ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Ганикель Ксения Борисовна

учитель самопознания КГУ «СОШ №34 инновационного типа города Павлодара»

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ганикель К. Б., КГУ «СОШ №34 инновационного типа города Павлодара»

Опытно-педагогическая работа по развитию уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся младшего школьного возраста включала:

1)      психодиагностику;

2)      опытно-экспериментальную работу;

3)      оценку результативности проведенной соответствующей опытно-экспериментальной работы.

В эксперименте участвовали 26 учащихся, из них 12 мальчиков и 14 девочек. Основным методом исследования являлось анкетирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа.

Для диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся младшего школьного возраста нами в общеобразовательной школе были использованы методики: «Анкета изучения жизненных ценностей», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной самооценки», разработанные лабораторией воспитания нравственно-этической культуры Гос. НИИ семьи и воспитания РАО [1,].

Цель диагностического этапа нашего исследования: выявить уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся младших классов.

Анкета изучения жизненных ценностей  состоит из 30 суждений, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить: совершенно не согласен (не согласна); не согласен (не согласна); трудно сказать; согласен (согласна); полностью согласен (согласна)».

Мы выбрали второй способ, и вопросы анкеты для учащихся были даны в письменном виде. В ходе выполнения этого задания мы стремились  к тому, чтобы дети были раскованы, отвечали смело и честно. На первых мы воздерживались от критики и, не скупились на похвалы.

Затем мы зачитали следующую инструкцию: «Люди считают важными в жизни разные вещи. Ниже перечислено то, что люди считают в жизни важным. Укажи, насколько ты согласен (согласна) с этими суждениями; для этого рядом с каждым из них поставь один из баллов (1, 2, 3, 4, 5), которые означают:

  1. Совершенно не согласен (не согласна);
  2. не согласен (не согласна);
  3. трудно сказать;
  4. согласен (согласна);
  5. полностью согласен (согласна)».

На листе для ответов, вверху, запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на каждое суждение, ставьте рядом один из баллов, который, по вашему мнению, подходит, т. е. от 1 до 5».

Используя пятибалльную систему, мы оценивали уровень жизненных ценностей каждого ученика.

После чего мы обработали результаты анкеты жизненных ценностей. На каждый тип ценности приходится два утверждения; для того чтобы определить значимость данной ценности для одного учащегося, нам необходимо было подсчитать средний балл по двум соответствующим высказываниям.

Поскольку в анкете высказывания даны вразбивку, для определения значимости различных жизненных ценностей подсчитывается среднее значения по следующим парам высказываний:

  1. Альтруистические – 11, 28.
  2. Нравственные – 13, 30.
  3. Признание со стороны окружающих – 14, 31.
  4. Материальные – 16,33.
  5. Саморазвитие – 15, 32.
  6. Досуг – 17, 34.
  7. Учеба – 1, 18.
  8. Статус – 3, 20.
  9. Отношения со старшими – 6, 23.
  10. Внешняя привлекательность – 7, 24.

Результаты анкетирования «Изучение жизненных ценностей» представлены в таблице 1

Таблица 1 – Результаты «Изучение жизненных ценностей» учащихся 2 «Б» класса СОШ №42 им. М. Ауэзова

Жизненные ценности
Альтруистические     Нравственные Признание со стороны окружающих Материальные Саморазвитие Досуг Учеба Статус Отношения со старшими Внешняя привлекательность
4,07 4,32 4,25 4,09 4,32 4,13 4 3,63 4,65 4,34

 Полученные результаты анкетирования показывают, что наименее сформированные ценности: альтруистические – 4,07 балла, учеба – 4 балла, статус – 3,63 балла. Наиболее завышенные – материальные ценности.

Рисунок 1 – Результаты диагностики сформированности жизненных ценностей младших школьников

Анализ полученных данных позволяет нам говорить о том, что:

  • для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: альтруизм, учеба, статус – для ребенка являются менее значимыми;
  • для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя, а так же отношения со старшими, внешняя привлекательность;
  • на среднем уровне находятся – признание со стороны окружающих;
  • отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста;
  • материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.

В практике психолого-педагогической диагностики принято применять методики комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях.

В связи с этим мы использовали методику «Диагностика отношения к жизненным ценностям», которая предлагает 10 ценностей.

Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять». Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

3-4 положительных ответов – средний уровень;

2 положительных ответа – ниже среднего уровня;

0-1 положительных ответов – низкий уровень.

В ходе исследования нами было выявлен уровень отношения к жизненным ценностям, который показал, что у большинства учащихся 2 «Б» класса отношение к жизненным ценностям находится на высоком (50%) и среднем уровнях (46%), и лишь один результат (4%) показал результат ниже среднего. Данная диагностика – это реальная оценка результативности отношения к жизненным ценностям.

Для получения точного результата, мы провели диагностику, определяющую нравственную самооценку личности, которая помогла нам сравнить совпадает ли нравственная самооценка личности с действительной.

Для этого мы использовали следующую методику «Диагностика нравственной самооценки». Данная методика позволяют быстро определить уровень нравственной самооценки личности детей младшешкольного возраста, что удовлетворяет требованиям нашего исследования.

Детям была предложена следующая инструкция: «Вам будет предложено 10 вопросов. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание». Для начала испытуемым необходимо написать на листе ответов имя, фамилию, класс.

Затем каждому испытуемому нужно оценить вопросы по четырехбалльной шкале. То есть, если полностью согласны с высказыванием – 4 балла; если, больше согласны, чем не согласны – 3 балла; если немножко согласны – 2 балла; если совсем не согласны – 1 балл. При интерпретации результатов мы определяли уровень нравственной самооценки:

  • от 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;
  • от 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки;
  • от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;
  • от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Результаты проведенной работы показали, что уровень нравственной самооценки из 100 % (26 учащихся) – 61% (16 учащихся) – высокий, 38 % (10 учащихся) – средний уровень нравственной самооценки (рисунок 2).

Рисунок 2 – Результаты диагностики нравственной самооценки учащихся 2 «Б».

Уровень нравственной самооценки показал, как каждый из учащихся сам оценивает свою воспитанность. Из полученных данных видно, что у учащихся 2 «Б» класса преобладает высокий уровень нравственной самооценки. Большинство учащихся считают себя воспитанными людьми, они знают, как правильно себя вести в различных конфликтных ситуациях, в ситуациях, когда требуется помощь другому человеку и считают, что они так и поступают. Тем не менее, часть детей имеет как завышенную самооценку (6 человек), так и заниженную (2 школьника).

Основываясь на результатах диагностики, мы предприняли попытку принять ряд мер для улучшения сложившейся ситуации, а для этого нами было принято решение провести формирующий эксперимент с применением корректирующих и развивающих методик духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Список использованной литературы:

1. Омарова В.К., Лозинская Н.В., Тимченко, Т.М. Примерные программы формирования социальной компетентности школьников (учебно-методическое пособие). – Павлодар, ПГПИ, 2012. – 186 с.