Методическая разработка «Мои права – мои обязанности»
Ганикель Ксения Борисовна
Социальный педагог КГУ «СОШ №34 инновационного типа города Павлодара»
Методическая разработка «Мои права – мои обязанности»
Физ минутка: https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U
Беседа.
– Ребята, мы все живем на планете Земля. На Земле живёт много людей. Они, имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, у каждого свой характер, свои привычки. Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились как нужно себя вести, чтобы всем было комфортно. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться.
– Ваши права записаны в очень серьезном документе – «Конвенция о правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенцию подписали 150 стран. В этом документе говорится, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей.
– Сегодня мы узнаем некоторые из этих прав.
1. ПРАВО НА ЖИЗНЬ.
-Как только ребёнок появляется на свет, у него появляется право на жизнь.
2. ПРАВО НА ИМЯ.
– После рождения ребенок получает свой первый документ- свидетельство о рождении, в нем записаны имя, фамилия ребенка-это ещё одно право-право на имя и фамилию.
3. ПРАВО НА СЕМЬЮ.
– В Декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право на семью. Семья – родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе.
4. ПРАВО НА СВОБОДУ.
– Право на свободу и личную неприкосновенность
5. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.
Государство заботиться о том, чтобы все его граждане были грамотными, умели бы читать, писать, считать.
6. ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ.
– Дети имеют право на отдых, игры и развлечения. Расскажите, как вы любите отдыхать?
– Помните, вы имеете не только права, но и обязанности. Какие обязанности есть у школьников? (добросовестно учиться, беречь школьное имущество, уважать старших, соблюдать правила внутреннего распорядка)
Задание №1.
«Загадки» за кроссворд 1 балл+ за отгадывание загадок 9 баллов (1б за каждый правильный ответ)
Разгадывание кроссворда:
«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух).
«Кто пятился задом в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» (рак).
«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит).
«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк).
«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка)
Задание №2
Сейчас мы с вами будем заканчивать стихотворения. Каждому из вас я раздала стихотворения, ответы которых мы будем проговаривать все вместе. Готовы?
1.Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
***
2.Всех по-разному зовут:
Кот – Мурлыка,
Пес – Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
***
3.Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
***
4.Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
***
5.Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на (жильё)
Задание №3
Ребята! Для Вас я приготовила отличное и интересное упражнение. Давайте ответы мы с вами с вами будем складывать в красивую большую лодочку.
1. Приходи скорее, я скучаю, с игрушками любимыми не играю. Мне общение с тобою очень нужно, А еще нужна твоя мне. (дружба)
2. Мы теперь уж не друзья, Ты ушла, в обиде я. Согласись, ведь из-за вздора выросла вот эта. (ссора)
3. Радость делит он со мной, за меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, мне поможет верный. (друг)
4. Шаг навстречу совершаю, я хочу с тобой дружить. Перестань, подружка, злиться, предлагаю. (помириться)
Задание №4
Давайте с вами разберем ситуации и разыграем их. «Нарушение прав» (1б за каждый правильный ответ)
Ситуация 1.
– Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
– Сын. Я имею право на отдых и досуг! Я привыкла отдыхать с громкой музыкой! Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.
Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Ситуация 2.
– Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
-Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией прав ребёнка запрещено насилие над детьми! Объясните Оле, в чём она не права.
Ответ: кроме прав у Оли есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.
Ситуация 3.
-Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!
– Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием! Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Задание №5
Предлагаю ещё поиграть. Игра называется «Разрешается – запрещается»(Учитель поднимает красный или зелёный круг , зависимо от верного или неверного ответа).
Все встаем.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Задание №6
Все права детей охраняются государством и взрослыми. В сказках часто эти права нарушаются, но нарушители строго наказываются. Я вам буду называть сказку, а вы мне будете давать верный ответ. Дети называют права, которые нарушены
1. «Золушка» – право на отдых.
2. «Маша и медведь» – право героини жить в семье.
3. «Простоквашино»– право на жизнь и жить в семье.
4. «Волк и семеро козлят»– право на жизнь.
5. «Колобок» – право на жизнь.
6. «Золотой ключик, или приключение Буратино» – право на свободу.
Задание № 7
Я буду называть действия ученика на уроке – если вы считаете их правильными (Хлопайте) – если нет (Топайте).
* приходить в школу во время (Хлопайте)
* есть конфеты (Топайте)
* слушать учителя
* опаздывать на урок
* отвечать на вопросы
* спать на уроке
* выполнять домашнее задание
* жевать жевательную резинку
* вертеться на уроке.
Подведение итогов.
Преподаватель: Сейчас я хочу вам раздать буклеты, в которых прописаны ваши права и обязанности.
Подведение итогов
конкурса, награждение победителей.
И в заключении хочется сказать: «Помните,
пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»
Спасибо за внимание!!!