Обобщение инновационного педагогического опыта работы «Система интерактивных методов обучения, как средство повышения функциональной грамотности младших школьников»


Жумабаева Оксана Викторовна
Учитель начальных классов
Общеобразовательная школа № 8 имени Шокана Уалиханова города Степногорска Акмолинской области

Введение

 1. Сведения об авторе опыта

– Ф.И.О. Жумабаева Оксана Викторовна

– Место работы: КГУ  «Общеобразовательная школа  № 8 имени Шокана Уалиханова города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»

– Педагогический стаж: 21 год

– Преподаваемые предметы: учитель начальных классов

– Специальность: ПМНО

– Контактный телефон: 87014989833

– Электронный адрес: oksana-011@mail.ru 

2.   Тема опыта:

«Система интерактивных методов обучения, как средство повышения функциональной грамотности младших школьников»

  1. Условия формирования, становления опыта:

Сегодня на рынке труда востребованы такие специалисты, которые умеют быстро реагировать на любые ситуации, осваивать и уметь применять новые знания, быстро принимать решения при возникновении проблем. Такие люди приобретают эти навыки еще в начальной школе. Это функционально развитые люди. 

Современный уровень обновленной системы образования ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить его мотивацию к учению, а также развить у ребенка функциональную грамотность.  Думаю, что для решения данной проблемы очень много путей решения, и один из них я применила на своей практике и убедилась в его эффективности.

В течение четырех лет с учениками начальной школы я работаю над темой: «Система интерактивных методов обучения, как средство повышения функциональной грамотности младших школьников». Свой опыт я применяла в условиях работы в 4 классе общеобразовательной школе № 8 города Степногорска, а также распространила его в школе- гимназии № 6 имени Абая Кунанбаева.

В своей работе я обращаюсь к личности каждого учащегося, стараюсь через применение активных методов обучения, научить ребенка  таким навыкам, при помощи которых он будет легко ориентироваться в современной реальности, то есть будет функционально грамотным.

4.     Актуальность опыта

Развитие современного общества предполагает непрерывное улучшение в образовательной системе. Не секрет, что, интерактивные методы,  проведенные в  интересной, занимательной,   и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем обычные традиционные методы.

Такие методы обучения, в которых педагог выступает в роли организатора процесса обучения, создает условия для инициативы обучающихся, методы, которые предполагают связь с жизненным опытом, – именно они соответствуют  умению использовать полученную информацию и навыки, необходимые  в конкретных жизненных ситуациях.  

Из своего опыта работы на сегодняшний день могу отметить, что мотивация к активной познавательной позиции детей может быть снижена по следующим причинам:

– Все дети учатся в одном классе, хотя у каждого ребенка имеется свой опыт познавательной деятельности;

– в условиях обновленного содержания образования дается очень большой объем информации, которую детям надо запомнить;

– также, происходит падение интереса учащихся к чтению, снижается уровень грамотности учащихся.

Все это, вместе взятое, побудило меня к поиску новых методов  и средств обучения, которые будут способствовать развитию интереса к учению, и вследствие чего,  развивать функциональную грамотность.

5.     Теоретическое обоснование опыта

Со временем в школе уходило и приходило огромное количество методов и форм обучения. Современная школа ставит перед нами новые задачи, которые требуют  поиска новых решений. Модель, предложенная Дэвид А. Колбом (David Kolb) широко используется в организации активного урока в настоящее время.

Само понятие «функциональная грамотность» с различных позиции исследовано разными учеными в разе время: Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, JI.IO. Комиссаровой, O.E. Лебедевым, JI.M. Перминова. Такие ученые как: O.E. Лебедев, Е.И. Огарев, A.B. Хуторской рассматривают функциональную грамотность с позиции образованности учащихся и образовательного результата.  

В своей работе опираюсь на дидактические теории и концепции ведущих ученых: Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся), Махмутова М.И., Лернер И.Я., Матюшкина А.Я.     (Теория проблемного обучения), И.С. Якиманской, Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование), Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса), Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса).

На основе научных идей данных авторов, я разработала программы, применила их на практике, поделилась опытом с коллегами и обобщила свой опыт работы.

6.     Ведущая педагогическая идея опыта.

      Ведущая педагогическая идея опытазаключается в создании условий для развития функциональной грамотности учащихся через широкое применение активных методов обучения на уроках в начальной школе.

 В моем опыте, на применении авторских программ и факультативного курса рассмотрены методы и принципы формирования и развития функциональной грамотности учащихся в начальной школе через применение интерактивных методов обучения.

Мой опыт на практике, на примере использования авторских программ «Развитие функциональной грамотности на уроках математики» и «Летняя школе будущих первоклассников», а также факультативного курса «Логика в нашей жизни», показал, что интерактивные методы обучения позволяют резко увеличить процент усвоения программного материала, повысить познавательную активность, а также   развивать функциональную грамотность.

Приложение № 1 Авторская программа «Развитие функциональной грамотности на уроках математики»

Новизна представленного опыта заключается в организации и осуществлении  деятельности младших школьников по развитию функциональной грамотности  через обучение, используя учителем интерактивные формы и  методы обучения.

Во время дистанционного обучения мною был разработана авторская программа дистанционных уроков для подготовки учащихся в 1 класс «Летняя школа будущих первоклассников» Данную систему работы я применила на практике в 2020-2021 году для своих будущих учащихся первоклассников.

Применение системы интерактивных уроков в течение летней онлайн подготовки к школе помогло дать необходимые знания и навыки для дальнейшей успешной учебы, способствовали развитию функциональной грамотности,  помогли быстро адаптироваться к школе, а также мотивировать родителей на совместную работу.

Программа «Летняя школа будущего первоклассника» был составлен на основе многолетнего опыта работы, охватывает все аспекты знаний и навыков необходимых дошкольнику для дальнейшей успешной учебы.

Программа  включает интересные задания для обучения чтению, письму, на формирование элементарных математических преставлений. расширение кругозора дошкольника. Чтобы ребенок не уставал от сидения за компьютером, в уроках предусмотрены физкультминутки и смена активности (для этого предусмотрены разработанные мной  прописи и курс видеоуроков на моем канале YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCXoAAf-Gkmq_UVBtZ1Yo5UA

Приложение № 2 Авторская программа «Летняя школа будущего первоклассника» 

Также новизна опыта еще состоит в разработке авторской программы, факультативного курса,  интерактивных уроков, упражнений, методов и приёмов, которые могут использоваться на уроках, факультативах и внеклассных мероприятиях в начальной школе.

Приложение № 3 Факультативный курс для 1 класса «Логика в нашей жизни»

Подробнее…