В гости к Эже


Миронова Вера Николаевна

воспитатель ГКПП ясли-сад №8 «Сказка» г. Уральск

Воспитатель: Миронова В.Н. Ясли-сад №8 «Сказка» г.Уральск

Тема: «В гости к Эже»

Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников.

Образовательные задачи:совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа; Развивающие задачи: развивать творческую речевую деятельность; развивать наглядно-образное и элементы логического мышления; развивать произвольное внимание, воображение, умение фантазировать.

Воспитательные задачи: воспитывать умение выслушивать сверстников, воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки. Воспитывать любовь к художественному слову. Воспитывать интерес к казахским национальным традициям.

Методы и приёмы: словесные: беседа, загадывание загадок, упражнение «подбери прилагательное»; игровые: прием вхождения в картину,игра «Теремок», наглядные: рассматривание картины, показ презентации; практические: составление загадок по модели, сочинение сказок.

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые,«ТРИЗ».

Демонстрационный материал: репродукция картины М. Лизогуб «Сказка», колокольчик, сказкокуб (кубики с картинками из сказок),элементы декора юрты, карты Проппа, книга Сказок, колпачки на голову детей, презентация «Угадай название сказок»

Предварительная работа: игры с картами  Проппа, сочинение сказок методами ТРИЗ, чтение сказок, ,игры по картинам «К нам пришли волшебники», подбор музыкального оформления.

Ход занятия:

Звучит сказочная музыка.  Приглашаю детей в круг звеня колокольчиком: «Колокольчик наш поёт, всех в круг радости зовёт». Колокольчик подсказал мне тему нашего занятия, а вы узнаете тему, отгадав загадку:

 «В ней всегда конец хороший, добрый молодец пригожий, бабка- ежка у окна… Догадайтесь, кто она?» (Сказка) Воспитатель: «Ребята, вы любите сказки?» (ответы на трех языках)

«Колокольчик звенит, ребяток зовет и к сказкам вперед по дороге ведет».

 Предлагаю подобрать прилагательные к слову «сказка». Дети передают колокольчик по кругу и называют определения: добрая, интересная, умная, волшебная, захватывающая, увлекательная, смешная, поучительная, страшная, грустная, веселая и т.д.

Игра «Теремок» Дети идут по кругу.

«Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

А живут в теремке сказочные герои.

Я – Снежная королева… А ты кто? Дети по очереди называют сказочных героев. Кто назвал, садится на стул вокруг мольберта.

Воспитатель: «Ребята вы сказали, что очень любите сказки и я тоже очень люблю их, они напоминают мне времена, когда была маленькой и мне рассказывала их бабушка. Я хочу познакомить вас с картиной, которая напомнила мне это удивительное время». Снимаю покрывало с мольберта и предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины М. Лизогуб «Сказка». Дети рассматривают.

Задаю вопросы: «Кто изображён на картине? Где находятся бабушка и девочка? Рассмотрите повнимательней героев картины. Как вы думаете интересную сказку рассказывает әже внучке. Как можно назвать эту картину?

Используя приём «вхождения в картину» предлагаю поиграть. «Сейчас каждый из вас войдёт в эту картину и представит себя девочкой. Помогут вам наши волшебники органы чувств»

Игра «К нам пришли волшебники: я могу слышать, ощущать запахи…»

Цели:учить представлять различные звуки и запахи передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию.

Дети фантазируют. Например: «Я лежу на мягком ковре в юрте, слышу как трещат дрова в очаге, слушаю тихий добрый голос бабушки. Любимый голос рассказывает интересную сказку о безбородом обманщике Алдар Косе»

Или «Я чувствую, что в юрте пахнет дымом от очага. Идёт запах от свежего молока, пахнет свежеиспеченными баурсаками и шерстью от ковров».

Релаксация «Полет на облаке».(Звучит расслабляющая музыка)

«Лягте на спину. Закройте глаза. Расслабляем ноги, руки. Расслабляется туловище. Отдыхайте. Вот наше облако поднимается вверх. И мы уже летим. Вы пролетаете над огромным озером. Над нами в голубом небе плывут ещё облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое на маленького котёнка… Наше облако   медленно опускается. Открывайте глаза, потянитесь и вставайте…»

Пока идёт релаксация выставляю элементы декора юрты.

«Мы оказались в волшебной юрте сказок. Нас встречает Әже-сказочница (взрослый в костюме) которая была изображена на картине. Мы у неё в гостях»

Әже-сказочница:«Сәлеметсизбебалалар! Я знаю, что вы любите сказки. Сейчас я вас испытаю на знание сказок! Поиграете со мной?» Дети соглашаются.

На интерактвной доске показываю презентацию в программе РowerРoint «Угадай название сказок» Цель: вспомнить название знакомых сказок и героев.

1слайд. Сказки разные живут.В моей юрте есть загадки, отгадайте без подсказки называйте, посмелей этих сказочных друзей!(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).

2слайд. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).

3 слайд. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга).

4 слайд. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка).

5 слайд. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка).

6 слайд. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей. (Колобок).

«Наши глазки устали им надо отдохнуть. У нашей Әже-сказочницы есть необычные часы»    Гимнастика для глаз «Часы»:

«Тик-так, тик-так, все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

налево раз, направо раз мы можем так: тик-так, тик-так»

Әже-сказочница: «А как  вы думаете, трудно придумать сказку? А вы пробовали? (Ответы детей.)Я вам тоже предлагаю стать сочинителями сказок. Давайте оденем «волшебные колпачки сказочников» они нам помогут сочинить сказку.В каждой сказке есть персонажи. Какие?(Люди, животные, волшебные предметы, колдуньи, и другие.)  Давайте главного героя выберем с помощью сказкокуба». Ребенок бросает красочный «сказкокуб» (куб на сторонах которого могут быть изображены герои сказок: люди, животные,
волшебные предметы,) и определяет кто будет героем сказки. Например: Лиса,

Түлікеa, Fox. «А помогут нам сочинить сказку волшебные карты Проппа» Примерная дорожка:

Карты Проппа
Карты Проппа
Карты Проппа
Карты Проппа
Карты Проппа

Следуя ходу сказки по картам, дети индивидуально или по цепочке сочиняют сказку. Например:«В одной стране под названием Лисляндия жила-была семья лис. Однажды мама ушла на охоту и оставила лисят одних. Она долго не могла найти жертву. И вдруг она заметила птицу. А птица была не простая, а волшебная. Лиса поймала её, а птица ей говорит:«Отпусти меня, я исполню твоё желание» Лиса: «Хорошо»

И она отпустила её. Птица дала ей золотой, волшебный листок. Лиса вернулась домой. Волшебный листок давал много еды!» Дети придумывают название сказки.

Әже-сказочница показывает книгу с пустыми страницами: «А как на каз.яз. и на анг.яз слово книга?» Дети: кітап ,book   « Сказки можно записать и нарисовать в книге Сказок»

Воспитатель: Ребята ,давайте подарим Эже ковер для ее юрты.

Дети украшают ковер казахским орнаментом из фетра. Дети называют элементы орнамента (Орнамент можно прикрепить шнурком или липучей лентой) Әже-сказочница угощает детей баурсаками.

Әже-сказочница: «Молодцы. В моём сундуке для вас подарки. Это раскраски с героями сказок.» Дети благодарят.

Сказочница под спокойную музыку говорит: А теперь, закрывайте глаза

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…

Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

Воспитатель: Вот мы и оказались опять в группе. Поделитесь впечатлениями.

Предлагаю проиллюстрировать новую сказку. Хвалю всех за активное участие.