Обобщение педагогического опыта «Система работы учителя истории по развитию исследовательских компетенций учащихся»


Кулагина Ирина Николаевна
учитель истории
КГУ «Общеобразовательная школа № 8 имени Шокана Уалиханова города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»

Авторская программа «Формирование исследовательских компетенций учащихся на основе краеведческого материала».

Пояснительная записка.

 Материал рекомендуемой авторской программы по краеведению «Формирование исследовательских компетенций учащихся на основе краеведческого материала» может быть использован как факультативный курс в 5 – 7 классах.  Программа рассчитана на 1 год (из рассчёта 2 часа в неделю). Объём учебной нагрузки по курсу программы  составляет 2 часа в неделю, весго 72 часа в учебном году.

Актуальность темы авторской программы заключается в том, что краеведение становится неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, художественную литературу и фольклор, искусство), что усиливается в связи с введением интегрированных часов краеведения в школьную программу.   Актуальность программы возрастает в связи с приоритетом ценностно-ориентированного образования, неотъемлемым компонентом которого является изучение истории родного края.

Актуальность проблемы углубляется следующими факторами:

введением в соответствии с Законом РК «Об образовании» национально-регионального компонента школьного образования;

 – краеведение решает важнейшую задачу освоения и сохранения  культурной и национальной идентичности;

 краеведение, призвано воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.

Противоречие заключается в том, что при всей важности ценностно-ориентированного образования через краеведческий материал, времени на работу в данном направлении выделяется всего 4 интегрированных часа учебной программы в курсе «история Казахстана».

        Новизна авторской программы определяется актуальностью рассматриваемого материала и заключается в том, что разработана модель поэтапного изучения особенностей создания исследовательского проекта, основанная на краеведческом материале.

Отличие от существующих программ состоит в более глубоком погружении школьника в исследовательскую работу по изучению родного края через проведение экскурсий, исследование и изучение символов региона, музейные экспонаты, исторические данные по созданию градообразующих предприятий, биографии известных людей региона.

Методическая особенность программы заключается в применении интерактивных и инновационных стратегий обучения и преподавания, таких как использование цифровых ресурсов через создание презентаций и видео сюжетов экскурсионного маршрута, изображение в рисунках артобъектов, создание макетов исследуемых достопримечательностей, проведение лекций исторической направленности у городских памятников и у сакральных объектов региона.

Достижение учащимися обязательного минимума усвоения программы решается путём дифференцированного  обучения. Широкое использование современных технологий обучения, таких как социокультурная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, технология критического мышления, ИКТ и метод проектов – все они позволяют сделать процесс обучения наиболее эффективным и увлекательным.

Программа предусматривает различные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: виртуальные экскурсии, работа в архиве, работа в с литературой в читальном зале, видеофильмы, презентации, посещение музеев. С целью достижения требуемых результатов используются следующие средства обучения:

-активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

-интерактивные методы обучения (творческие задания, работа в группах и парах);

-проблемное обучение;

-коллективный способ обучения.

Виды занятий:

-элементы диалоговой, проблемной технологии;

-элементы развивающего обучения;

-анкетирование, интервью, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих исследовательских работ, практикумы, работа с невербальным текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ архивного материала, работа с фото и видео материалом, тренинг, подготовка и защита проектов и презентаций, участие в конкурсе исследовательских работ, изготовление и трансляция видеороликов в интернете, проведение научной конференции для учащихся лицея с целью распространения полученного опыта.

В рамках личностно-ориентированного подхода особую значимость приобрели:

–  определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта обучающегося;

– целенаправленного развития личности школьника в процессе работы с краеведческим материалом.

Целью авторской программы является разработка методики формирования исследовательских компетенций на основе краеведческого материала у учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы.

      Для достижения поставленной цели авторской программы решаются следующие задачи:

– изучить теоретическую литературу по теме работы для применения полученных знаний для разработки исследовательских проектов;

– разработать методы формирования исследовательских компетенций на основе краеведческого материала средствами цифровых технологий;

– представить результаты эффективности авторской программы.

   Материал курса краеведение представлен в учебной  программе.

 Принципы построения программы:

1. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.

2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.

3. Личностно-ориентированный подход к детям.

4. Практическое участие школьников.

Теоретическая значимость программы.         Программа предназначена для организации эффективного обучения учащихся 5-7 классов, а также для внеклассной работы. Данная программа может быть интересна учителям истории и преподавателям интегрированного курса «Краеведение». Предлагаемый материал можно рассматривать как вклад в развитие компетенстностного подхода в обучении школьников. В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

Авторская программа по краеведению составлена на основе следующих нормативных и правовых документов:

–        «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» (далее – ГОСО) (Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа

2022 года № 29031 (с изм. и допол. от 23 сентября 2022 года № 406)  https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031  ;

–                  «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115 (с изм. и допол. на 27 ноября 2020г. №496)     https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1300008424;

–        Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»

https://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya;

– Статья Главы государства «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» https://www.inform.kz/ru/social-naya-modernizaciya-kazahstana-dvadcat-shagov-k-obschestvu-vseobschego-truda_a2478336;

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией А.С.Кунанбаевой, Ш.Т.Бектасова, И.Г.Плачинта, А.К.Ахетовой, Н.А.Ахат.  Данное издание входит в перечень обязательных учебных материалов  на 2022-2023 учебный год. На изучение данного предмета отводится 8 часов в год, данный предмет интегрирован в курс предметов  «история Казахстана», «география», «казахский язык», «музыка».

Практическая значимость программы. Может быть использована в рамках дополнительного образования как элективный курс. Материал программы универсален, так как его можно переориентировать на изучение особенностей любого региона, используя предлагаемые тематические направления. Учащиеся, обучаемые по данной программе, смогут без особого труда продолжить формирование своих исследовательских компетенций через участие в научно-практических конференциях разного уровня.

Ожидаемые результаты. Обучение по предлагаемому курсу предполагает не только формирование у учащихся исследовательских компетенций, но и становление активной гражданской позиции через изучение истории своего региона. В результате обучения по данной программе учащиеся самостоятельно (при необходимости – консультативное участие педагога), разработают проект с использованием местного краеведческого материала. Итоги работы подводятся на последнем занятии после прослушивания подготовленных самостоятельно проектов. Анализ работ позволит учащимся увидеть все достоинства и недостатки проделанной работы, исправить их и представить проект на районном,  городском, областном или республиканском уровне. Подготовленные проекты будут опубликованы в социальных сетях.

Подробнее…