«Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»


Баранова Светлана Александровна

преподаватель по классу фортепиано ГККП «Детская музыкальная школа села Балкашино при отделе образования по Сандыктаускому району управления образования Акмолинской области»

ЭССЕ: «Моя профессия-Учитель Музыки»

Подготовила: Баранова Светлана Александровна,

преподаватель Балкашинской  детской музыкальной школы

                                                                              «Музыкальное воспитание – это

 не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека»

В.А Сухомлинский.

Есть в нашем языке удивительное ёмкое по смыслу слово «просвещение». Просвещает, создаёт человека светом знаний, светом души, светом творчества – Учитель.

Учитель-это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума, – это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.

Учитель-профессия, самое главное на Земле. Она является источником радости, даёт нам радость человеческого общения, счастье погружение в мир детства, чувств, причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее.

Учитель-это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника, он пробуждает у ребёнка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию.

Деятельность учителя-это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека, никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога детьми.

Я твердо убеждена, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте- умение проникнуть в духовный мир ребёнка. «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребёнком», – утверждал В.А Сухомлинский.

Детство -важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь.

Детство, детский мир-это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, о чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них сваи критерии красоты.

Музыка, мелодия, красоты звуков- важное средство нравственного и умственного воспитания, источник благородства сердца и чистоты души. Опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии – только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно  наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкальных произведений, если в звуках ребёнок  почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть  достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком  собственную   красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство. Благодаря музыке  в человеке пробуждается представление  о возвышенном, величественном,  прекрасном не только в  окружающем мире, но и самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания.

     Создавать новые музыкальные произведение могут лишь отдельные люди, но понимать язык музыки, пользоваться сокровищами музыки в духовном общении посильно всем. Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания. Сфера действия музыки начинается там, где кончается речь; то, что невозможно сказать человеку словами, можно сказать музыкальной мелодией, потому что музыка передаёт непосредственно настроения, переживания. Музыка является незаменимым средством воздействия на юную душу.

Мечта-стать учителем – жила во мне с детства. Бабушка, дедушка и мама были учителями. Роль учителя «осваивала» в детстве, играя с бабушкой и сестрёнками в школу. Это она, бабушка привела меня в профессию, навсегда связав мою судьбу с миром детства. Моим учителем музыки была Палютина Татьяна Михайловна. Это она научила меня интересно рассказывать о музыке, петь, устраивать музыкальные вечера, быть активной и любознательной, трудолюбивой, а главное – научила любить музыку, поверить в свои силы, не потеряться в жизни. С большой теплотой вспоминаю о Кокшетауском музыкальном училище, о Челябинской Академии культуры и искусств, которые  окончила, о преподавателях педагогики, музыки, художественной культуры. Здесь педагогика была живым, ярким рассказом о искусстве воспитания, о методах воздействия на сознание и чувства. Все лучшее во мне от их усилий.

По мнению К.Д Ушинского, педагогика-не наука, а искусство, самое сложное, высокое, самое необходимое; оно стремиться к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не постижимому: к идеалу совершенного человека.

Наверное, ради этого вот уже 25 лет каждое утро я спешу в школу. Что день грядущий мне готовит, какая музыка сегодня зазвучит в моей судьбе? Музыка светлой радости и фантастического счастья, как у «солнечного» Моцарта или мелодия беззвучно льющихся слёз и страдающего сердца, как у Глинки, а, может быть, симфония мужества, огня и победы, как у Бетховена?

И снова в  путь – познать мир сердца, отправляясь по дорожке черно-белых клавиш за святой истины, наслаждаться родниковой частотой прекрасных голосов, наполнять души детей добротой и благородством, раскрывать нежные бутончики талантов и верить в то, что они превратятся в яркий, великолепный, благоухающий букет. Это моё предназначение и учительское счастье.

Миссия учителя – быть соучастником освоения мира музыки ребёнком, заботливо и мудро вести его «взяв за руку» к самостоятельной взрослой жизни. И тогда мир высокохудожественной музыки не будет для детей чуждым, абстрактным и непонятным. Учитель-это тот, кто интересуется своими воспитанниками, их желаниями, склонностями и достижениями. Хороший учитель музыки постоянно воспитывает детей своим отношением к искусству, к делу, к окружающим, учит не только пониманию своего предмета, но чему-то более важному, что незримо стоит за конкретными вещами, – человечному в человечном. Специфика учителя музыки в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими.

Сегодня Республике Казахстан требуются образованные, уверенные в себе люди, профессионалы своего дела. Профессионал – это знающий и любящий свое дело специалист, способный в любой ситуации найти верное и быстрое решение. Именно таких людей должны готовить школы нашей страны, чтобы Родина стала процветающим экономически развитым государством, в котором люди чувствовали бы себя социально защищёнными. И именно поэтому в системе образования должны работать творческие, умеющие увлечь детей своим предметом, своим отношением к делу, способные подготовить профессионалов.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Музыка-нектар жизни, и научить детей его собирать по крупинкам – главная цель учителя музыки.