Программа факультативного курса по биологии «Basics of biology in English. 10 grade»


Абиева Наталья Леонидовна
Учитель биологии
КГУ СОШ №2 имени А.Текенова а.Теренколь, район Тереңкөл, Павлодарская область

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества всем становится понятно, что только то, государство сможет успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования. И перед современным образованием в Республике Казахстан сегодня стоят важнейшие  задачи. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах. Поэтому важнейшей стратегической задачей образования является, с одной стороны сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой стороны, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение государственным, родным, и иностранными языками.

 Внедрение полиязычия в образовательный процесс  –  это основа формирования поликультурной личности в подрастающей молодежи Казахстана. Уже со школы необходимо обучать и воспитывать новое поколение молодежи с учётом требований современного поликультурного и полиязычного мира, так как в будущем им предстоит жить и работать в этих условиях. В связи с этим, логичным и разумным является переход на преподавание  предметов естественно-научного цикла на английском языке – языке международного общения. Ведь сегодня огромное количество полезной информации из разнообразных ресурсов становится для наших школьников недоступной из-за незнания английского языка, на котором  издается много современной научной литературы.

Предлагаемый факультативный курс поддерживает базовые знания по биологии и углубляет познания детей в биологических терминах на английском языке. Он предназначен для учащихся 10, рассчитан на 1 год обучения. Изучение курса поможет учащимся проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы, а также расширит лексический запас английского языка у учащихся. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии в предыдущих классах.

Целью данного курса является углубление и расширение теоретических знаний учащихся об основных понятиях и закономерностях в биологии и закрепление этих знаний на английском языке, а также дает дополнительную возможность учащимся для тренировки критического мышления, что является сегодня важным элементом любого обучения.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся  с основными понятиями биологии как науки в целом на английском языке;
  • расширить и углубить знания по основным разделам биологии;
  • формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний биологии;
  • создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, полиязычное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, к истории, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами являются:

  • целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований, и критериев;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение и применение биологической терминологии на английском языке;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  • развитие смыслового чтения научного текста по биологии на английском языке, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Предметными результатами являются:

  • формирование и совершенствование англоязычной коммуникативной компетенции учащихся; расширение и систематизация знаний по биологии,
  • расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
  • создание условий для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
  • способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
  • достижение порогового уровнявладения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
  • сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях;
  • речевая компетенция: функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности, формирование умений во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.

Формы проведения занятий:

  • Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
  • Самостоятельная поисковая работа учащихся.
  • Работа в парах.
  • Коллективные обсуждения и дискуссии.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы:

  • Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
  • Устные выступления по заданным темам.
  • Тестовые и самостоятельные работы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  •  «рабочее место учителя» (компьютер и принтер);
  •  мультимедийный проектор
  •  экран

Используемая литература:

  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.:

Мир, 2008. – Т. 1.,2,3.

  •  Biology. Grade  10. Textbook. 1st EDITION.  Zhigibay T. учебник для 10 класса «Астана- кітап», Astana,2019.

Интернет-ресурсы:

Basics of biology in English.

Grade 10.

Program content:

Chapter  1.Molecular biology and biochemistry. 4 hours

1.Water.Simple carbohydrates.Polysaccharides.Reducing  and Nonreducing  sugars.

2.Lipids. Lipid classification.

3.Protein. Protein Function. Protein Denaturation.Protein Determination.

4. DNA. DNA Replication.RNA.Nucleus acids.

Chapter  2. Cell biology. 3 hours

1.The main components of the cell. Cell organelles. Nucleus.

2. Fluid mosaic model. Influence of various factors on the cell membrane.

3. Prokaryotic and eukaryotic cell.

Chapter  3. Nutrition. 1 hour

1.Enzymes. Factors and conditions affecting enzyme activity.

Chapter  4. Transport. 3 hours

1. Hemoglobin and myoglobin.

2.Influence  of the ratio of surface area to volume on the diffusion  rate.

3. Mechanism  of passive transport.

Chapter  5.Respiration. 3 hours

1. ATP. Aerobic respiration.Anaerobic respiration.

2. Metabolism. Formation of acetyl-CoA.

3. Function of mitochondria during cellular respiration.Krebs cycle.Electron transport chain.

Chapter 6. Excretion. 2 hours

1. Urine formation. Water regulation.

2. Dialysis. Kidney transplantation.

Chapter 7.Cell cycle.  3 hours

1.Introduction to Mitosis. Mitosis.

2.Meiosis. Gametogenesis.

3. The control of a cell cycle.Cancer. Aging.

Chapter  8. Heredity and variability. 5 hours

1.Modifications.Cytogenetics.

2. Sex-linked inheritance. Multiple alleles.

3.Chromosome Theory of Inheritance.

