Внеклассное мероприятие по музыке и географии «Великий шёлковый путь» 5 класс.


Елфимова Елена Владимировна, Хромова Надежда Вячеславовна

учитель музыки, учитель географии КГУ «Специальная школа-интернат №7» УО ВКО. Город Риддер

ШҚО ББ “Риддер қ. №7 арнайы мектеп-интернаты” КММ.

КГУ «Специальная школа-интернат №7» УО ВКО.

Внеклассное мероприятие по музыке и географии

 в 5 классе «А» ЗПР

 по теме: «Великий шёлковый путь».

Выполнили:

учитель музыки Елфимова Е.В.

учитель географии

Хромова Н.В.

Риддер қаласы

2020-2021 ж.

Город Риддер,

2020-2021 г.

Внеклассное мероприятие по музыке и географии

 в 5 классе «А» ЗПР

 по теме: «Великий шёлковый путь».

Подготовили: учитель музыки Елфимова Е.В., учитель географии Хромова Н.В.

Цель занятия: познакомить учащихся с танцами народов, проживающих на Великом шёлковом пути, эмоционально отзываться на музыку, анализировать и сравнивать разные танцевальные культуры, продолжать знакомство с музыкальными танцевальными традициями разных народов мира.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, позитивное отношение к шедеврам музыкального искусства стран мира, находящихся на Великом шёлковом пути.

Обучающие: учить вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение «слушать» и «слышать» музыку; познакомить с жанром народного танца. Учить интегрировать музыку и географию на одном занятии.

Коррекционно – развивающие: слушать друг друга; вести диалог; корректировать речевые навыки.

Методы.

  • Репродуктивный.
  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Частично-поисковый.
  • Практические – слушание и анализ музыкального произведения, работа с видеоматериалом, физической картой, портретом, рисунками.
  • Наглядный – презентация, фотографии национальных костюмов, видеотреки.
  • Словесный – рассказ учителей.

Оборудование:

  • компьютер;
  • синтезатор;
  • карты; портреты;
  • аудиозаписи;
  • видеоматериал;
  • наглядные пособия.

Ход занятия.

Организационный момент. Музыкальное приветствие «Добрый день»!

Ход занятия.

Великий шёлковый путь – это караванная дорога средневековья из Китая в Европу. Он начинался в городе Сиань (Китай) и заканчивался в городе Рим (Италия). Общая протяжённость составляла от 7 до 12 тыс. км. (Работа с картой).

 Однако не все купцы преодолевали его. Они продавали одни товары и покупали другие в крупных торговых городах и возвращались назад. В основном это был китайский шёлк.

Эпоха Великих географических открытий берёт начало с исследований венецианского купца Марко Поло, который в 13 веке первым из европейцев совершил поход на Восток. Проложил важные торговые маршруты, побывал во дворце Хана Монголии, в Китае, Индии, Японии, Юго-Восточной Азии и Персии (Иран).  Итогом его скитаний стала популярная «Книга чудес света». Она была востребована 800 лет, переводилась на многие языки. Сначала она считалась выдумкой. Но затем факты подтвердились. Даже Христофор Колумб использовал её в качестве авторитетного справочника для поиска Индии.

Современный Китай занимает 3 место в мире по площади, 1 место в мире по численности населения. Является родиной бумаги, чая, компаса, пороха, книгопечатания.

Из Китая везли шёлк, фарфор, бумагу, чай, рис, зонты, лекарства, парфюмерию, янтарь, коралл, асбест, кожи, изделия из лака, пряности и др. В Китай –  коней, верблюдов, арбузы, дыни, виноград, золото, кораллы, охотничьих собак, зеркала, украшения из бронзы и др. предметы.

5 основных цветов национального костюма Китая символизируют:

Красный. Встречается наиболее часто. Символизирует Солнце, огонь, жизнь, активность. Отпугивает злые силы. Привлекает счастье и богатство. Цвет платья невесты.

Чёрный: учёность, образование, мудрость. В современном Китае – цвет повседневной одежды населения.

Белый. Приносит несчастья, упадок, невезение. Нежелателен на свадьбах, при рождении детей и праздновании Нового года.

Жёлтый. Символизирует императорскую власть, национальную государственность, социальный статус человека, его благородное происхождение. Это цвет императоров.

