответы на поставленные вопросы по тексту.

                            2.1 Использование видов чтения

Цели обучения 2.2.1.2 Читать про себя, используя поисковое /
ознакомительное чтение    
Критерий оценивания Обучающийся    
  • Находит информацию, ознакомительное чтение используя поисково-
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание    

Задание 

Прочитай

Если хочешь быть здоров.
Можешь прыгать и скакать,
Можешь бегать и играть.
Добрым быть, весёлым быть.
Руки всегда с мылом мыть.
Зубы чисти в день два раза,
Чтоб не выпали все сразу.
Береги ты с детства уши
И не лезь ты, друг мой, в лужи.
Будешь спортом заниматься,
Тебе нечего бояться.
И зевать ты не будешь,
Если про зарядку не забудешь.
Мойся в бане, закаляйся.
Правильно всегда питайся.
Правильно всегда сиди,
За осанкой следи.
Не травись ты табаком,
Чтоб не выглядеть глупцом.
Ты здоровье береги,
Сам себе ты помоги!

  1. Найди и прочитай строки что нужно делать чтобы быть здоровым

Дескриптор Обучающийся

– находит информацию о том что нужно делать чтобы быть здоровым

2.2 Определение темы и основной мысли литературного произведения

Цель обучения                     

  2.2.3.1 Определять, о чем хотел сказать автор, используя

опорные слова, и понимать, в чем он хотел убедить читателей

Критерий оценивания Обучающийся

• Определяет тему произведения

• Определяет главную мысль сказки, используя

опорные слова

Уровень мыслительных

Навыков                                      Навыки высокого порядка

Задание

1.Прочитай сказку

Сказка «Заяц — сладкоежка»

В одном лесу жил необыкновенный заяц. Необыкновенный, потому что все зайцы любили грызть капустные кочерыжки, а этот заяц питался исключительно сладостями. Прибежит в деревню, встанет посреди улицы на задние ноги, начнет кувыркаться, кружиться, забавно подпрыгивать. Артист, да и только!

Ребятне и взрослым очень нравился этот заяц. Угощали его конфетами, печеньем, даже варенье наливали в капустный листочек. А он все съест и в лес ускачет.

Так и питался зайка. Стал толстый, неуклюжий, ленивый. Потом и другая беда стала донимать. Заболели у зайца зубы, да так сильно, что не спал он три дня и три ночи, стонал, слезы лил. Пожалели его другие зайцы, принесли ему много моркови, репы да капусты: «Ешь, зайка, овощи. Они очень вкусные и полезные, потому что в них много витаминов. И помни, не заячье это дело — конфеты грызть».

Послушался друзей заяц. Стал водичку пить ключевую, есть овес и морковочку, свеклу и капусточку. Больше о больных зубах и не вспоминал!

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

  • Определи тему произведения по картинкам
Описание: C:\Users\Анара\Desktop\80052867_large_4278666_8ba8696a8b83 (1).jpg
Описание: C:\Users\Анара\Desktop\1307793187_f_11_bearhoney.jpg
Описание: C:\Users\Анара\Desktop\preview.jpg
  • Используя опорные слова определи главную мысль:  витамины, овощи сладкоежка, конфеты, больные зубы.

Дескриптор

                          Обучающийся

– определяет тему рассказа;

– составляет из опорных слов предложение, выражающее основную

мысль произведения

                                                Письмо

  • Создание творческих работ разных жанров

Цель обучения            

    2.3.2.1 Писать творческие работы разных жанров по

образцу – загадки/ сказки – или по готовым рифмовкам –

считалочки/стихи ( с помощью учителя).

Критерий оценивания

Обучающийся

• Создает стихотворение

• Соблюдает рифму в стихотворении

Уровень мыслительных

навыков

Навыки высокого порядка

Задание

Допиши считалку соблюдая рифму

Тише, мыши, кот на …
а котята ещё …
Кот пошёл за …
а котята …
Кот пришёл без …
а котята ха….

Опорные слова: крыше, выше, молока, кувырком, молоком, ха-ха-ха.

Дескриптор

Обучающийся

– дополняет считалку соответствующими словами-рифмами;

– использует опорные слова.

