Урок “Нравственно-патриотическое воспитание на уроках русского языка”
Областная специализированная школа
имени Шакарима для одаренных детей
на трех языках г.Семей
Есенбаева.Ж.Б.
С обретением Казахстаном независимости мы все чаще говорим о необходимости нравственно-патриотического воспитания в школе. Прививать детям любовь к своей земле, к истории своей страны, «пробуждать чувства добрые» следует начинать уже на первой ступени образования. Благодатный материал в этом смысле представляют внеклассные уроки . В своей статье хотелось бы рассказать об опыте проведения урока по теме «Республика, где мы живем»Программный материал дополняется различными видами внеклассной деятельности.
Основные обучающие и развивающие цели и задачи предлагаемого урока формулирую следующим образом:
1)обогатить знания детей о государственных атрибутах родной страны, раскрыть символический смысл казахстанской геральдики;
2)прививать детям чувство любви и гордости за свою родину, уважительного и бережного отношения к ее символам;
3)развивать устную речь и обучать выразительному чтению на материале текстов и стихов патриотического характера.
В качестве наглядных пособий использовались: схема макет «Волшебное путешествие по Казахстану», И.Д. национальные костюмы, угощения, портреты выдающихся людей Казахстана, девиз «Нет согласия – нет единения, нет единения – нет благополучия» (Абай)
Ход мероприятия:
Звучит казахская мелодия.
Старец : Искал я собственное счастье и брел как будто бы во мгле, пока не полюбил я страстно родную землю Сары-арки.
Сын: Ага! С кем ты разговариваешь?
Старец: Земля моя! Была ты колыбелью и стала нам родимой навсегда. Здесь рождены отсюда мы взлетели , как птицы вылетают из гнезда.
Сын: Моя большая Родина Казахстан! Здесь я родился и вырос. Родной язык, привычки, нравы. Всю ее узнать , увидеть невозможно, но для каждого она дорога тем, что где-то в ней есть место, где он родился ,узнавал мир.
Старец: Ты прав сын мой! Одна у человека мать- одна у него и Родина! Как лучше рассказать о нашей великой необъятной стране? (пригласить гостей).
Учитель: Сегодня в памятное для нашей республики время 20-летие независимости Казахстан, мы попробуем вместе с ребятами рассказать о нашей Родине- Независимом Казахстане! Изречения великого Абая, нашего земляка, будут сопровождать нас в пути.
Для этого совершим заочное путешествие по карте Казахстана! А итогам работы нашего путешествия будет опора-схема «Мой Казахстан»
Нынешний независимый Казахстан появился не вдруг и не на пустом месте: дорога к независимости была многотрудной и сложной.
Дети: 1)земные недра Казахстана богаты полезными ископаемыми.
2)большая часть нефти и газа располагается на территории Атырауской области.
3)поэтому Атырау даже стали называть нефтяной столицей Казахстана.
4)седой Урал несет воды Каспию. Каспийское море богато рыбой, что в народе говорят «живое золото»
Учитель: Все богатства раскрыла страна. Мы перешагнули порог 21 века, перед нами необозримое будущее. И то как будет развиваться суверенный Казахстан , зависит от нас.
Дети: Казахстан- многонациональное независимое суверенное государство. Провозгласил себя 16 декабря 1991 года. В1992 году была утверждена символика Казахстана. Это флаг, герб, гимн. В республике Казахстан государственным является –казахский язык. 15 ноября 1993 года на территории нашего государства была введена национальная валюта-тенге.
1декабря 1991 года был выбран первый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. Конституция – это основной закон нашего государства.
Учитель: Мы поем и этой звонкой песней, славим Казахстан и всех людей!
Музыкальная пауза-песня о Казахстане.
В дальнейшем заранее подготовленные ученики делают сообщения, а параллельно на экране демонстрируются слайды с государственной символикой. В ходе беседы учитель выясняет , как называется торжественная песня, которая является символом государства на казахском языке, дает перевод на русский язык, предлагает ребятам исполнить гимн Республики Казахстан.
Учитель продолжает литературную композицию, перейдя к фотомонтажу «Астана- сегодня» и поясняя новые слова:
В1998 году столицей Казахстана стал молодой город Астана, который находиться в самом центре республики. Сейчас по всему городу идет грандиозное строительство. Новая столица – это в первую очередь символ нового Казахстана, а также центр культуры и искусства, науки и промышленности. Сейчас коренные жители Астаны с трудом узнают свой город. Наша столица становиться международным деловым и культурным центром.
Завершается урок на лирической ноте – литературно- музыкальной композицией об Астане.
Астана.
Приглашает казахстанская земля
Всех друзей в любимые края,
И седая мать Алма-ата
Имя дочери лелеет «Астана»!
Пусть в созвездиях сияет на века
Имя светлой надежда – Астана.
Метки: день независимости рк, Нравственно-патриотическое воспитание на уроках русского языка, получить сертификат о публикации, скачать открытый урок, скачать урок русского языка, урок русского языка