Дифференцированный подход к учащимся через использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы


Акмолинская область Жаксынский  район

КГУ «Общеобразовательная школа села Белагаш отдела образования Жаксынского района управления образования Акмолинской области»

Тема:

«Дифференцированный подход к учащимся через использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Бульбочка Светлана Валентиновна

2021 год

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Актуальность темы

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям . Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Из-за перенасыщенности современного школьника информацией во всем мире, и в России, в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. В своей книге он пишет: «Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3.М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

     Умения, полученные учащимися  в результате поэтапного применения этимологического анализа слова, являются важной основой для приобретения самого главного из них – умения самостоятельно учиться, т.е. думать, рассуждать, искать, пользоваться словарями и другой справочной литературой.

     Следующей творческой работой  учащихся является школьное сочинение.

      Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем , интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношения к жизни. Необходимо также отметить ,что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.

       Но писать сочинения дети не так-то и любят. Опять передо мной встает проблема : как заинтересовать детей ?

        Игровая технология – вот что спасает учителя и учащихся. Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось  в современной методике. Мое внимание привлек прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

     Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. Здесь особенно важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера , что следует подчеркнуть  в анализе специально.

      В своей практике использую также  сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение.

     В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращаю их к нетрадиционным формам сочинения, как рецензия, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки,   юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи.

     В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое жанр письма.

Письмо – это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы . на литературном материале я практикую письма – обращения к какому-нибудь персонажу, письма – признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.

     В последнее время в методической литературе чрезвычайно много внимания уделяется  моделированию уроков инновационного типа. Урок, заявленный как урок – игра , презентация, урок- фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы. Нетрадиционные уроки усиливают  акцент на занимательности и стимулирования интереса к содержанию предметного курса, что , бесспорно, способствует повышению качества обучения. В моей практике насчитываются  такие виды нетрадиционных уроков, как урок-суд, урок-репортаж, урок-расследование, урок-вернисаж, урок-диспут и т.д.

       Каким образом заинтересовать ребят промежуточным контролем знаний?

Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре «Путешествие в Музей Морфологии», радует и восхищает меня своими познаниями ничуть не меньше , чем ученик, безупречно выполнивший тест. Поэтому я стараюсь подойти к составлению контрольных заданий творчески, тем самым , как мне кажется, внушаю детям мысль: «интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания , применять и облекать их в самые неожиданные формы».  Использую разные виды диктантов: графический, цифровой, зашифрованный,  на уроках литературы применяю ассоциативные кроссворды.

    В заключении отмечу, что в качестве приемлемых и продуктивных форм промежуточного контроля  я использую сюжетно-ролевые игры, а  также зачетные спектакли, в которых каждому ученику отводится особая роль, пусть даже это роль художника-декоратора или музыкального оформителя. Для того, чтобы справиться даже с этой ролью, необходимо текстуальное ознакомление с художественным произведением, внимание к художественной детали, авторским ремаркам. Для меня, убедившейся в том, что  мои ученики не только многому научились , но и полюбили  мой предмет, такая система контроля стала настоящим открытием.

      Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И хочется работать на пределе, доказывая всем, что не зря ношу гордое имя учитель! Как же всегда хочется видеть сверкающие глаза счастливых детей, черпать в них силы. Вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.

Перспективность методов проекта

В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей.

Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.

Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.

Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается интерес.

  Цель опыта по применению игровой технологии

       Для работы над педагогическим опытом «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы в 5 – 9 классах  как средство творческой активности учащихся » я выделила цель, наиболее значимую, по моему мнению, в конкретной образовательной ситуации: «Формирование и развитие знаний, умений и навыков посредством использования игровой технологии; умение применять их в практической деятельности».

Задачи опыта по применению  игровой технологии

     Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».

     Задачи моего обобщения опыта педагогической деятельности:

– сформировать знания, умения и навыки и научить применять их  на практике;

– активизировать познавательный интерес учащихся;

–  сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного  учебного материала. 

– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения;

– создать условия для творческого самовыражения;

– создать позитивный психологический климат в коллективе;

   Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.

   Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.

   Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать  больше интересных и разнообразных игр  при изучении конкретных разделов лингвистики.

Длительность работы над опытом

по применению игровой технологии

    Над данным педагогическим опытом я работала 3 года. Прежде чем начать работу над данным проектом, изучила программу по русскому языку для 5-9 классов, побеседовала с учителями русского языка и литературы,  познакомилась с методикой их преподавания, посетила уроки русского языка с использованием данной технологии в 5-9 классах для планирования своей дальнейшей работы с учётом принципа преемственности «традиционная система образования – система образования в рамках обновления».

Классифицирование игр

Наверняка все вы помните ролевые игры, сюжетные, имитационные, деловые, игры-драматизации.