  • Нахождение и исправление ошибок
2.3.4.1 Исправлять лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя

Цель обучения

Критерий оценивания     

Обучающийся

• Исправляет лексические, орфографические,

пунктуационные ошибки и стилистические

неточности

Уровень мыслительных

Навыков

Применение

Задание

  1. Прочитай текст

                                                  В музее

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья.

2.Подходит ли название к тексту? Если нет, то подберите соответствующий заголовок.

3.Исправь ошибки в словах

4.Запиши исправленный текст.

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дескриптор:

Обучающийся

– подбирает соответсвующий тексту заголовок;

– находит и исправляет орфографические ошибки;

– переписывает аккуратно текст.

                                       Слушание и говорение

                                  3.1 Пересказ произведения

Цель обучения

2.1.2.1 Пересказывать подробно содержание

произведения/эпизод свободно или по готовому плану

/инсценирование

Критерий оценивания

Обучающийся

• Подробно пересказывает сказку по план-схеме

Уровень мыслительных навыков   Навыки высокого порядка  

Задание

  1. Прослушай сказку «Лиса и журавль»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

  • Пользуясь картинками перескажи сказку
Описание: C:\Users\Анара\Desktop\img11.jpg

Дескриптор

Обучающийся

– соотносит картинки с действиями героев сказки;

– последовательно передает содержание сказки

                         3.2 Прогнозирование событий в произведении

Цель обучения

2.1.3.1 Прогнозировать конец произведения по

заголовку и началу

Критерий оценивания

Обучающийся

• Предполагает конец рассказа по его заголовку и

  началу

Уровень мыслительных

Навыков

Навыки высокого порядка

Задание

Продолжите рассказ по данному началу и заголовку.

Описание: C:\Users\Анара\Desktop\img.jpg

                                               Весна

Весной природа освобождается от снежных одежд и ледяных оков. Пробуждается весь растительный и животный мир, просыпается лес и в скором времени звонкие голоса пения птиц разбудят все вокруг. Весне дорогу!

Дескриптор

Обучающийся

– продолжает рассказ в соответствии с заголовком;

– соблюдает структуру текста: вступление, основная часть,

  заключение;

– соблюдает логическую последовательность;

– демонстрирует достаточный словарный запас.

4 четверть

Сквозная тема: Окружающая среда. Путешествия

Слушание и говорение

1.2 Пересказ произведения

Цель обучения: 3.1.2.1 Пересказывать подробно содержание произведения по самостоятельно составленному плану / инсценирование

Критерий оценивания       

Обучающийся:

  • Составляет план пересказа текста
  • Пересказывает подробно содержание произведения, используя план

Уровень мыслительных навыков       Применение

Задание

Прослушайте рассказ «Кот Самик» и составь план пересказа.

Котик Самик

Дома у меня животных нет, но мой друг кот Самсон живёт у моей бабушки в деревне. Красивый, пушистый, чёрный с белыми пятнами на грудке.

Обычно дома охраняются собаками, а у бабушки охранником является Самик. Сначала он прогнал всех мышей из всех сараев, из подвала. И вот уже несколько лет ни одной мыши! Но это ещё не всё. Он не пускает чужих котов, собак ни в огород, ни в сад, ни во двор, и этим помогает моей бабушке! Даже если кто-нибудь подойдёт к дому, Самик начинает громко мяукать, и бабушка знает уже — пришёл кто-то чужой!

Своего охранника бабуля балует молоком, рыбкой, колбаской. Ведь он такой умница! Он этого заслуживает!

План

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дескриптор        

Обучающийся

–        составляет план пересказа;

–         подробно пересказывает текст;

3.4 Высказывание мнения по аудио/видео информации

Цель обучения  2.1.5.1 Строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации

Критерий оценивания       

Обучающийся

•        Рисует «портреты» героини к каждой части

•        При помощи опорных слов подписывает рисунки

•        Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного, обсуждая в группе

Уровень мыслительных навыков       Навыки высокого порядка

Задание

Просмотрите мультфильм «Честное гусеничное»

Работа в группах:

1.      Назовите главных героинь мультфильма.

