Применение интерактивных методов в обучении младших школьников для совершенствования образовательных компетенций


Бейсенбаева Айтжамал Каирбековна
Учитель начальных классов
КГУ «Школа-гимназия № 6
имени Абая Кунанбаева города Степногорск
отдела образования города Степногорск
управления образования Акмолинской области»

«Не идти вперед – значит идти назад»

Работа над темой начата в октябре 2019 года.

Работу над темой предполагаю завершить  в декабре 2022года .

          Цель: совершенствование образовательных компетенций учащихся через  применение интерактивных методов в обучении.

Гипотеза: Применение интерактивных методов в обучении младших школьников будет способствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников начальной школы и  совершенствованию  учебных компетенций.

Задачи:

  • Исследовать суть  и методы интерактивного обучения.
  • Показать результаты сформированности образовательных компетенций
  • Изучить сущность кейс-метода как одного из интерактивных методов обучения.
  • Доказать возможность применения кейс-метода для развития регулятивных и коммуникативных навыков в начальной школе
  • Показать опыт применения кейс-метода в начальной школе на примере уроков русского языка.
  • Приготовить материал для диагностики уровня сформированности регулятивных и коммуникативных навыков  школьников.

Ожидаемые результаты опыта отражены в сформулированных требованиях Госстандарта:

   -формирование предметных и универсальных способов действий для продолжения образования в основной школе;

-способность к самоорганизации под руководством учителя;

-индивидуальный прогресс в личностном развитии: эмоциональном, познавательном, саморегуляции.

Для подрастающего поколения главной задачей является уверенность в завтрашнем дне, в умении применить полученные знания и быть успешным вне стен школы, на что и нацелена система опыта.

          Условия формирования опыта

          Рассматривая проблемы качества и доступности современного начального образования,  доказано, что социальный заказ в школе изменился: традиционная школа требовала качество ЗУН – уровень полученных знаний, умений и навыков, а современная школа  ориентируется на иной результат образования – компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, личностному росту, умению решать жизненные проблемы.  

          Речь идёт о компетенции, как способности действовать не только в учебных, но и в различных проблемных жизненных ситуациях: в умении отстаивать свою точку зрения в диалоге, прогнозировать эффективность выполняемых действий, планировать алгоритм своих действий для достижения результата,  в умении работать с различными источниками информации, давать им оценку  и на этой основе делать выводы и формулировать свое мнение.

          На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы.

  • Курсы повышения квалификации;
  • участие в работе школьных и городских объединенй;
  • изучение методической литературы;
  • изучение опыта коллег;
  • проблемы с  мотивацией учащихся

Отсюда возникла необходимость создания условий для paзвития интереса к учению? А именно:

-вoвлeчeниe yчащихся в caмocтоятельный поиск новых знаний;

-paзнообразие методов и пpиемoв;

-принятие важности и нужности изyчaeмого;

-связь нoвых знаний  с paнее изyченными;

-самопроверка и взаимооценивание  выполненной paботы;

-эмoциoнaльное воздействие и кpасочность.

Актуальность опыта

          Формирование  образовательных компетенций  на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход в любых делах может дать выход из проблемной ситуации. Поэтому, для совершенствования знаний, как нельзя лучше, подходит использование активных и интерактивных методов обучения, так как их применение осуществляет развитие результативного потенциала личности.

 «Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все» Януш Корчак. http://30harab-sas.edusite.ru/p138aa1 В быстро меняющемся мире подрастающее поколение должно быть конкурентноспособным, т.е. обладать такими качествами, как мобильность, иннициативность, гибкость, конструктивность и динамизм. Одним из решений современных задач образования является Применение интерактивных методов обучения в начальной школе для совершенствования  образовательных  компетенций.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта учителей новаторов.

Глава 1

Теоретическое обоснование опыта.

Сущность интерактивного обучения. Интерактивные методы обучения

Реалии сегодняшнего дня показывают, что необходимо управлять процессом становления личности и  главным условием в учебном процессе является мотивация учащихся, желание детей познавать новое, иметь интерес к познанию. Именно интерес привлекает внимание учащихся, что способствует повышению paботocпocoбнocти. Oтcyтcтвиe интереса приводит к быстрому yтoмлeнию. Совместный творческий поиск решения проблемы через диалогический метод общения является лучшим педагогическим воздействием на процесс обучения.

          Данную проблему гуманизации образования поднимали  выдающиеся педагоги Казахстана, такие как К.Н.Нургалиев, Р.Б. Нуртазина, Р.Г. Лемберг, которые считали, что все действия учителя должны быть направлены на совершенствование личности ученика. Работой по внедрению интерактивного обучения активно занимаются, как отечественные педагоги, так и зарубежные: А.Я. Савельева, В.Н. Дружинин, О.Б. Воронкова, Л. Ю. Сафонова. С.С.Кашлев и др.

        Применение интерактивных методов в обучении является методической инновацией. В переводе с английского языка  слово «интерактив» означает взаимодействие («interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать).

          А.Я. Савельева интерактивному обучению дает следующее определение [8] «Интерактивное обучение – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, и включающих в себя методы и формы, средства обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение поставленных целей в обучении».

          Значит, Интерактивный – это диалог, беседа с кем-либо, или  чем-либо, в данном случае с учителем или с другими учащимися, или  с компьютером. Дружинин В.Н. пишет: [6] «Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося».

Характерные особенности  при совместной работе:

-участники образовательного процесса в едином творческом пространстве;

– совместный  выбор средств и методов решения проблемы;

-совместное эмоциональное переживание решаемых вопросов.

          Для решения учебных задач, обучающие активно включаются в совместную деятельность, делятся мнениями, идеями,  вносят личный вклад, предлагают способы деятельности, что является сущностью интерактивного обучения. Это находит подтверждение в китайской притче:

 «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму»

При применении интерактивного обучения, главным участником образовательного процесса становится ученик.  При этом учитель является больше сторонним наблюдателем, лишь создает условия для их инициативы, побуждая учащихся к самостоятельному поиску знаний с опорой на диалоговое взаимодействие, погружение в общение. В результате совершенствуются образовательные компетенции в ходе совместной деятельности.

Л.Ю. Сафонова говорит о плюсах интерактивных форм:

– пробуждение у учащихся интереса  к предмету;

– поощрение  активного  участия каждого;

– обращение к чувствам учащихся;

– содействие эффективному усвоению новых знаний;

– осуществление  обратной связи;

– формирование  у учащихся собственного мнения;

– формирование  жизненных  навыков;

– содействие корректировке поведения [20].

Суворова Н. в своей статье «Интерактивное обучение: Новые подходы» выделила главные правила организации интерактивного обучения. https://multiurok.ru/files/formirovanie-kommunikativnykh-i-reguliativnykh-ume.html

Правило 1. В работу должны быть вовлечены в той или же другой мере все участники.

Правило 2. Следует позаботиться о психологической подготовке участников. В этом случае полезны разминки, поощрение за активное участие в работе.

Правило 3. Учащихся в технологии интерактивного обучения не должно быть много. Оптимальная численность участников – 25 человек. Только при данном условии возможна продуктивная работа в малых группах.

Правило 4. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено так, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

Правило 5. Четкое закрепление процедур и регламента. Об этом следует договориться еще в начале и постараться не нарушать его.

Правило 6. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Сначала его следует построить на основе добровольного выбора. [11].

          Также авторы считают, что для интерактивного обучения обязательными являются следующие условия:

– демократический стиль общения между участниками образовательного процесса (доверие и позитивное отношение друг другу)

– умение сотрудничать в группе, соблюдая этические нормы

-умение приводить примеры, факты из личного опыта

– умение включаться в работу, мобильность, мотивация в деятельности 

          Необходимо выделить виды интерактивных подходов, которые я активно применяю на своих уроках:

– тренинги;

-исследовательские проекты;

– работа в малых группах;

– ролевые, имитационные, деловые игры;

– обсуждение и решение дискуссионных проблем («мозговой штурм», «дерево решений», «проблемные ситуации») и др.

-сase-study (анализ конкретных учебных ситуаций)

          Во внеурочной  деятельности также применяются интерактивные технологии: Сюжетные и ролевые игры, этические беседы, тренинги,  викторины, решение ситуационных проблем. Данные интерактивные методы повышают стрессоустойчивость, формируют  правильные  привычки поведения, что является важным фактором в деятельности учителя с младшими школьниками.

Классификация интерактивных методов:

          Надо отметить, что у разных авторов различный подход к  классификации интерактивных методов, которые больше рассматриваются в среднем и старшем звене. В начальной школе, целесообразнее  наряду с другими методами обучения  использовать ролевые и дидактические игры, проблемное обучение, дискуссию, рефлексию (самоанализ, самооценка своей деятельности), кейс-метод. Эти методы наиболее эффективны в начальной школе, т.к. именно на этом этапе обучения изменяется социальный статус детей, готовность к самовыражению, потребность в общении, когда они готовы к исследованию мира и отстаиванию своего мнения. Следует учесть, что современное поколение детей  – это дети нового информационного общества.

Ведущая педагогическая идея опыта

Одна из основных идей интерактивных методов обучения заключается в способности применить полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

Суть этих методов в том, что цели обучения способствуют развитию трех основных умений современной жизни — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить».

Опыт работы показывает, что применение этих методов помогает учащимся повысить самооценку, ощутить свою значимость, повысить мотивацию и понять для чего он учится. 

Внедрение интерактивных методов предполагает:

-ведущую роль  ученика в учебном процессе, изменение форм организации учебно-воспитательного процесса

-отказ от выдачи готовых знаний, ориентированных на заучивание информации, а  освоение новых видов деятельности

-развитие творческого мышления

-создание благоприятных условий реализации индивидуальных возможностей

-создание условий для самообразования ребенка, самоорганизации и самореализации.

Сущностные характеристики основных видов образовательных компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся благодаря внедрению интерактивных методов обучения: (результаты отражены далее в диаграмме)

Скачать полностью…