4. Interactions of alleles of one gene.Interactions of alleles of different genes.

5. Mutations.

Chapter  9. Evolution and Breeding Biodiversity. 3 hours

1.Genetic variation. Factors of evolution.Evidence  of evolution.

2. Stages of the formation of life on Earth. Phylogenetic  trees.

3. Speciation. Selective breeding.  Human evolution.

Chapter 10. Coordination and regulation. 3 hours

1.Action potential. Refractory period.

2. Central nervous system.

3. Mechanoreceptors.The mechanism of synaptic transmission.

Chapter 11. Movement.2 hours

1. Structure of muscular tissue. Skeletal muscle contraction.

2. Mechanism of muscular movement. Types of muscle fibers.

Chapter 12. Biomedicine and bioinformatics. 2 hours

1. Application of biomechanics. Heart automaticity.

       2. Genetic engineering. Ethics of GMO application.

Основы биологии на английском языке.

10 класс.

Содержание программы:

Глава 1. Молекулярная биология и биохимия. 4 часа

1. Вода. Простые углеводы. Полисахариды. Редуцирующие и нередуцирующие сахара.

2.Липиды. Классификация липидов.

3. Белок. Функция белков. Денатурация белка. Определение белка.

4 ДНК. Репликация ДНК. РНК. Нуклеиновые  кислоты.

Глава 2. Клеточная биология. 3 часа

1. Основные компоненты клетки. Органеллы клетки. Ядро.

2.Жидкостно-мозаичная модель мембраны. Влияние различных факторов на клеточную мембрану.

3.Прокариотическая и эукариотическая клетка.

Глава 3. Питание. 1 час

1. Ферменты. Факторы и условия, влияющие на активность ферментов.

Глава 4. Транспорт. 3 часа

1. Гемоглобин и миоглобин.

2. Влияние отношения площади поверхности к объему на скорость диффузии.

3. Механизм пассивного транспорта.

Глава 5. Дыхание. 3 часа

1. ATФ. Аэробное дыхание. Анаэробное дыхание.

2. Обмен веществ. Образование ацетил-КоА.

3. Функция митохондрий при клеточном дыхании. Цикл Кребса. Электронная транспортная цепь.

Глава 6. Выделение. 2 часа.

1.Образование мочи. Регулирование водного обмена.

2. Диализ. Трансплантация почек.

Глава 7. Клеточный цикл. 3 часа

1. Введение в митоз. Митоз.

2. Мейоз. Гаметогенез.

3. Контроль клеточного цикла.Рак.Старение.

Глава 8. Наследственность и изменчивость. 5 часов

1. Модификации.Цитогенетика.

2. Наследование, сцепленное с полом. Множественные аллели.

3.Хромосомная теория наследования.

4. Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов.

5. Мутации.

Глава 9. Эволюция и воспроизводство биоразнообразия. 3 часа

1.Наследственная изменчивость. Причины эволюции. Доказательства  эволюции.

2. Этапы становления жизни на Земле. Филогенетические деревья.

3. Видообразование. Селекция. Эволюция человека.

Глава 10. Координация и регуляция. 3 часа

1. Потенциал действия. Рефрактерный период.

2. Центральная нервная система.

3. Механорецепторы.Механизм синаптической передачи.

Глава 11. Движение. 2 часа.

1. Структура мышечной ткани. Сокращение скелетных мышц.

2. Механизм мышечного движения.  Типы мышечных волокон.

Глава 12. Биомедицина и биоинформатика. 2 часа

1. Применение биомеханики. Автоматизм сердца.

2. Генная инженерия.Этика применения ГМО.

Пояснительная записка

            Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по факультативному курсу «Basics of biology in English» для учащихся 10 класса, в соответствии с ГОСО, утв. Приказом министра МОН РК от 31.10.18г.  №604(с изм. и допол. на 28.08.2020г. №372), ИМП «Об особенностях учебно-воспитательного  процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году», Нур-Султан, 2021г.

Предлагаемый факультативный курс поддерживает базовые знания по биологии и углубляет познания детей в биологических терминах на английском языке. Изучение курса поможет учащимся проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы, а также расширит лексический запас английского языка у учащихся. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии в предыдущих классах.

Целью данного курса является углубление и расширение теоретических знаний учащихся об основных понятиях и закономерностях в биологии и закрепление этих знаний на английском языке, а также дает дополнительную возможность учащимся для тренировки критического мышления, что является сегодня важным элементом любого обучения.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся  с основными понятиями биологии как науки в целом на английском языке;
  • расширить и углубить знания по основным разделам биологии;
  • формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний биологии;
  • создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

        Курс предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 1 год обучения – 34 часа в год, по 1 часу в неделю.