Синий и зелёный. Синий символизирует весну, молодость, стихию воды, женское начало. Зелёный – измену.

Видео. Китайский танец.

Современна Индия – самая многонациональная страна мира. Занимает 2 место в мире по численности населения, 8 место в мире по территории. Из Индии везли ткани, пряности, самоцветы, красители, слоновую кость. В Индию – европейские картины и предметы роскоши.

Индийский национальный танец бхаратанатьям. Классический театральный храмовый танец. Выражает легенду о божестве, в честь которого был построен храм. Описывает его подвиги в борьбе с демонами. Техника исполнения современного танца включает 9 позиций: любовь, отвращение, героизм, страх, радость, печаль, удивление, гнев и покой, передающихся при помощи движений тела, мимики и жестов.  Отличительная особенность –  подчёркнутая геометрия поз, симметрия танцевального рисунка, резкие, точные и ясные движения и нарочитая условность мимики и жестов.

Видео. Индийский танец.

Узбекистан – родина науки и образования в средние века. Города на Великом шёлковом пути – Бухара, Самарканд, Хива, Ташкент, Фергана, Термез были цветущими оазисами, центрами торговли, ремёсел, распространения науки и различных культур.

 Через Узбекистан из Китая привозили железные изделия, порох, драгоценные металлы, камни, китайский шелк, зеркала, ковры, фарфор, бумагу, чай, рис, специи.

Из Европы и Средней Азии через Узбекистан привозили в Китай оружие, породистых коней, курдючных овец, собак, львов, леопардов, изделия из хлопка, шерсти, меди, стекла, сладкие фрукты и овощи.

Андижанская полька –  национальный узбекский танец. Всемирной славой пользуется искусство золотого шитья национального костюма, известное со средневековья, когда ещё не знали шёлка. Национальный костюм отражает черты народных промыслов, этнографические особенности, региональные формы одежды.

Видео. Узбекский танец.

Казахстан. Занимает 9 место в мире по площади. Является родиной тюльпанов и яблок. Страны покупали и продавали специи, лекарственные растения, благовония, ткани, меха, оружие, животных (коней, газелей, верблюдов, гепардов, обезьян, носорогов, львов), бивни слонов. Расплачивались золотыми и серебряными слитками, монетами, но в основном шёлковыми тканями. В торговых центрах Талгар и Испиджаб учёные нашли остатки храмов и культовых сооружений разного рода.

В центры торговли стекались мудрецы, паломники, путешественники, творчески одаренные люди, которые производили не только предметы культа, но и изделия светского характера. Благодаря этому происходил культурный обмен. Развивались дипломатия, технологии, торговые связи. Полукочевые тюркские племена постепенно переходили к оседлости. Путешественники оставляли записи, дневники, сочиняли песни и стихи, писали музыку. Использовались музыкальные инструменты: добра, адырна, кобыз.

Казахский национальный костюм традиционно шился из кожи, меха, сукна и тонкого войлока. Все эти ткани казахи изготавливали самостоятельно. Привозными были шелк, парча и бархат. Использование их в одежде считалось доказательством высокого уровня дохода. Широко применялись хлопчатобумажные ткани.

Видео. Казахский танец.

Россия. Занимает 1 место в мире по территории, запасам серебра, алмазов, питьевой воды, лесных ресурсов, добыче газа и нефти и т.д. Россия поставляла мёд, воск, хлеб, оружие, посуду, масло, соль из оз. Баскунчак и его лечебные глины, украшения, кулинарные рецепты (пельмени).  И развлечения –  игры, придуманные тысячи лет назад.

Русский национальный костюм. Формирование костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами Петра I.  Традиционную одежду могли носить лишь сословия низкого положения. Вышивка служила оберегом от злых сил. Доминировало изображение ромба – оно ассоциировалось с солнцем и счастьем. Девушки украшали волосы лентами, обручами, платками. Замужние дамы полностью закрывали волосы на улице. Кокошник могли носить только замужние женщины на праздник.

Видео. Русский танец.

Германия – занимает I место в мире по количеству культурных мероприятий и заведений, по сохранению климата. Октоберфест в Мюнхене – самый большой в мире народный праздник.  В сентябре 2019 года здесь состоялся фестиваль «Великий шёлковый путь». Мероприятие было направлено на культурный обмен между государствами, связанными в прошлом этим торговым маршрутом.

