Арт-терапия как средство организации психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса, способствующего развитию личности.


Луня Анна Васильевна

педагог-психолог ЗКО, г. Уральск, Школа-гимназия вальдорфской ориентации

Арт-терапия как средство организации психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса,                          способствующего развитию личности.

ЗКО, г. Уральск, школа-гимназия вальдорфской ориентации                 Педагог-психолог (педагог-эксперт) Луня Анна Васильевна

Мое педагогическое кредо можно выразить словами Воутилайнена Эеро «Мотивация к работе – часть мотивации к жизни». Невозможно работать психологом только несколько часов в день, забывая об этом, выходя из стен школы, поскольку психология сопровождает нас в каждый момент нашей жизни.

В начале своей работы в должности педагога-психолога я поставила для себя следующую цель: организовать психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса (учащихся, родителей, педагогов), способствующее эффективности образовательного процесса, развитию личности учащихся.

IMG_4336

Для достижения этой цели были выделены следующие задачи:

  1. Содействовать администрации и педагогическому коллективу в создании психологически комфортных условий, обеспечивающих сохранность здоровья и развития личности обучающихся, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  2. Определять уровень развития умственных способностей, эмоциональных особенностей обучающихся, а также различного вида нарушения социального развития и осуществлять их психолого-педагогическую коррекцию;
  3. Содействовать в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни;
  4. Содействовать педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а так же формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
  5. Способствовать гармонизации социальной сферы учреждения и осуществлять мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
  6. Оказывать консультативную и информационную поддержку участникам образовательного процесса.

Методическая тема, над которой я работаю является одной из важных техник  в работе школьного психолога – «Арт-терапия в работе с детьми». В своей работе школьный психолог часто сталкивается с личностными проблемами учащихся, с проблемами дисциплины, с неблагоприятной психологической обстановкой в классе, в школе, с эмоциональной усталостью учителей, пассивном безразличием учеников.

Какие же методы, приемы и средства использую я на уроках, тренингах, психологических занятиях, как они помогают изменить эмоциональное состояние, снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого  не надо быть художником, достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге.

IMG_4337

Дети везде рисуют:
 На асфальте, песке и в альбоме,
 Они ничем не рискуют,
 Рисуя на стенах в доме.
 Чем хочешь дети рисуют:
 Фломастером, палочкой, кистью,
 Как в вальсе мелки танцуют,
 Карандаш живет собственной жизнью.
 Дети всегда рисуют…
 И взрослые точно знают,
 Что дети ни с кем не флиртуют – 
 В рисунках себя выражают.

(Марина Житник)

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или гли­ну для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получа­ется исцеление через самовыра­жение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызги­вание, смешение, подбор или им­пульсивное рисование красками – это будет красиво!

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

Трудно переоценить важность применения приемов арт-терапии при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний. Изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами. Искусство само по себе обладает целительным действием.

IMG_4335

В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Поощряются выражения своих внутренних переживаний как можно более произвольно и спонтанно, совершенно не беспокоясь о художественных достоинствах своих работ.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.

Арт-терапия:

– Создает положительный эмоциональный настрой.

– Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

– Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

– Развивает чувство внутреннего контроля. Арт – терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.

– Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

– Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

– Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

20160220_124735

Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном занятии (терапевтической сессии).

Занятия с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д.

Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Хочется сказать о детях, обучающихся в старших классах, именно в это время перед подростком встает проблема выбора дальнейшего жизненного пути. К тому же в это время у подростка  формируется внутренняя самостоятельная оценка событий. Для него необходимо знать о том, что из себя представляют выпускные экзамены и сдача ЕНТ, какие  проблемы с ними связаны. Все это влечет за собой негативные эмоции (страх, неуверенность), требует больших усилий. Поэтому в  системе образования среди учащихся не только начальных и средних, но и старших классов могут быть с успехом использованы арт-терапевтические методы, выступающие в качестве эффективного средства помощи учащимся. На занятиях учащиеся через творчество в свободной форме  смогут лучше понять свои проблемы, осознать, что их интересует больше в данный момент и чего они хотят добиться.

На тренингах, психологических занятиях я использую в работе с детьми изобразительные техники, такие как:

Рисование пластилином.

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Техника марания (разбрызгивание красок).

Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

20160220_124729

      Рисование пальцами.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.

Рисование под музыку.

20160227_104734

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Кляксы.

Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать название своему шедевру.

Рисунки к  психотерапевтическим сказкам.

Сказкотерапию целесообразно дополнять рисунками для более  глубокого отреагирования чувств, возникших в ходе терапии. Дети не всегда в полной мере могут выразить свои мысли вербально.

Сказкотерапия  – это использование сказки как архетипической метафоры в целях:

 – психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),

 – психокоррекции (развитие креативности личности как «расширение спектра альтернативных решений),

 – психотерапии (исцеление с помощью сказки)

Виды сказкотерапии:

 – Анализ и интерпретация сказок.

 – Использование архетипа сказки.

 – Сочинение сказок (библиотерапия).

 – Медитативные сказки.

 – Драматерапия сказки (известной сказки, сочиненной клиентом, в группе – по случайно выбранным ролям и др. варианты).

 – Рисование сказки.

 – Сказочное путешествие (пространство, где «все возможно»).

 – Куклы (марионетки, пальчиковые, веревочные, куклы-обереги и пр.).

 – Сказочный карнавал (каким сказочным персонажем я стал бы на карнавале).

 – Любимая сказка детства.

Дети – первоклассники приходят в школу с недостаточно развитой эмоциональной сферой. «Недоиграл»,- говорят про таких, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры».

Другая проблема состоит в том, что в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 – 69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

В последнее время возросло количество детей эмоционально неблагополучных, детей с заниженной самооценкой, гиперактивных или наоборот медлительных, заторможенных, а также тревожных, беспокойных.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения самоконтролю, саморегуляции, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

Техника «Мандала».

20151128_104955

Мандалы – это «щиты тишины» от шума и стресса наших будней.  Наполненный цветными узорами «магический круг» – именно так переводиться

слово «мандала» с санскрита. Раскрашивая мандалы, человек погружается в гармонию и спокойствие. Раскраска мандал настраивает на лад и активизирует подсознание. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

Арттерапия, как метод – безболезненна, не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе.

Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Арттерапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленного изменения личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – искусство жить.