Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи для личностного развития школьника


Утегалиева Камилла Ерметкалиевна

заместитель директора по воспитательной работе КГУ Школа-гимназия вальдорфской ориентации

Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи для личностного развития школьника

Зам.директора ВР Утегалиева К.Е.

Существует такое мнение, что современные родители чаще “пропитатели” чем “воспитатели”. Они сужают функции родительства до бытового обслуживания детей, но это часто происходит не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий. Поэтому мы ставим перед собой цель: сделать школу и семью союзниками в воспитании детей, компенсировать пробелы семейного воспитания. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, по нашей школе мы можем наблюдать увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его

Работая с родителями педагогический коллектив стремится решить ряд задач: вовлечение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы: познавательную – участие родителей в различных интеллектуальных мероприятиях; трудовую – совместное благоустройство школы; оздоровительную; досуговую – участие в мероприятиях и праздниках; использование многообразных форм повышения педагогической культуры родителей (лектории, собрания); обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семье (работа психолога, классного руководителя, социального педагога, Совета профилактики). Но все эти задачи необходимо выполнять, соблюдая чувство меры в предъявлении требований к родителям с учётом их образования, опыта воспитания детей, индивидуальных возможностей.

Один из школьных афоризмов гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. Самое сложное в этой работе – посещение семей школьников. Работа классных руководителей с семьями сводится не к посещениям семей, а к проведению индивидуальных бесед с родителями по телефону. Практически классными руководителями не посещаются семьи неблагополучные и семьи учащихся, находящимися на ИПР.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья. Главные направления деятельности нашей школы по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на младших членов, а также в нейтрализации отрицательных моментов мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как единый процесс.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.

А это положение бывает самым различным:

– нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу ребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

– ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определенная часть подростков отделяется от родителей. Это, безусловно, проявление дезорганизации семьи как социального института, отражающее негативные процессы в государстве.

Проблемы семьи волнуют и самих детей. Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Традиционной формой работы с родителями являются родительские собрания. Однако, при подготовке и проведении, мы сталкиваемся с определёнными трудностями. В большинстве случаев у родителей нет оснований для присутствия на тех родительских собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные им негативные шаги и поступки ребёнка или читает нотации о том, как родителям нужно воспитывать их собственных детей. К сожалению, стоит сказать, что многие родители не просто пассивно наблюдают, но и вообще не любят занимать какой-либо позиции на родительских собраниях.

Когда ребенок приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.

Семья передает эстафету воспитания школе. И продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания – это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.

Принципами эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника являются:

1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров (взаимной договорённости о содействии благоприятных для развития ребёнка условий его жизни).

Школа раскрывает цель воспитания – семья осмысливает цель воспитания, выражает мнение;

Школа сообщает о функциях школы – семья выражает мнение о продуктивности функций;

Школа наделяет семью обязанностями – семья соглашается создавать необходимые условия;

Школа открывает психологию любви – семья научается любить детей.

2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку (последовательного соотнесения единых требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его жизнедеятельности)

3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия (взаимного выражения расположенности друг к другу, проявления доброжелательности и знаков уважения).

Школа оказывает знаки внимания родителям – семья благодарит и выражает ответное внимание;

Школа формирует у детей любовь к семье – семья утверждает безусловное уважение к школе;

Школа ознакомляет с событиями школы- семья проявляет интерес к жизни всех детей.

4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка (взаимной практической заботы об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка).

5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми (реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребёнка). Здесь педагог, родитель и ребёнок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для ребёнка две противостоящие сферы жизни (школа и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием «общество», «человечество», «родина», «страна», и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.

Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе, так как родители получают знания условий обучения и воспитания ребенка; оказывают помощь классному руководителю в развитии интересов и способностей учеников. Чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития.

Как же привлечь родителей к организации работы в классе?

  1. В начале года организуется целеполагание и планирование работы. В процессе коллективного планирования выявляются проблемы, способы их решения, конкретные дела. Затем дети и родители определяют дела, в которых они могли быть организаторами.
  2. На родительском собрании классный руководитель объясняет важность сотрудничества, предлагает перечень дел, видов работы, которые могут организовать родители. Работая в микрогруппах и заполняя лист с перечнем дел, родители помогают друг другу найти конкретную работу в классе.
  3. При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.
  4. Педагоги, администрация школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.
  5. Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.