Картотека игр «Игра – не забава». ИГРА – НЕ ЗАБАВА «Я сам»


Вержак Жанат Зейделовна

Воспитатель

КГКП  Я\сад № 7 «Ботакан»

г. Экибастуз

 Д/игра  «Я положил в мой чемодан».

Первый игрок придумывает  слова, начиная с буквы “а”, а затем говорит, например: «Я положил в мой чемодан апельсин». Следующий игрок повторяет предложение и добавляет,  начиная с “б”, например: «Я положил в мой чемодан апельсин и банан». Следующий игрок добавляет слова, начиная с “в”: «Я положил в мой чемодан апельсин, банан и ведро».

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сможет запомнить весь перечень или допустит ошибку.

Варианты

Если играть с детьми более старшего возраста, вы можете сделать игру более сложной – добавлять и существительное и прилагательное для каждой буквы алфавита. Например, “Я положил в мой чемодан ангельский апельсин, большую булку и вареную веревку”. И пусть вас не смущает несоответствия. Так даже веселей!

Игра-тренинг «Игра-шутка».

Педагог вызывает любого ребенка к доске и просит остальных описать, во что тот одет. Затем дети закрывают глаза, а педагог что-то изменяет в одежде ребенка. Дети должны сказать, что изменилось в его внешности..

Р/игра «Будь внимателен!».

Дети шагают по кругу под музыку. На слово “зайчик”, произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики, на слово “лошадка” – изображать, как лошадь ударяет копытом об пол, на слово “рак” – пятиться, “птицы” – бегать врассыпную, широко расставив руки, “аист” – стоять на одной ноге.

Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

Проблемная ситуация «Язык мимики и жестов».

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

 

«Посуда»

Д/игра  «Необычное в обычном».

Отличное задание, развивающее и творческое мышление, и сообразительность – придумывание вариантов необычного использования обычных вещей. Например, стакан. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?

Игра-тренинг  «Конкретизация понятий».

Цель: развитие мыслительных операций (обобщение, классификация), формирование умений обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.

Детям предлагают картинки, на которых изображены чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор (кофейник, чашка с блюдцем), котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки расположены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом «посуда». Затем следует назвать каждую группу предметов: чайная, столовая, кофейная, походная посуда — и объяснить, почему она так называется. Педагог просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу — фарфоровая, керамическая, металлическая).

Р/игра «Запомни картинки».

Для этой игры необходимо заранее приготовить 10-12 картинок, на каждой картинке должен быть изображен какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребенком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили.

Выигрывает тот, кто последним назовет картинку, о которой еще не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребенка.

Проблемная ситуация « Кухонная посуда. Труд повара».

Повар детского сада обращается к детям с просьбой: « Я знаю, что вы любите гречневую кашу. К сожалению, на кухне сломались весы. И я не могу узнать, сколько надо взять крупы для каши. Помогите мне.

 

«Наш дом природа»

 Д/игра «Я положил в мешок».

Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

Игра-тренинг «Не ошибись».

Цель: развитие понятийного мышления, быстроты реакции на сигнал.

Проводится игра с мячом. Педагог бросает кому-то из детей мяч, произнося слово «яблоко». Ребенок, возвращая мяч, должен произнести обобщающее слово «фрукт». (Используются слова «заяц», «лев», «стул», «кошка», «самолет», «лук», «кепка», «волк», «поезд», «диван» и т.п.)

Р/игра  «Угадай по описанию».

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Проблемная ситуация «Лес».

Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

 

«Предметный мир»

Д/игра «Секретное письмо».

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы “прозрачными красками на прозрачной бумаге”. Следующее секретное послание писать малышу.

Игра-тренинг  «На что это похоже».

Цель: развитие творческого воображения, речи, образных представлений.

Детям показывают ряд графических изображений (бабочка, круг, гантели, буква «п», веревка и т.п.) и предлагают назвать множество предметов, животных, которые могли бы получиться, если дорисовать эти фигуры.

Р/игра «Угадай часть чего?».

Суть игры:

Взрослый называет ребенку  часть предмета или существа, а ребенок пытается угадать, что это за предмет.

Алгоритм игры:

Ведущий называет детям часть предмета или существа, а дети предполагают, что это за предмет. Например, вагон – поезд; руль – автомобиль; лепесток – цветок и т.д.

Если у ребенка при угадывании предмета возникают затруднения, взрослый должен помогать ему. Игра направлена на развитие речи ребенка.

Проблемная ситуация «Свойства магнита».

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

«Труд взрослых»

 Д/игра «Архитектор».

Вы – архитектор, ребенок – строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

Игра-тренинг  «На что это похоже?».

Цель: развитие творческого воображения.

Педагог показывает карточки с рисунками  и предлагает придумать как можно больше вариантов того, на что это может быть похоже. Картинку он поворачивает в разном направлении.

Р/игра «Повторяй правильно».

Суть игры:

Воспитатель называет одно движение, которое повторять за ним не нужно (например, руки вверх). Дети идут колонной за воспитателем и повторяют разные движения за ним. Кто повторяет неправильное движение становиться в конец колоны.

Алгоритм игры:

Воспитатель объясняет детям, что им нужно повторять  все движения за ним, кроме одного. Дети идут колонной за воспитателем и повторяют движение за ним

Кто повторяет неправильное движение становиться в конец колоны

Игра развивает внимательность и общую моторику у ребенка.

Проблемная ситуация «Чудный лесник».

В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

                              

«На чем поедем в гости»

Д/игра «Один лишний».

Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.

Игра-тренинг «Группировка».

Цель: развитие произвольного запоминания посредством приема группировки.

Перед детьми в случайном порядке разложены картинки, на которых изображены различные виды транспорта в соответствии со способами передвижения: наземный, водный, воздушный (по три картинки на каждый вид). Педагог  предлагает запомнить их (обучение приему рационального запоминания). Детям необходимо разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом. Проводится игровое упражнение «Какой группы не стало» и «Что изменилось в ряду». Затем нужно перевернуть картинки изображением вниз. Педагог  показывает на одну из них. Дети должны назвать картинку. Педагог  проверяет правильность ответа. Таким образом дети вместе с педагогом могут воспроизвести все картинки.

Р/игра «Творческий подход».

Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

Проблемная ситуация « Транспорт».

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чем к ним добраться. Помогите Айболиту добраться к больным друзьям ( набор геометрических фигур).

 

 

                                  «Мои игрушки»

Д/игра «Назови, что ты видишь».

Ребенок за 1 мин. должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

Игра-тренинг  «Посмотри, запомни».

Цель: развитие зрительной памяти, устойчивости внимания.

Перед детьми расставлено пять—семь игрушек. Педагог предлагает запомнить, что это за игрушки, в каком порядке расставлены и накрывает их салфеткой. Дети должны назвать количество игрушек. Затем одна из них убирается, дети должны назвать игрушку, которая исчезла. Педагог меняет игрушки местами, после чего дети выполняют упражнение «Что изменилось».

Р/игра «Назови предмет».

Суть игры:

Взрослый называет характеристики кого-то предмета, а ребенок должен угадать его.

Например, часы, которые помогают проснуться? – будильник; вечерняя еда? – ужин; место учебы? – школа. После чего, ребенок задает вопросы взрослому (если у ребенка возникают трудности, ему нужно помочь).

Алгоритм игры:

– Взрослый описывает какой-то предмет

– Ребенок должен назвать это одним словом

– Взрослый и ребенок меняются местами

Игра развивает речь ребенка.

Проблемная ситуация  «Игрушки».

Медведь, Лис и Заяц  собрались в  гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты. Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать наши друзья не знают.

 

                                  «Дикие и домашние животные»

Д/игра «Мышка-сластена».

Можно использовать любую игрушку. Возьмите шахматную доску, приготовьте картонные квадратики по размеру клеток, несколько картинок того же или меньшего размера с изображением конфет, мороженного и т.п. Разложите эти картинки, дайте ребенку запомнить, где они находятся. затем закройте квадратиками картинки и несколько пустых клеток.

Поставьте зверюшку-игрушку в любое место доски. Потом скажите: Мышка хочет конфетку в красном фантике, где она? Ребенок должен передвигать игрушку по клеткам – влево-вправо или вверх-вниз по направлению к конфетке.

После того, как нужная конфетка нашлась, снова закройте ее квадратиком и ищите следующую вкуснятину. Время от времени возвращайтесь к найденным ранее картинкам.

 

 

Игра-тренинг «Запоминание слов».

Цель: развитие опосредствованной памяти с использованием смысловых связей.

Дети должны воспроизвести парные слова. Слова для запоминания: «удочка», «кошка», «курица», «рыбка», «яйцо», «мед», «пчела», «молоко».

Р/игра «Кошки-мышки».

Суть игры:

На открытом пространстве чертится круг (диаметром 5 метров). В центр круга становится «кошка», другие дети – «мышки», находятся за кругом. По сигналу взрослого, мышки начинают запрыгивать в круг и выпрыгивать с него. Кошка пытается поймать мышей.

Алгоритм игры:

Чертится круг

Выбирается с играющих детей кошка и становиться в центр круга.

Другие дети мышки располагаются вне круга.

По сигналу воспитателя, мышки прыгают в круг и выпрыгивают с него.

Кошка пытается поймать мышей.

Игра продолжается, пока все мыши не словлены. После чего выбирается другая кошка.

Игра направлена на развитие координации движения ребятишек.

Проблемная ситуация «Маша и медведь».

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

                                                              

 «Сказка ложь, да в ней намек»

Д/игра  «Шифровка» .

Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки “Три медведя” выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

Игра-тренинг «Что и чем это могло бы быть».

Цель: развитие креативности мышления.

Педагог на доске рисует круг или овал и предлагает детям придумать как можно больше вариантов ответа на вопрос, чем может быть круг, если к нему что-то дорисовать. Такое же задание с овалом.

 

Р/игра «Бывает – не бывает».

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленое.

Дом пошел гулять.

Волк бродит по лесу.

На дереве выросли шишки.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Лодка плавает по небу.

Ночью светит солнце.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Ветер качает деревья

Проблемная ситуация «Сказка «Теремок».

Нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес.

«Книжкина неделя»

Д/игра «Шерлок Холмс».

Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает “сыщику ” угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.

Игра-тренинг «Будь внимательным».

Цель: развитие произвольного внимания, сосредоточенности.

Детям предлагают небольшой текст (из газеты, книги), в котором нужно зачеркнуть, например, букву «о».

Р/игра «Придумай название».

Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Проблемная ситуация «Кот в одном сапоге».

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

 

«Защитники Родины»

Д/игра «Следопыт».

Взрослый показывает ребенку игрушки и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

Игра-тренинг  «Волшебный мешочек».

Цель: формирование навыков обследования формы и величины, развитие тактильной чувствительности.

Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в него, а только ощупывая их пальцами.

Р/игра «Карлики и Великаны».

Суть игры: Ведущий в окружение группы детей рассказывает  им, что есть где-то далеко страна, в которой живут особые люди – великаны и карлики. Рассказывая о великанах, ведущий всем свои видом показывает какие они большие. Когда речь идет о карликах, ведущий становиться на колени, демонстрируя таким образом, что карлики – очень маленькие люди. После чего, ведущий дает команды детям: Карлики (дети должны изобразить меленьких людей), Великаны (дети должны изобразить больших людей). Со временем можно усложнить игру, давая неправильные команды (например, кролики). Выигрывает самый внимательный ребенок.

Алгоритм игры:

– Вокруг ведущего собирается группа детей.

– Ведущий рассказывает детям о стране, где живут карлики и великаны.

– Ведущий изображает великанов и карликов, дети повторяют за ним.

– Ведущий дает команды детям: великаны и карлики. Дети по команде должны изобразить большого или маленького человека.

– Что бы усложнить игру, ведущий может давать неправильные команды

Игра развивает внимательность и общую моторику у ребенка.

Проблемная ситуация «Средства связи».

Солдатам надо срочно вызвать помощь, но они не знают как.

 

«Насекомые»

Д/игра «Разложи».

Задание с карточками: вы предлагаете ребенку разложить все имеющиеся карточки на 2 или 3 кучки, а потом объяснить по какому принципу разделение проводилось (по способу передвижения, насекомые – птицы).

Игра-тренинг «Скороговорка».

Цель: формирование четкого звукопроизношения.

Педагог предлагает детям сначала вместе с ним, а затем самостоятельно произнести скороговорки: «У четырех черепашек четыре черепашенка», «Сыпь песочек в черненький черепочек». Просит детей четко проговаривать слова сначала медленно, затем быстрей.

Р/игра «Кто я?».

«Кто я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) бабочку, комара, муравья, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта ребенка. Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

Проблемная ситуация «Бабочка».

Прилетела бабочка на участок и вдруг упала. У нее заболело крылышко. Как можно помочь бабочке?

 

«Любимые игры и игрушки»

Д/игра «Настольные головоломки».

Сначала малышу показывают то, что должно получиться в итоге. После этого детали головоломки разъединяются, смешиваются и предлагаются ребенку для сбора в целое. Существуют разные виды таких головоломок, которые можно изготовить и самим. В таком случае берется любая открытка с достаточно сложным рисунком, либо картинка из журнала (ее лучше предварительно наклеить на плотный ватман), разрезается по ломаным линиям на детали, которые и предлагают ребенку для сборки целого изображения. Если есть возможность, можно устроить одновременный конкурс между несколькими детьми на самую быструю сборку.

Игра-тренинг «Что изменилось в расположении фигур».

Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.

Дети рассматривают на наборном полотне расположение геометрических фигур разного цвета, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет фигуры местами. Детям нужно восстановить порядок расположения фигур.

  Р/игра «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета

Проблемная ситуация «Корзинки для козлят».

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

 

 

 

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *