Столовые приборы. Их назначение и правила использования. Правила приема пищи. Правила поведения за столом.


Вайнбергер Светлана Михайловна
учитель-дефектолог
КГУ “Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями” Управления образования акимата Костанайской области

Краткосрочный план урока

Предмет: Культура поведения Дата: ФИО учителя: Вайнбергер С.М.
Класс: 4
Тема урока Столовые приборы. Их назначение и правила использования. Правила приема пищи. Правила поведения за столом.  
Учебные цели, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план) 4.1.3.1 выполнять правила приема пищи, освоенные в 1,2,3 классах 4.1.3.4 правильно использовать столовые приборы в процессе приема пищи (большая, маленькая ложка, вилка, нож) 4.1.3.5 самостоятельно накрывать на стол и убирать посуду со стола  
Цель урока Расширить знания о столовых приборах и их назначении. Учить правильно использовать столовые приборы в процессе приема пищи, самостоятельно накрывать на стол и убирать посуду со стола; Корригировать внимание и память путем выполнения упражнений: игра «Поймай слово», упражнение «Найди правильный ответ», игра «Кто соблюдает правила поведения за столом?» и др. Корригировать и развивать связную устную речь через построение грамматически правильных ответов на вопросы, через проговаривание слов по теме; через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса; Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику, предметно-практическую деятельность. Коррекция и развитие мыслительной деятельности через выполнение упражнений: «Четвертый лишний», «Найди  столовый прибор» ,анаграмма «Столовые приборы» и др.   
Привитие ценностей   Способствовать формированию нравственных качеств личности; развивать навыки коммуникабельности и культуры поведения; формировать осознанное отношение к выбору профессии. Прививать любовь к учебе через любознательность, творчество и критичность к изучаемому материалу, постоянное развитие ума, тела, отношений и характера.
Языковые цели   Предметная лексика и терминология. В словарь входят следующие слова: посуда, столовые приборы, этикет, повар  
Критерии оценки   Все смогут назвать столовые приборы; знают и соблюдают правила поведения за столом… Большинство смогут рассказать о назначении столовых приборов, правильно использовать их в процессе приема пищи. Некоторые  могут самостоятельно накрывать на стол в соответствии с нормами этикета и убирать посуду со стола
Тип урока Комбинированный
Предшествующие знания   Правила гостеприимства. Правила культуры поведения в школе. Культура общения и речевого этикета.      
Ход урока:
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
  1-2 уровень 3-4 уровень
Начало урока 5 мин Организационный момент. Психологический настрой. – Здравствуйте, ребята! Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Слушаем внимательно, Работаем старательно!   Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце, Что ребята в нашем классе, Все конечно молодцы! Упражнение «Моё настроение» Учащиеся рисуют на песке смайлик-настроение. Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Пальчиковая    гимнастика с использованием песка Повторение временных представлений: -Какое сегодня число? -Какой месяц? – День недели? – Какое время года? – Какой по порядку урок? – Какой предмет?     Прогова-ривают самостоя-тельно.   Прогова-ривают вместе с учителем.                             Коробочка с песком     ИКТ
Середина урока   20 мин                                                                                                                 Актуализация знаний Игра «Четвертый лишний» – зачеркните «лишний» предмет в каждом ряду; – как, одним словом, можно назвать оставшиеся предметы? ФО «Лист успеха» (смайлики за правильный ответ)                                                                                                                      -Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Проверка домашнего задания. 1)- Перечислите предметы посуды, которые изображены на картинке.(д.з. для всех уч-ся)                   2)Сисолятин и Пушкарев(инд.дом.задание) читают загадки о посуде, подобранные дома. Остальные отгадывают. ФО «Лист успеха» (смайлики за правильный ответ) Игра«Поймай слово» (Хлопком ладоней  «поймать» слова, которые относятся к посуде) Посуда – это  чашка,  чайник,  ручка, миска, сахар,  вилка, повар, кастрюля, стол,  парта, стакан, окно.   