2.      Нарисуйте «портреты» главных  героинь, подпишите их словами из мультфильма.

Опорные слова: плоская рожица, мохнатая спинка, в коконе было тепло и темно, и гусеница уснула, незнакомое лицо с длинными-предлинными усами, самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой!

3.      Обсудите в группах и ответьте на вопросы:

o       Чему радовалась Гусеница?

o       Почему Гусеница разочаровалась в себе?

o       Что пообещала гусеница?

o       Сдержала она свое слово?

o       Какое «чудо» произошло?

o       Расскажите с опорой на рассказ, как гусеница превращается в бабочку

Дескриптор       

Обучающийся

–        изображает в виде рисунка содержание части мультфильма;

–        подписывает картинки, используя опорные слова;

–        строит высказывания, отвечая на поставленные вопросы;

– рассказывает, как гусеница превращается в бабочку.

2.8 Извлечение информации из различных источников

Цель обучения  2.2.8.1 Извлекать дополнительную информацию из сборников/справочной литературы и представлять полученную информацию в предложенном шаблоне таблицы( с помощью учителя)

Критерий оценивания       

Обучающийся

•        Извлекает информацию из текста и толкового словаря

•        Представляет информацию в таблице

Уровень мыслительных навыков       Применение

Задание

Прочитай сказку Г.Сребинский «Сказка о Весне» и ответь на вопросы.

“Сказка о Весне”

Собралась Весна красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.

Просит Весна перелётных птиц — гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге прожить. Вдруг она слышит голос откуда-то с вышины: «Не печалься, Весна красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое облако. Обрадовалась Весна, забралась на облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталины, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.
Полетела Весна красна с юга на север на белом пушистом облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц — гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки…

Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако, так, значит, на нём Весна красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, полой воды, жди с юга весёлых крылатых гостей…

Объяснение слова «проталины» в толковом словаре.

Проталины-

Дескриптор       

Обучающийся

–        находит значение слова «проталина» в тексте и представляет его в таблице;

–        находит значение слова «проталина» в толковом словаре и записывает его в таблице.

Письмо

         3.1 Составление плана

Цель обучения  2.3.1.1 Составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части с помощью вопросов учителя

Критерий оценивания       

Обучающийся

•        Делит произведение на части

•        Составляет план текста

  • Подбирает картинку  тесту

Уровень мыслительных навыков       Навыки высокого порядка.

Задание

Прочтите рассказ М.Зощенко «Не надо врать».

Рассказ: Михаил Зощенко “Не надо врать”

Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл — от пятерки до единицы включительно.

А я был очень маленький, когда поступил в гимназию, в приготовительный класс. Мне было всего семь лет.

И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане.

И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:

Весело сияет месяц над селом,

Белый снег сверкает синим огоньком…

А я этого стихотворения не выучил. Я не слышал, что сказал учитель. Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то шлепали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал, — подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и всё время прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади мальчики.

А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.

А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не знаю этих стихов. И совершенно ошеломлённый стоял за своей партой, не произнося ни слова.

Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря этому я стал лепетать то, что они мне шептали.

А в это время у меня был хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом разбирал то, что они мне подсказывали.

Ещё первые строчки я кое-как произнёс. Но когда дело дошло до фразы: «Крест под облаками как свеча горит», я сказал: «Треск под облаками как свеча болит».

Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:

— А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.

И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не знал, что за это бывает.

После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной, чтобы вместе идти домой.

По дороге я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и сказал Лёле:

— Лёля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за стихотворение «Весело сияет месяц над селом».

Лёля поглядела и засмеялась. Она сказала:

— Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели.

Я сказал:

— А что же делать?

Лёля сказала:

— Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своем дневнике, там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но отклеить не мог и так и не увидел, что там было.

Я сказал:

— Лёля, это нехорошо — обманывать родителей!

Лёля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу.

Я долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. Я побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.

Я пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Лёля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.

На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.

Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нету, но там против русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.

И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Через два дня учитель, узнав, что у меня нету и этого дневника, заполнил новый. И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению. И сказал, чтоб мой отец непременно посмотрел мой дневник.