Немецкий национальный костюм. Идею костюма немцы позаимствовали у древних римлян. Немцы, проживающие на равнинах, носили вещи изо льна. Обитатели гор выбирали для пошива одежды плотное сукно. На побережьях часто шли дожди, и люди ходили в кожаной или деревянной обуви. В предгорье климат был сухой, и граждане ходили в соломенных тапках.

Видео. Немецкий танец.

Испания – родина гитары, кастаньет, танца фламенко, первооткрывателя Америки Христофора Колумба. Великий шёлковый путь – своеобразный феномен в истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоеванию рынков сбыта товаров.

Видео. Фламенко.

Современный Великий шёлковый путь. Имеет общую протяжённость 50000 км. Срок доставки грузов из Европы в Азию и наоборот составляет 2-3 дня. Очень важно, что до сегодняшнего дня все эти народы живут в мире и согласии, доброте и дружбе и большую роль в этом играет Ассамблея народов Казахстана.

В заключении нашего занятия предлагаем исполнить песню о дружбе.

Рефлексия.

-Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

-Танцевальная культура какой страны вам понравилась больше всего?

-В какую страну из изученных вы поехали бы в путешествие? Почему?

-Что является основополагающем фактором в развитии разных народов?

Дата:
Тема внеклассного мероприятия: «Великий шёлковый путь».
  5 «А» класс. ЗПР.   На уроке присутствует 12 человек. Из них 10 мальчиков, 2 девочки. 9 человек имеют диагноз ЗПР, 3 ребенка – ЛУО. Дети регулярно посещают уроки, пропусков практически нет благодаря контролю со стороны классного руководителя и воспитателя. Мероприятие разрабатывалось в соответствии программы обновленного содержания образования, с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся.   Тип урока: интегрированный.   Цели занятия: познакомить учащихся с танцами народов, проживающих на Великом шёлковом пути, эмоционально отзываться на музыку, анализировать и сравнивать разные танцевальные культуры, продолжать знакомство с музыкальными танцевальными традициями разных народов мира.   Задачи:   Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, позитивное отношение к шедеврам музыкального искусства стран мира, находящихся на Великом шёлковом пути.   Обучающие: учить вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение «слушать» и «слышать» музыку; познакомить с жанром народного танца. Учить интегрировать музыку и географию на одном занятии.   Коррекционно – развивающие: слушать друг друга; вести диалог; корректировать речевые навыки.     Методы. Репродуктивный.Объяснительно-иллюстративный.Частично-поисковый.Практические – слушание и анализ музыкального произведения, работа с видеоматериалом, физической картой, портретом, рисунками.Наглядный – презентация, фотографии национальных костюмов, видеотреки.Словесный – рассказ учителей.   Оборудование: компьютер; синтезатор; карты, портреты, аудиозаписи; видеоматериал; наглядные пособия.   Степень самостоятельности – под руководством учителя и самостоятельная деятельность.  
Формы работы: фронтальная, общеклассная, индивидуальная.
Ход занятия.
Этапы Основная часть Методы Формы
I. Организация класса. Приветствие. Подготовка учащихся к занятию. Словесный. Общеклассная.
II. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала. Введение в тему занятия по музыке и географии. Практический. Общеклассная.
III. Актуализа-ция знаний. Сопоставление нового материала с ранее изученным. Репродуктивный. Фронтальная, общеклассная.
IV. Углубление  знаний. Знакомятся с Великим шёлковым путём –  караванной дорогой средневековья, торговыми и культурными связями народов, проживающих в её пределах. Наглядный: демонстрация. Практический: называют танцы, товары. Общеклассная.   Индивидуаль-ная.
Слушают и смотрят танцы народов, проживающих вдоль Великого шёлкового пути. Словесный. Наглядный.   Общеклассная.
V. Проверка и помощь  правильности выполнения работы. Называют и анализируют танцы народов и группы товаров, перевозимых по нему.   Словесный. Практический. Индивидуальная. Общеклассная.
VI. Подведение итогов. Осмысление и осознание нового материала. Словесный. Общеклассная.
VII. Завершение занятия. Вывод. Рефлексия. Ответы на вопросы учителей. Словесный. Общеклассная.
VIII.        Пение. Исполнение песни о дружбе. Практический. Общеклассная.