Физминутка «Мышки»   Целеполагание. –  Ребята, давайте предугадаем тему нашего урока. Для этого надо решить  анаграмму. СТВЫОЕЛО(СТОЛОВЫЕ)  ПРБОИРЫ (ПРИБОРЫ). – Сегодня на уроке мы будем говорить о столовых приборах их назначении и правилах использования. Вспомним правила приема пищи и правила поведения за столом.   –  Ребята, что вы ожидаете от урока? – А что ожидаете от себя? Работа по теме урока. 1)- как вы думаете, что относится к столовым приборам? Информационная справка о столовых приборах. Читает Саша П. Столо́вый прибо́р — инструмент или набор инструментов для манипуляций с пищей непосредственно за столом, изготавливается из пластмассы, дерева, алюминия, нержавеющей стали, мельхиора или столового серебра. Подавляющее их большинство практически не применяется, особенно в домашних условиях. Значительная часть столовых приборов встречается только на банкетах, а также в дорогих ресторанах. Все инструменты условно можно разделить на две категории – индивидуальные и вспомогательные. Индивидуальные применяются только одним человеком. Вспомогательные являются общими. Они предназначены для накладывания еды с большой посуды порционно по тарелкам. 2)Упражнение «Найди  столовый прибор»                   3) Работа по слайдам презентации : назначение столовых приборов; – правила использования; -правила приема пищи; -правила поведения за столом. Физминутка «Чайник» Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,(Дети поднимают плечи)
Больше греться не хочу(Поворот головы из стороны в сторону)
Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает.(Дети прыгают на месте)
Вот уже кипит вода, значит, чай нам пить пора.(Повороты вокруг и руки вперед) 4)Беседа о профессии повара (профориентационное направление).   Повторение и закрепление изученного 1)практическая работа «Прием гостей» 2)упражнение «найди правильный ответ»                           3) игра «Кто соблюдает правила поведения за столом?» ФО «Лист успеха» (смайлики за правильно выполненные задания).  
Выполняют самостоя- тельно.                                     Отвечают самостоя- тельно.                                       Выполняют движения, прогова-ривая слова.   Составляют слово.                       Следят по тексту на карточках                       Выполняют самостоя- тельно.                                                                             Выполняют движения, прогова-ривая слова.                 Самостоятельно выполняют работу Выполняют с направ- ляющей помощью учителя.                                 Отвечают с направ- ляющей помощью учителя и с опорой на картинки.                               Повторяют за учителем слова и движения   Читают получив- шееся слово.                   Слушают информа цию                       Выполняют с направ- ляющей помощью учителя.                                                                 Повторяют за учителем слова и движения       Выполня-ют работу под контро-лем и направляющей помощьюучителя.   Инд.карточки     «Лист успеха» Смайлики             Презентация               Тетради карточки                       «Лист успеха» Смайлики           Карточки с буквами                     Презента-ция                           Карточки, Презентация                           Презентация                                                                                               Презентация Столовые приборы.     Инд.карточки                                       «Лист успеха»
Конец урока 5 мин   Подведение итогов. Рефлексия – Какую работу выполняли на уроке? – Что нового вы узнали на уроке? – Вам понравился урок? Какое настроение у вас в конце урока? (Рисуют на песке смайлик-настроение) ФО «Лесенка успеха»             Домашнее задание. Всем: повторить по карточке правила поведения во время приема пищи инд. Карточки с заданиями о столовых приборах Дорогие ребята, я хочу,  что бы все знания, умения и навыки, которые вы приобрели на уроке, доставляли вам радость и пригодились в будущем.     Оценивают самостоя-тельно оценива-ние с помощью учителя «Лесенка успеха»   Песок Смайлики                   Карточки с заданиями  


