Урок русского языка в 6 классе


Соколова Светлана Анатольевна

Учитель русского языка и русской литературы

КГУ «Борисовская средняя школа

отдела образования Атбасарского района»

 

По теме: «Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение».

Тема:  Цель:
1) ознакомить учащихся с разделом науки о русском языке – лексикой;
2) дать понятие о лексическом и грамматическом значении слова;
3) дать понятие о толковом словаре и научить им пользоваться;
4) способствовать привитию учащимся любви к русскому языку.
Ход урока
– Здравствуйте, садитесь.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся на большом воздушном шаре по разделу науки о русском языке, который называется лексика, а также мы узнаем о лексическом значении слова. Нас ждет встреча с толковым словарем, мы научимся им пользоваться. И все это поможет нам ещё сильнее полюбить русский язык и познать его тайны.

– А для чего мы должны знать русский язык?
 Ответы учащихся.
– Правильно, ребята. Русский язык нам нужен для того, чтобы общаться. А понимать друг друга при общении нам помогают слова.
Давайте прочтём стихотворение.
Много слов на земле…. Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
– Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из самых интересных разделов науки о языке, в котором живут слова, этот раздел называется Лексика. Лексику можно назвать княжеством, которое удивительно богато. Его богатства дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В его кладовых хранятся слова- все слова русского языка от самых-самых древних до недавно родившихся.

Запись в тетрадях даты, темы урока.
 II. Сообщение учителя о лексике.
Итак, мы приступаем к изучению раздела русского языка «Лексика», который изучает мир слов. Слово настолько многогранно, что оказывается по-своему интересным для разных разделов языка.
– Какой раздел языка вы изучали на прошлых уроках? (Фонетика.)
– Что изучает фонетика? (звуки речи)
– Как вы думаете, что является важным в слове для фонетики? (Это соединение звуков, объединённых ударением).
– А кто из вас может определить, как рассматривает слово словообразование? (Интересуется тем, как образуются слова, из каких морфем они состоят.)
Для морфологии (это раздел науки о языке, в котором слово изучается, как часть речи, со всеми грамматическими признаками, для синтаксиса (изучает словосочетания и предложения и правила их построения.) – прежде всего член предложения, а в лексике слово называет и обозначает предметы и явления окружающего мира.
– Ребята, мы можем сделать вывод, что каждая наука языка изучает слово и изучает его по-своему. Чтобы наша речь была красивой, точной, понятной для других, мы должны правильно употреблять слова, знать их точное значение.  Вот об этом мы и поговорим сейчас.
– Что такое лексика? (Это словарный состав языка). Обратите внимание из какого языка пришло к нам это слово. ( лексис по-гречески означает слово). Есть и однокоренное прилагательное лексический, где происходит чередование звуков к//ч. давайте запишем новые слова, и разберём их по составу.

Словарная работа

– Что же такое лексическое значение слова?
(Главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово). 
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А.Шибаев)
Все предметы, которые нас окружают имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. Чтобы научиться свободно говорить и писать, надо усвоить много разных слов.
– А где мы встречаем сразу одновременно множество слов и их значений?
(в словарях)
Я хочу вам зачитать высказывание Анатоля Франса о словаре: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё”
Ребята, вы обратили внимание на выставку толковых словарей . это только лишь малая их часть.
Словари – это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.
Что такое словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову, вынесенному в её заглавие).
Словарная статья состоит 1) заголовочное слово 2) грамматические пометы 3) толкование лексического значения 4) пример употребления слова в речи.
Вы уже работали со словарем. Давайте вспомним этапы работы.
Прочитаем Памятку работы со словарём.

 Памятка работы со словарём.
Прочитай слово. 

Определи, на какую букву оно начинается. 

Найди в оглавлении на какой странице эта буква. 

ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв. 

 

Чтобы найти легко и быстро слово в словаре, мы должны очень хорошо знать алфавит. Послушайте, что же нам рассказывают словари о слове “словарь”.

Слово “словарь” имеет два значения, заимствовано нами из французского языка в XIX веке, а во французский язык слово пришло из греческого языка. Когда-то в русском языке вместо слова “словарь”,  говорили: словник, речник, слово толковник, лексикон.
В конце нашего учебника на стр. 265 тоже находится толковый словарик. В него включено, конечно, совсем немного слов, но это слова,  значение которых стоит запомнить.
А сейчас давайте выполним задание :
Кто быстрее найдет слова и их толкование в словаре? Запишет в тетрадь и вставит пропущенные буквы. Брошюра; пороша; шарада.
Вы обратили внимание на то, что в словарях, кроме лексического значения слова, даётся дополнительная информация – это правильное произношение и правильное написание слов.
Словарь – это золотой клад русского языка.
Определите, пожалуйста, лексическое значение слова “золотой”сами,  без словаря (сделанный из золота). А теперь посмотрите,  какое толкование есть в словаре и мы видим, что мы правильно определили лексическое значение данного слова. Но, оказывается, слово “золотой” имеет несколько значений.
Первое значение то, которое мы с вами определили, и оно является главным. Кроме того, второе значение – цвета золота.
Третье – переносное. Счастливый (золотая пора). Учёные считают, что в истории человечества был период, который называли золотой век. Подробнее об этом периоде вы узнаете на уроках истории.
Четвёртое значение – тоже переносное. (Дорогой, любимый).
Слова, которые имеют более одного значения, называются многозначными. Подробнее с такими словами вы познакомитесь на следующих уроках.

– Ребята, наша задача – расширять свой словарный запас, лексикон. Узнавать, как можно больше новых слов. Послушайте стихотворение о том, как мальчик придумал новое слово.

Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.

А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Скажите, удалось ли герою стихотворения “придумать” новое слово? Давайте исследуем его, используя те знания, которые вы уже получим.

Фонетический разбор у доски (письменно): в слове плим один слог, ударение падает на и.(глас. Ударный)
4буквы и 4 звука
Какой частью речи является:
Плим – существительное (что?) плим.
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.
синтаксический разбор (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
Подчеркнуть члены предложения.
И все-таки это не слово! Почему? (Нет лексического значения). Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова. Без него нет слова,  и не может быть!
Итак, кто скажет, а что еще обозначено в русском языке словом лексика? (Весь словарный состав). А каков же весь словарный состав? Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд видимых на небе только около 3 тысяч, слов же гораздо больше.
В современном русском языке их более 150 тысяч + иностранные слова – 30 тысяч, термины – 10 тысяч, диалекты – 200 тысяч, имена – 25 тысяч, устаревшие – 30 тысяч. Мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.
Как же фиксируются слова и где? (В словарях). Ещё раз посмотрите, сколько их представлено на нашей выставке. Самый известный словарь составил Владимир Иванович Даль. Это толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах, он насчитывает более 200 тысяч слов и толкований.
А самый большой 17-томный “Словарь современного русского литературного языка” насчитывает 120 тысяч слов. Давайте сравним со словарным запасом человека. Словарь Пушкинских произведений – 21 тысяча, взрослого человека, имеющего высшее образование,– 10-12 тысяч, а ваш – ? словарь (лексикон)младшего школьника (10-11лет), вашего возраста насчитывает 3600 слов. Какой вывод напрашивается? (Пополнять свой словарный запас, т.е. узнавать новые слова). Одним из способов расширения лексикона, является чтение художественных произведений.

Выводы по уроку:
Что такое лексическое значение слова? (главный смысл слова)

Где мы можем найти лексическое значение слова? (словарях)

Что значит указать грамматические значения слова?

Что такое лексика? (Это словарный состав языка) 

Я думаю, что сегодня на уроке вы сделали для себя некоторые открытия.
Но, очень много разных открытий вам предстоит ещё сделать, путешествуя по увлекательным разделам Русского языка.
Выставление оценок.
Пора заканчивать наше сегодняшнее путешествие, но мы никогда не перестанем обращаться к значениям слов.
Слова слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо….,
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море – море слов-
Купаться ежечасно!

Не утонуть в этом море слов, вам помогут верные надёжные помощники – словари русского языка.
Берегите русский язык, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами. Наш язык- это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.
 Домашнее задание:  параграф 27, упражнения 161, 163

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *