Посевные культуры и породы домашних животных Казахстана


Шакпакова Гульмира Амантаевна

учитель биологии КГУ Хромтауская гимназия N2

Раздел: 8.4С Наследственность и изменчивость Школа: 
Дата: ФИО  учителя: 
Класс: 8класс Количество присутствующих: Отсутствующих:
Тема урока Посевные культуры и породы домашних животных Казахстана
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 8.2.4.4 описывать сорта значимых культурных растений и пород домашних животных
Цели урока Учащиеся могут: описывать сорта значимых культурных растений;описывать породы  значимых домашних животных.
Ход урока
 этапы урока Действия учителя Действия учащихся оценивание Ресурсы
Начало урока 0-5                           5-10           10-12 1. Повторение материала с целью актуализации знаний. Выполнение проверочной работы по теме «Центры происхождения культурных растений и домашних животных» Тесты: 1. Ученый, исследовавший происхождение культурных растений и определивший их центры: а) И. Мичурин б) Н. Вавилов в) В. Ковалевский г) Г. Карпеченко 2. Относится к культурным растениям: а) Лук-батун б) Горькая полынь в) Пшено г) Перекати-поле 3. Получение растений искусственным путем: а) Сорт б) Собирательство в) Порода г) Селекция 4. Получение животных искусственным путем: а) Сорт б) Порода в) Селекция г) Собирательство 5. Количество центров по Н. Вавилову: а) шесть б) восемь в) семь г) девять 6. Родина картофеля: а) Южная Америка б) Северная Америка в) Азия г) Иран Правильные ответы: 1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а     Проблемный вопрос: Почему в селекции главную роль выполняет криоконсервация? (замораживание спермы и эмбрионов ,полученных от высокопродуктивных производителей) 3. Целеполагание. Формулирование совместно с учащимися целей урока: •     описывать сорта значимых культурных растений; •     описывать породы  значимых домашних животных. Дают ответы на тесты Самооценивание За каж-дый правильный ответ – 1 балл Приложение 1.1       Учебная презентация
Середина урока 12-18                               18-30                                     30-38 Работа с текстом учебника 1.Что такое растениеводство ? Растениеводство -это крупная аграрная отрасль Казахстана . 2.Сколько процентов занимают зерновые культуры ? Зерновые культуры занимают -66% 3.Где находятся крупные районы рисосеяния ? Крупные районы рисосеяния  находятся- в низовьях  Сырдарьи , Иле  и в долине Каратала . 4. Что такое животноводство? Животноводство -это  одно из  традиционных и ведущих  отраслей сельского хозяйства . 5.Что является главной отраслью животноводства ? Главной отраслью животноводства  является – овцеводство . Задание  1.1  (выбери один правильный ответ) 1.Крупная аграрная отрасль Казахстана А) животноводство Б) растениеводство В)  овощеводство 2. Традиционная   и ведущая отрасль сельского   хозяйства : А) животноводство Б) селекция В)   искусственный  отбор 3.Крупные районы рисосеяния А) низовья   Сырдарьи Б) Южная Америка В)  страны  Средиземноморья 4.Процесс разведения животных и растений с выгодными для человека  качествами и признаками А ) искусственный отбор Б) естесственный отбор В) наследственная  изменчивость 5.Главными  зерновыми  культурами  являются А) лук, репа, подсолнечник Б) овес, ячмень, рожь, пшеница В)картофель ,томаты, лен   Задание 1.2. Закончите  предложение : В стране возделываются  зерновые культуры………. Правильные ответы  1-б  2-а   3-а    4-а   5-б Объяснение учителя  (информация о Мынбаеве) Заполнение таблицы в паре Оцените правильность  утверждений Ученые Казахстана Достижения Да нет А.Н. .Илялетдинов Возглавлял два научных направления: роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе и использование микроорганизмов в кормопроизводстве     В.П.Кузьмин Создала в Казахстане научное направление по генетике и селекции микроорганизмов, используемых в фармацевтической, сельско-хозяйственной, а так же хлебопекарной и молочной промышленности.     Ф.М.Мухамедгалиев Изучал вопросы адаптации и микроэволюции, имеющие ключевое значение создание новых пород животных, приспособленных к экстремальным условиям, а так же трансплатации зигот в племенном овцеводстве     М.Х.Шыгаева Развил ряд теоретических и методических основ селекции и семеноводства зерновых, масличных и других культур в Северном Казахстане              Н.Л.Удольская   Обосновала теоретически новый взгляд на засухоустойчивость растений. Она является автором 4х районированных сортов пшеницы из серии линий по сорту Казахстанская-126.         Р.А.Уразалиев   Им выведены десятки высокоурожайных сортов озимой пшеницы.            1+ 2- 3+ 4- 5+ 6+ Дескрипторы: – определяют достижения казахстанских ученых; – оценивают правильно утверждения Задание №4 1группа Селекция Первое задание: Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов, которые будут выращиваться для приготовления томатного сока? Какими признаками бы вы наделили свой сорт? Почему? Какой сорт томата вы бы взяли для консервирования? Ответ: Человеку для разных целей необходимы разные признаки. В первом случае это вкусовые качества томата. 2группа Животноводство Составить кластер « Казахский  архаромеринос» В чем преимущество  казахского архаромериносца? 3группа. Растениеводство Вам даны разные виды муки  : ячменная , ржаная ,кукурузная ,гречневая , рисовая .Из перечня  выберите ту муку , которую вы посоветуете людям , которые соблюдают диету .   Ячменная мука   Ячменная мука хорошо подойдет для блинов, печенья, в качестве добавки (неосновной муки), а также при выпечке хлеба. Ячменную муку хорошо добавлять в качестве загустителя в супы и соусы. А легкий ореховый аромат и терпкость, которую дает именно ячменная мука, придадут особый вкус хлебу и другой выпечке.   Ржаная мука   Ржаной хлеб (рецепт приготовления вы можете выбрать здесь) получается намного вкуснее, если в ржаную муку, которая является его основой, добавить в различных пропорциях пшеничную муку. Также из смеси пшеничной и ржаной муки получается отличное дрожжевое тесто для пиццы и домашних несладких булочек.   Кукурузная мука   Эта мука стала основой очень многих восточных блюд. Также из нее готовят знаменитый закарпатский банош, молдавскую мамалыгу  и испанскую поленту.   Гречневая мука   Гречневая мука считается одной из самых полезных и диетических. Несмотря на характерный привкус и темный цвет, из гречневой муки получаются самые вкусные блины, печенье, а также неимоверно вкусная пицца, которую можно есть даже худеющим. Важный секрет – гречневую муку всегда лучше смешивать с пшеничной в соотношении один к двум в пользу пшеничной муки.   Рисовая мука   Рисовая мука широко используется в японской кухне. Выпечка из нее получается рассыпчатой. Также она незаменима при панировке мяса и рыбы Читают текст , дают ответы (устно)         Дают ответы на тесты                                                         Заполняют таблицу в паре                                             Ответ: Человеку для разных целей необходимы разные признаки. В первом случае это вкусовые качества томата                   Взаимооценивание (оценивают друг друга)                                                                           Информация о Мынбаеве http://catalog.karlib.kz/irbis64r_01/Kraeved/Nauka/Mynbaev_K/Prervannyy_polet.pdf             Приложение 1.1              
Конец урока 38-45 Закрепление Можно ли использовать методы криоконсервации для сохранения  редких видов животных и растений ? Рефлексия: Закончите предложения:   Сегодня на уроке я узнал…   Сегодня на уроке я научился…   Больше всего на уроке мне понравилось…   Сегодня на уроке я затруднялся…   Домашнее задание: 1.знать  сорта значимых культурных растений и пород домашних животных; 2.написать эссе* *на тему: «Достояние республики» (описать сорт культурного растения/ породу домашнего животного, которым может гордиться страна). 3. подготовить реферат* на тему: Шиганак Берсиев или  Ыбрай Жақаев. Дают ответы смайлики Приложение 1.3