Новая лексика

Существительные:

сервиз,   тарелка,   чашка,   блюдце,   вилка,   ложка,   нож, чайник,   половник,   кастрюля,   сковорода,   дуршлаг,   скалка,

кофейник, миска.

Глаголы:

накрывать,   готовить,   мыть,   разбить,   жарить,   варить, тушить, кипятить, печь.

Прилагательные:

кухонный,   столовый,   кофейный,  чайный,  фарфоровый, стеклянный,   металлический,   пластмассовый,   железный,

глиняный,   хрустальный,   алюминиевый,  мелкая,   глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.

Игра «Четвёртый лишний?»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление. Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово

в ряду и объяснить, почему оно лишнее.

Чайник, стул, тарелка, кастрюля.

Кастрюля, чайник, сковорода, макароны.

Чай, чашка, блюдце, чайная ложка.

Тарелка, стол, вилка, ложка.

Игра «Найди ошибку»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   формировать грамматический строй речи (употребление родительного падежа

существительных в единственном числе).

Ход   игры.  На   столе   стоят   предметы   посуды   (4-6). Воспитатель   перечисляет   их   и   называет   еще   один   лишний

предмет. Дети находят ошибку.

Например:

На столе находятся блюдце, чашка, чайник, сковорода.

Воспитатель: Блюдце, кастрюля, чайник, чашка, сковорода.

Ребенок: Нет кастрюли.

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: развивать грамматический строй речи (согласована числительных с прилагательными и существительными).

Например.

Одна фарфоровая тарелка, две…, пять…

Одна чайная ложка, …

Один хрустальный бокал, …

Одно фаянсовое блюдце, …

Один стеклянный чайник, …

Одна глиняная чашка, …

Игра «Посуда»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи (согласование   числительных   «два»,   «пять»   с существительными).

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям изменить слова пс образцу. Игра проводится с мячом.

Например:

Одна чашка — две чашки, одна ложка — две ложки.

Слова:  вилка,   стакан,   нож,   бокал,   миска,   ковшик,   блюдце,

блюдо, ведро.

Аналогично с числительным «пять».

 Игра «Из чего — какой?»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование относительных   прилагательных).   Обогащать   словарный   запас

(слова  —   названия   материалов,   из   которых   изготавливают посуду).

Ход   игры.  Воспитатель   рассказывает   детям,   из   каких материалов   изготавливают  посуду.  Объясняет   значение   слова

«хрупкая».   Затем   просит   детей   закончить   предложения   по образцу.

Например.

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

Если вилка из алюминия, она…

Если горшочек из глины, он…

Если стакан из стекла, он…

Если нож из стали, он…

Если фужер из хрусталя…

Если тарелка из бумаги, она…

Если ложка из металла, она…

Если чайник из фарфора, он…

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

 Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, сказав наоборот.

Эта ложка чистая, а эта — … (грязная).

 Вот тарелка глубокая, а вот— … (мелкая).

Эта чашка большая, а эта — … (маленькая).

Вот стакан широкий, а вот — … (узкий).

Этот нож старый, а этот — … (новый).

Эта кружка белая, а эта — … (чёрная).

Вот сковорода тяжёлая, а вот — … (лёгкая).

Бокал хрупкий, а сковорода — … (прочная).

Игра «Назови первый звук»

Цели:  совершенствовать   фонематические   процессы, умение определять первый звук в слове.

Ход игры.  Воспитатель предлагает  детям  назвать  первый звук в словах — названиях посуды.

Слова:  кастрюля,   чайник,   блюдце,   кофейник,   тарелка, сковорода, нож, ложка, дуршлаг, половник.

Игра «Вставь нужные гласные»

Цель: развивать фонематические процессы.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что мышка «съела» в словах некоторые буквы и предлагает детям посмотреть на слова и

догадаться, каких букв не хватает. Слова: чайнк, л_жка, чашк_, н_ж.

Игра «Будь внимательным»

Цель:  развивать  зрительное внимание,  совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся — составить слово. Затем

дети выполняют звуковой анализ этого слова.

И Р О Л В О Д К Р А Д  — вилка

Загадки

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход   игры.  Воспитатель   загадывает   загадку,   дети отгадывают.  Один   из   ребят   объясняет   её  смысл.  Остальные

дополняют.

Смастерили из досок и надели поясок.

 И хранит посуда эта с грядки собранное лето.

                                              (Бочка)

Он округлый, но не шар,

Медный — не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

 Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди…   (самоваром)!

Т. Маршалова

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (половник)

Т. Маршалова

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

                                      (Ложка) Т. Маршалова

Текст для пересказа

ПЕЧЕНЬЕ

Мама   высыпала   на   тарелку   печенье.   Бабушка   весело зазвенела   чашками.   Все   уселись   за   стол.   Вова   придвинул

тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка   подала   обоим   чай.  За   столом   было   тихо.   Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено,

Вова   вылез   из-за   стола.   Миша   доел   последний   кусочек   и посмотрел на маму — она мешала ложкой неначатый чай.  Он

посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба…

В. Осеева

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Однажды папа с Алёшей решили подарить маме на Восьмое марта красивую тарелку. Они пошли в магазин и выбрали самую

лучшую из всех тарелок.  Алёша спрятал её в шкаф на самую верхнюю   полку   и   с   нетерпением   ждал,   когда   же   наступит

праздник.  Вот и настал долгожданный день.  Все поздравляли маму. И Алёша тоже побежал за своим подарком, он подставил

стул   к  шкафу   и   достал   тарелку.   Но   так   торопился,   что   она выпала из рук и…