Когда я встретился с Лёлей после уроков, она мне сказала:

— Это не будет враньё, если мы временно заклеим страницу. И через неделю после твоих именин, когда ты получишь фотоаппаратик, мы отклеим её и покажем папе, что там было.

Мне очень хотелось получить фотографический аппарат, и я с Лёлей заклеил уголки злополучной страницы дневника.

Вечером папа сказал:

— Ну-ка, покажи свой дневник! Интересно знать, не нахватал ли ты единиц?

Папа стал смотреть дневник, но ничего плохого там не увидел, потому что страница была заклеена.

И когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице вдруг кто-то позвонил.

Пришла какая-то женщина и сказала:

— На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.

Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.

Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:

— Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным.

Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов.

Я сказал:

— Вот что: ещё один мой, третий, дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.

Вместо того, чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.

Он сказал:

— То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик.

Когда Лёля услышала эти слова, она подумала, что папа свихнулся в своём уме и теперь всем дарит подарки не за пятёрки, а за единицы.

И тогда Лёля подошла к папе и сказала:

— Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не выучила урока.

Но ожидания Лёли не оправдались. Папа рассердился на неё, выгнал её из своей комнаты и велел ей немедленно сесть за книги.

И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.

Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:

— Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?

Папа сказал:

— Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.

Учитель сказал папе:

— Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае — это недоразумение. Извините. Спокойной ночи.

И я, лёжа в своей постели, услышав эти слова, горько заплакал. И дал себе слово говорить всегда правду.

И я действительно так всегда и теперь поступаю.

Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.

Задания:

  1. Разделите текст на части. Чтобы показать, как развивались события, начинай свой план со слов-действий.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Выбери картинку, которая подходит к тексту.
Описание: Не надо врать
Описание: Картинки по запросу детские картинки про друзей

        

Дескриптор       

Обучающийся

–        делит текст на части;

–        составляет план текста;

–         подбирает картинку к тесту.

3.4 Нахождение и исправление ошибок

Цель обучения  2.3.4.1 Исправлять лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя

Критерий оценивания       

Обучающийся

•        Подбирает подходящий по смыслу заголовок

•        Исправляет орфографические ошибки в тексте

•        Переписывает текст

Уровень мыслительных навыков       Применение

Задание

Прочитай текст. Какие ошибки в выделенных словах? Исправь ошибки и неточности в тексте. Придумай название к тексту. Перепиши правильно текст.

Утка с утятами, курица с циплятами пошли гулять. Шли-шли к речьке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с циплятами не умеют. Што делать? Думали- думали и придумали! Речьку переплыли ровно в полминутки: циплёнок на утёнке, циплёнок на утёнке,  курица а на утке!

Дескриптор       

Обучающийся

–        подбирает соответсвующий тексту заголовок;

–        находит и исправляет неточность в употреблении слов;

–        находит и исправляет орфографические ошибки;

–        переписывает текст без ошибок.

Чтение

         Использование видов чтения

Цель обучения  2.2.1.1 Читать вслух правильно, сознательно и выразительно

по ролям

Критерий оценивания       

Обучающийся

•        Читает вслух осознанно

•        Демонстрирует понимание через описание героя

•        Читает по ролям выразительно

Уровень мыслительных навыков      Навыки высокого порядка

Задание

Прочитай стихотворение выразительно

– Федя! Сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
– Соли?
– Соли.
– Я сейчас.
– Ох, и долог Федин час.
– Ну, явился, наконец!
Где ты бегал, сорванец?
– Встретил Мишку и Сережку.
– А потом?
– Искали кошку.
– А потом?
– Потом нашли.
– А потом?
– На пруд пошли.
– А потом?
– Ловили щуку!
Еле вытащили злюку!
– Щуку?
– Щуку.
– Но позволь, а где же соль?
– Какая соль?

Задание.

Опиши главного героя

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание.

Прочитай стихотворение по ролям.

Дескриптор       

Обучающийся

–        демонстрирует выразительное, осознанное чтение стихотворения;

–        описывает главного героя;

–         читает текст по ролям.