Программа «Скорочтение и развитие интеллекта»
Жусупова Айгуль Тулегеновна
Педагог дополнительного образования
КГКП «Актогайская детская школа искусств»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Скорочтение и развитие интелекта» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 7-9 лет. Она составлена на основе апробированных для дошкольного и младшего школьного возраста программ по направлениям: развитие памяти, внимания, мелкой моторики, словарного запаса, восприятия, логики, развития навыков, быстрого и эффективного чтения и адаптирована для всестороннего развития детей. При составлении программы использованы авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина, Н.А.Зайцева, Р.Г.Абзалимовой.
Данная программа составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Закон Республики Казахстан Об образовании № 319-III от 27.07.2007 года
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 февраля 2019 года № 81 «Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей в Республике Казахстан»
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 228 «Об утверждении Типовых правил деятельности видов организации дополнительного образования детей»
- Приказ МОН РК №340 от 14.082020 «Об определении начала учебного года в организациях образования»
- Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 «Об утверждении Санитарных правил “Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования».
- Устав КГКП «Актогайская детская школа искусств»
Актуальность данной программы диктуется интенсивными требованиями развития образовательного процесса в системе образования, с одной стороны, и сформировавшейся потребностью раннего развития у современных детей, с другой стороны. В эпоху бурного развития информационного общества появилась необходимость в развитии дополнительных интеллектуальных навыков, помогающих человеку быстро ориентироваться в потоке информации, воспринимать, усваивать и преобразовывать её. Основным интеллектуальным инструментом, позволяющим воспринимать информацию, является чтение.У обучающихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослияний. Все это в большинстве случаев затрудняет понимание прочитанного. А также данная программа может применяться как при традиционном, так и при дистанционном обучении. Используя платформы Zoom или Skype (скачать можно здесь https://zoom-com.ru/ и https://www.skype.com/ru/get-skype/download-skype-for-desktop/
Новизна данной программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь, развивают навыки быстрого и эффективного чтения, внимания, памяти, необходимые для успешного обучения в общеобразовательной школе.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: обучение детей младшего школьного возраста быстрому и эффективному чтению. Комплексное развитие интеллекта, в том числе всех блоков памяти, логического мышления, воображения.
Задачи программы:
- Увеличение скорости чтения вслух с полным пониманием прочитанного текста.
- Значительное повышение скорости чтения про себя.
- Обеспечение условий для комплексного развития интеллекта.
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие тактильной памяти
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие логического мышления.
- Работа над улучшением концентрации внимания, переключения внимания.
- Усвоение и отрабатывание техник запоминания и методов работы с текстами.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка.
- Научить приемам быстрого чтения в темпе динамической разговорной речи (120-140 слов в минуту)
- Развитие угла зрения ( умение зрительно охватывать как можно больше слов в тексте).
- Разрабатывание артикуляционного аппарата.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Увеличение словарного запаса.
- Воспитание интереса к чтению.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке
текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и
слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается, доходя
до 100 слов и 100 рисунков. Для расширения поля зрения используются таблицы Шульте, скороговорки способствуют развитию речевого аппарата и
т.д.
Формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на детей от 7 до 9 лет, знающих буквы, читающих по слогам. Занятия можно проводить, как индивидуально, так и в группе. Дети объединяются в группы по 6-8 человек с разделением по возрасту. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Процесс обучения выстраивается по заранее намеченному календарному плану.
Структура занятия
Каждое занятие включает в себя упражнения разной напрвленности:
- Дыхательная гимнастика
- Упражнение на развитие артикуляции и дикции (чтение на выдохе, скороговорки, чистоговорки,
- Упражнения на развитие свойств внимания: объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации(Переплетенные линии Рея/Лабиринты, Струп-тест, «Большие и малые числа», «Разноцветные числа», корректурные пробы)
- Упражнения на расширение поля зрения( Таблица Шульте, клиновидные таблицы)
- Упражнения на синхронизацию обоих полушарий (Рисование обеими руками, «Алфавит», устный счет)
- Упражнения на развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной памяти)
- Чтение с указкой
- Работа со слоговыми таблицами
- Работа с текстом на время
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
- Мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
- Эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, любовь и уважение к Отечеству;
- Первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки,
- Стремления к успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД:
- управлять своим вниманием;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
- умение работать в парах и группах;
- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
- выделять в тексте самое важное и необходимое;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- обоснованно делать выводы, доказывать
Коммуникативные УУД:
- выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи
Предметные результаты
Ученик научится…
- Читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное.
- Владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста.
- Владеть техникой скорочтения.
Ученик получит возможность научиться…
- Увеличить скорость чтения в 2 и более раз.
- Увеличить скорость и качество запоминание текстов.
- Легко запоминать стихи за 10-15 минут.
- Мыслить быстрее.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2021/02/ПРОГРАММА-СКОРОЧТЕНИЕ-И-РАЗВИТИЕ-ИНТЕЛЛЕКТА.docx” download=”all” viewer=”microsoft”]