«Арт-терапия в техниках»


Мусаева Фируза Гуламовна

учитель художественного труда Средняя школа №34, г. Тараз

Мастер-класс

тема: «Арт-терапия в техниках»

– Здравствуйте! Вашему вниманию предлагается мастер-класс «Арт-терапия в техниках».

Сегодня хочу познакомить вас с работами в следующих  техниках: «Кляксография», «Самплер» и «Рисование фломастерами»,  данные техники  я применяю при работе с учащимися  начальных классов.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния участников образовательного процесса.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, можно рассматривать один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами-психологами это – арт-терапия. 

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.

Арт-терпия — это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Арт-терапевтическая работа может помочь наладить более тесный контакт с маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка из пластилина или сочинение собственной сказки. 

Работа «Бабочка» выполнена в технике кляксография.

Необходимые материалы для выполнения данной работы это: заготовка шаблонов «бабочки», ватные палочки, гуашь. Учащиеся берут  заготовленные шаблоны различных форм бабочек и начинают наносить краски  с помощью ватных палочек произвольные мазки, кляксы, образуя своеобразный узор, рисунок. Хочу обратить ваше внимание, узор наносится только на одну часть бабочки, т.е. на одно крыло. Затем аккуратно складываем крылья бабочки одно на другое, тем самым происходит оттиск узора на др крыло бабочки. (Видеоматериал).

Следующая техника «Самплер» (принцип пипетки). Работа с ватными дисками и акварелью. Необходимые материалы: заготовка шаблонов из бумаги  формата А6, клей ПВА, ватные диски, одноразовая прозрачная пластиковая пипетка, акварельные краски, фломастеры, стаканчики. Разрезаем  лист формата А4 на 4 части, с помощью клея ПВА клеим ватный диск на бумагу, затем фломастером обводим ватный диск и разрисовываем, это могут быть фигурки животных, овощи и фрукты, цветы и мн.др. Берем одноразовую прозрачную пластиковую пипетку, набираем в нее заранее приготовленную в стаканчиках акварельную краску, разбавленную водой и закрашиваем ватный диск. (Видеоматериал).

Еще одна техника «Рисование фломастерами» работа Волшебный фонарик. Эта работа очень нравится детям, так как происходит, эффект иллюзии, некое волшебство, фокус. Для этого нам нужно: папка на молнии; шаблон с рисунком; заготовка фонарика; фломастеры, черный лист бумаги А4.  В папку на молнии необходимо вложить шаблон с рисунком (раскраска), фломастерами разных цветов закрасить рисунки, обвести контуры, затем раскрасить бумажный фонарик, убираем шаблон с рисунком, вкладываем в папку черный лист бумаги, затем засовываем фонарик и вот тут происходит самое интересное, начинаем водить фонариком по черной бумаге и фокус готов! (Видеоматериал).

Выводы мастер-класса:

  • создает комфортную атмосферу для работы, снимает психологическое напряжение;
  • развивает воображение, креативное мышление, уверенность,  внимание.
  • способствует повышению самооценки у учащихся.