Статья «Игры на уроках иностранного языка»


Дубинина Татьяна Владимировна
Учитель английского языка
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №3» отдела образования Щербактинского района управления образования Павлодарской области

Игра, является одной из главных видов деятельности учащихся.  Игры должны присутствовать в учебном процессе и иностранный язык не исключение. Использование различных игр на уроках иностранного языка помогает создать доброжелательную обстановку в классе, снять психологический барьер, повысить мотивацию к изучению языка. В игре очень четко проявляются способности и таланты ребёнка. Еще А.С.Макаренко сказал, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», поэтому любому учителю, не только на уроках иностранного языка нужно использовать игры и использовать их правильно и интересно.

  Также ребенку важно преодолеть барьер между учителем и учеником, убрать стеснение, нерешительность и боязнь ответить неправильно. В современной методике обучения немаловажную роль играет преодоление такого барьера, поэтому нужно понимать, что на уроке учитель не должен превосходить ученика, «учитель равно ученик» – вот главная миссия каждого урока. Когда ученик поймет, что учитель на равных с ним, барьер автоматически снимается, ученик не боится ответить неверно либо допустить ошибку в игре, например.

 Существует великое множество игр, не только для уроков английского, но и для любого другого предмета. Остановимся на иностранных языках.

Любые игры можно адаптировать под свой предмет, например, возьмем игру «Найди лишнее», отнесем ее к лексическому типу игр, так как именно благодаря такой игре, ученики смогут быстрее запоминать слова и  речь учащихся, будет активизироваться с каждым уроком все больше.

Все игры можно разделить на такие типы как: орфографические (собери слова из букв, верни потерянную букву, сложи слово из картинок и т.д.), лексические, которые помогают развить речевую реакцию учащихся (кто быстрее проговорит скороговорку, запомнит слово, считает слово из воздуха (работа жестами), составит короткие слова из длинных), грамматические (верно – неверно, произнеси и запиши правильно, угадай верное слово или выражение), речевые и ролевые игры очень хорошо помогают воспринимать речь на слух и вырабатывать слуховую реакцию, что немаловажно в изучении языков.

   Подробнее остановимся на обучении младших школьников, а именно учащихся1 классов чтению в игровой форме. Дети только осваивают новые буквы русского алфавита и  в то же время им нужно начинать учить английский. В данной ситуации никак не обойтись без игровых методик.

Начинаем обучение таким образом: записываем на доске три разные буквы, одна из них должна быть гласной и две согласных. Например:  B           D      A 

Проговариваем данные буквы и вызываем к доске трех учащихся, один ученик играет роль учителя, двое в роли учеников. «Учитель» называет букву, учащиеся на скорость показывают правильную букву на доске. Кто покажет больше правильных букв, тот и выигрывает. Игра проходит очень быстро и увлекает в процесс всех учащихся, так как каждый ребенок с нетерпением ждет своего хода и пытается как можно быстрее запомнить звуки на доске.

 На первом этапе пишем буквы, затем можно переходить к словам, как известно у детей очень развита зрительная память, и, даже не умеючи читать по слогам и буквам, учащийся может запомнить слово и впредь безошибочно, увидев в книге, назовет его.

    Также для запоминания английских букв можно использовать «метод букваря» -«чтение по слогам». Выучив всего несколько английских букв, дети пока не смогут читать целые слова, так как в любом из таких слов, может попасться еще неизвестная ребенку буква, поэтому, будем использовать те буквы, которые нам известны. Например: возьмем букву D d   и запишем на доске Da     De     Do, каждый ученик прочитал слоги правильно, так как буква и звук Dd уже изучен, а гласные звуки созвучны с русским алфавитом. На первых этапах обучения звукам и буквам этого будет достаточно.

 Особенностью игр на уроках английского языка является то, что в игре все равны. Она под силу каждому ученику, даже тому, у кого маленькие навыки в языке и довольно слабая грамматика. Можно сказать больше, слабый в языке ученик может стать победителем в игре, так как находчивость и сообразительность бывают порой более важными, чем сами знания. Языковой материал будет усваиваться незаметно и гораздо быстрее, ученик сам того не замечая начнет говорить наравне со всеми.

В заключении, можно сказать, что игры имеют огромное значение в процессе обучения иностранному языку, не важно это начальное звено, среднее или старшее, главное правильно подобрать , обыграть ситуацию и мотивировать учащихся. Педагоги всегда являлись новаторами, фантазия, опыт играют огромную роль в обучении детей и вносят естественность в процесс обучения с одной стороны, а с другой помогает облегчить процесс усвоения материала на иностранном языке.