Классификация игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики, при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры: на фонемноеразличение слов; различение звонких и глухих согласных, оглушение и озвончение, различение твердых и мягких согласных. («Убери одну фонему», «Замени одну фонему», «Найди пару»);

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса, на выбор адекватной громкости, на развитие силы громкости, на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

2.Лексико-фразеологические игры: на знание слов (кроссворды, сканворды, чайнворды), системные отношения в лексике («Четвертый лишний», «Лото», «Ассоциации»)

2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («Ищи свою половину», «Собери поговорку» и многие другие)

3. Игры по морфемике и словообразованию развивают умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («Составь слово по схеме», «Найдите друг друга», «От одного корня»)

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

По характеру педагогического процесса выделяются игры:

обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные,диагностические,профориентационные,психотехнические.

По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, технические.

Все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами:

1 способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, например, лото, кроссворды, шарады, загадки и другие.

2 способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» – жюри – зрители. Хочу отметить, что этот способ организации игры дети любят больше, чем первый, им нравится сама подготовка к игре, при которой совместная деятельность сближает всех участников игры.

Элементы игровой деятельности на каждом уроке

Игровую деятельность как элемент урока применяю на разных этапах:

от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Не секрет, что обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная или письменная фронтальная проверка, двое-трое работают над индивидуальными заданиями у доски или за партой, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель (не дай Бог) не спросил. Чтобы преодолеть унылую традицию, на этом этапе предлагаю вводить элементы игры.

Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно и только тогда, когда вы полностью владеете ситуацией в классе. В противном случае «разыгравшиеся» на первой десятиминутке дети потом так и не войдут в нужное русло урока. Игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

На этом этапе урока наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» хорошо бы ввести наряду с орфографической в привычку.

Если же домашнее задание посвящено морфологии, то увлекательной формой его проверки может стать, например, разгадывание кроссворда.

Следует ли оценивать участие детей в игре по принятой в школе пятибалльной шкале? Или можно ограничиться устным комментарием?

Надо учитывать, на каком этапе проводится игра. Например, проверка домашнего задания – это этап контроля, который должен сопровождаться отметкой.

Известно, что все учащиеся независимо от возраста хотели бы поощрения своей активности, сообразительности, осведомленности. Перед проведением игры необходимо разработать критерии оценок и объявить их ребятам.

Победителем может стать вся команда или один ученик. При единоличном первенстве критерии оценок могут быть проще: тот, кто первым правильно разгадал, например, кроссворд, получает отметку «5», у второго по скорости – «4». Ставить отметку «3» я бы не рекомендовала, так как это может убить желание играть в будущем (хотя всё зависит от типа личности). При проведении обобщающей игры я предусматриваю небольшие призы или красочно выполненные дипломы, которые торжественно вручаются победителям.

3-4 – й этапы урока

При закреплении и повторении материала, когда исчезает момент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Так, например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» в 6 классе использую словообразовательную игру «Чьё гнездо больше?»

Пример

Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Засекается время. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определённое время составить гнезда однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результате докладывает капитан.

В каждом классе в начале года при повторении материала по фонетике, лексике, фразеологии провожу игры, рассчитанные на целый урок. В 8-9 классах игры должны быть творческими, с заданиями близкими к олимпиадным. Такие игры провожу по типу телевизионных «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером?», «Крокодил».

Алгоритм построения уроков по игровой технологии

Для того чтобы построить урок с применением игровой технологии, во-первых, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, необходимо увлечь детей, чтобы они почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливые оценки, можно приступать к подготовке игры.

Этапы подготовки игры

1.Ориентировочный этап. Учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Дается обзор общего хода игры.

2.Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок.

3.Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий » игры и их восприятие участниками.

В год, совмещая учебную и внеклассную деятельность, я провожу 3-4 большие игры.

Итак, почему же стоит применять игры в обучении?

Игры позволяют учащимся решать трудные проблемы, они психологически привлекательны, повышают мотивацию. В ходе игры лучше запоминаются определения, лучше усваивается материал. В процессе игры у ребят возрастает интерес, который связан с нетрадиционной формой подачи материала, а также с тем, что через игру материал становится доступным и близким.

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Спектр целевых ориентации:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2.Игры-путешествия.

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)

1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире – новости», «Конкурс дикторов и др.»)

2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)

3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов:«Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)

Заключение.

Анализируя результаты уроков, на которых проводились игровые технологии, можно сделать вывод о том, что игровые технологии положительно влияют на повышение знаний русского языка. Игровые технологии, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Игровые технологии на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.

      В процессе игры воспитываются и нравственные качества, развиваются коммуникативные способности.

      Таким образом, использование  игровых технологий  на уроках русского языка и литературы в 5 – 9 классах  повышает интерес учащихся к русскому языку и  способствует более качественному усвоению знаний.

 Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Думаю, что учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.