Открытый урок по русской литературе, 8 класс «Анализ эпизода. (по повести-феерии А.Грина «Алые паруса»)


Мельник Людмила Анатольевна

учитель русского языка и литературы Северо-Казахстанская область Кызылжарский район КГУ «Шаховская СШ»

Открытый урок в 8 классе по русской литературе

Краткосрочный план

Раздел                     VIII. Мечты и реальность
ФИО педагога Мельник Л.А. Школа: Шаховская СШ
Дата  
Класс 8 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:  
Тема урока       Анализ эпизода. (по повести-феерии А.Грина «Алые паруса»)
Цели обучения в соответствии с учебной программой 8.2.4.1 анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета; 8.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.  
Цели урока Вы сможете: проанализировать эпизоды произведения, объяснить их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета и композициипринять участие в обсуждении произведения, обосновать свою точку зрения, оценить поведение, поступки героев,  
Ход урока
Этап урока/время Действия педагога Действия учеников Ресурсы Оценивание  
Начало урока                                                      Середина урока   1.Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя Актуализация знаний Что обозначает алый цвет? Почему паруса алые? Объясните смысл названия «Алые паруса» (Паруса – символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.) Какой жанр произведения «Белые паруса»? Феерия(от fee – фея) –  1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.  2. перен. Волшебное сказочное действие.  (то есть в этом произведении есть волшебное сказочное действие) .(Грин назвал свое произведение «Алые паруса» феерией, потому что в жизнь Ассоль, главной героини, приходит сказка по воле сказителя и преображает ее.) Учащиеся вытянут карточку, на которой будет изображен фрагмент из фильма «Алые паруса» (режиссер Александр Птушко). Что изображено на карточках? (фрагмент фильма). А как в произведении это называется?-эпизод Сформулируйте тему урока Постановка целей: Сегодня на уроке вы сможете: Учащиеся объединяются в пары( мини-группы) Задание I 1-расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгене. Почему он сторонился земляков? Как отношение жителей поселка к Лонгрену отразилось на его дочери? (подтвердите цитатами из произведения) 2-Расскажите о детстве Ассоль. Почему она не могла подружиться с детьми своей деревни? Что ее отличает от них? (подтвердите цитатами из произведения) 3-Расскажите о людях и нравах деревни Каперны. Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого? (подтвердите цитатами из произведения) Дескрипторы:1- отвечают на вопрос, 2-приводят в доказательство цитаты Ребята, вы рассказали, что узнали об Ассоль, Лонгрене, жителях Каперны. Из уже прочитанного можно увидеть проблемы, которые поднимает А.Грин в этом произведении. Давайте попробуем их определить. Пару минут посоветуйтесь в парах и на доске запишем эти проблемы: (А.Грин поднимает много проблем, одна из них: стремление к мечте, своей цели. Также писатель поднимает следующие вопросы: проявление доброты, черствости и равнодушия, смысла жизни, добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Основа проблематики – моральные ценности     Задание II Дайте название  фрагменту фильма. – Найдите в тексте границы этого эпизода. расскажите этот эпизод – Подумайте, какую роль играет эпизод для раскрытия проблематики всего произведения? Критерии: 1. Близко к тексту пересказать эпизод 2.раскрывать связь эпизода с проблематикой произведения; 3.свободно владеть монологической речью Дескрипторы: -пересказывает эпизод; -находит проблемы произведения в эпизоде; Задание III Давайте попробуем определить элементы композиции данных эпизодов   Экспозиция повести – знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка – предсказание незнакомца о встрече с принцем Выступление пар(групп) (После выступления пары задают вопрос другой паре(группе) по содержанию урока) Возвращение к целям урока Приветствуют друг друга       Отвечают на вопросы                               Формулируют тему урока, определяют цели                   Работают над заданием в парах                         От каждой пары (мини-группы)ученик записывает на доске проблемы произведения   Ученики определяют общие проблемы       Совместно составляют критерии         Учащиеся определяют композицию произведения   Выступление спикеров             Слайд  корабля с алыми парусами         Слайд «Феерия-это…»               Фотографии фрагментов фильма «Алые паруса»                   Фрагменты фильма                   Текст произведения                               Учебник     Фрагмент произведения (можно фильма)   ФО             Комментарии учителя                       Взаимооценивание                             Наблюдение учителя         Взаимооценивание             Комментарии учителя(поощрение)         самооценивание               Взаимооценивание (обратная связь)  
Конец урока Рефлексия Д/з-дочитать произведение