Методическая разработка «Мои права – мои обязанности»


Ганикель Ксения Борисовна

Социальный педагог КГУ «СОШ №34 инновационного типа города Павлодара»

Методическая разработка «Мои права – мои обязанности»

Физ минутка:  https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U

Беседа.

– Ребята, мы все живем на планете Земля. На Земле живёт много людей. Они, имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, у каждого свой характер, свои привычки. Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились как нужно себя вести, чтобы всем было комфортно. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться.

– Ваши права записаны в очень серьезном документе – «Конвенция о правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенцию подписали 150 стран. В этом документе говорится, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей.

– Сегодня мы узнаем некоторые из этих прав.

1. ПРАВО НА ЖИЗНЬ.

-Как только ребёнок появляется на свет, у него появляется право на жизнь.

2. ПРАВО НА ИМЯ.

– После рождения ребенок получает свой первый документ- свидетельство о рождении, в нем записаны имя, фамилия ребенка-это ещё одно право-право на имя и фамилию.

3. ПРАВО НА СЕМЬЮ.

– В Декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право на семью. Семья – родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе.

4. ПРАВО НА СВОБОДУ.

– Право на свободу и личную неприкосновенность

5. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.

Государство заботиться о том, чтобы все его граждане были грамотными, умели бы читать, писать, считать.

6. ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ.

– Дети имеют право на отдых, игры и развлечения. Расскажите, как вы любите отдыхать?

– Помните, вы имеете не только права, но и обязанности. Какие обязанности есть у школьников? (добросовестно учиться, беречь школьное имущество, уважать старших, соблюдать правила внутреннего распорядка)

Задание №1.

«Загадки» за кроссворд 1 балл+ за отгадывание загадок 9 баллов (1б за каждый правильный ответ)

Разгадывание кроссворда:

«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух).

«Кто пятился задом в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» (рак).

«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит).

«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк).

«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка)

Задание №2

Сейчас мы с вами будем заканчивать стихотворения. Каждому из вас я раздала стихотворения, ответы которых мы будем проговаривать все вместе. Готовы?

1.Мама работала,

Папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …

(отдых)

***

2.Всех по-разному зовут:

Кот – Мурлыка,

Пес – Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …

(имя)

***

3.Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на …

(образование)

***

4.Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только …

(врач)

***

5.Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на (жильё)

Задание №3

Ребята! Для Вас я приготовила отличное и интересное упражнение. Давайте ответы мы с вами с вами будем складывать в красивую большую лодочку.

1. Приходи скорее, я скучаю, с игрушками любимыми не играю. Мне общение с тобою очень нужно, А еще нужна твоя мне. (дружба)

2. Мы теперь уж не друзья, Ты ушла, в обиде я. Согласись, ведь из-за вздора выросла вот эта. (ссора)

3. Радость делит он со мной, за меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, мне поможет верный. (друг)

4. Шаг навстречу совершаю, я хочу с тобой дружить. Перестань, подружка, злиться, предлагаю. (помириться)

Задание №4

 Давайте с вами разберем ситуации и разыграем их. «Нарушение прав»  (1б за каждый правильный ответ)

Ситуация 1.

– Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

– Сын. Я имею право на отдых и досуг! Я привыкла отдыхать с громкой музыкой! Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.

Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Ситуация 2.

– Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

-Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией прав ребёнка запрещено насилие над детьми! Объясните Оле, в чём она не права.

Ответ: кроме прав у Оли есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.

Ситуация 3.

-Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!

– Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием! Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Задание №5

Предлагаю ещё поиграть. Игра называется «Разрешается – запрещается»(Учитель поднимает красный или зелёный круг , зависимо от верного или неверного ответа).

Все встаем.

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

Задание №6

 Все права детей охраняются государством и взрослыми. В сказках часто эти права нарушаются, но нарушители строго наказываются. Я вам буду называть сказку, а вы мне будете давать верный ответ. Дети называют права, которые нарушены

1. «Золушка» – право на отдых.

2. «Маша и медведь» – право героини жить в семье.

3. «Простоквашино»– право на жизнь и жить в семье.

4. «Волк и семеро козлят»– право на жизнь.

5. «Колобок» – право на жизнь.

6. «Золотой ключик, или приключение Буратино» – право на свободу.

Задание № 7

Я буду называть действия ученика на уроке – если вы считаете их правильными (Хлопайте) – если нет (Топайте).

* приходить в школу во время (Хлопайте)

* есть конфеты (Топайте)

* слушать учителя

* опаздывать на урок

* отвечать на вопросы

* спать на уроке

* выполнять домашнее задание

* жевать жевательную резинку

* вертеться на уроке.

Подведение итогов.

Преподаватель: Сейчас я хочу вам раздать буклеты, в которых прописаны ваши права и  обязанности.

Подведение итогов конкурса, награждение победителей.
И в заключении хочется сказать: «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»
Спасибо за внимание!!!