«Паровозик и его друзья»


Самойлюк Надежда  Александровна

учитель-дефектолог Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, город Уральск ГККП ясли-сад №8 «Сказка»

Открытое индивидуальное

занятие с ребёнком (старшая группа)

Диагноз: Лёгкая умственная отсталость. Синдром Дауна Общее недоразвитие речи 1 уровня


Тема: «Паровозик и его друзья»

Задачи:

Образовательные: активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме: «Транспорт», учить показывать и называть части транспорта, называть действия, выполняемые транспортом (машина едет, самолет летит), обобщающее понятие «транспорт», закреплять навыки счёта, умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник), знания цветов, форму, величину, побуждение к активной речи,  учить составлять предложения по картинке, выполнять речевые инструкции педагога, вызвать интерес к игровой деятельности, способствовать совместной игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие: развитие зрительно-пространственного восприятия, памяти,  произвольного внимания, речь, умение подражать движению и сигналам машины, поезда, самолета («би-би-би», «тууу», «ввв») обозначать их словом,  наглядно-образного  и логического мышления, сенсорных эталонов, конструктивного праксиса, речевого дыхания, мелкой и общей моторики, координация речи с движениями, графо-моторные навыки.

Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Ход деятельности:

Организационный момент. Психогимнастика  «Солнышко»

К солнышку потянулись…    (тянем руки вверх)

Лучики взяли,                         (сжали руки в кулачки)

К сердцу прижали,                 (прижали кулачки к груди)

Людям  отдали                       (протянуть руки вперед)

И улыбнулись!                        (улыбнуться)

Дефектолог: -Ульяна, посмотри, что это? Это сухой бассейн. Давай опустим ручки, здесь большая и маленькая фасоль, белая, коричневая. Прячь свои пальчики. Ой, где они? Что это в фасоли? Это самолёт? Какого цвета? Синего. Самолёт что делает? Самолёт летает в небе? Уууууу. А это что? Это поезд. Что делает поезд? Поезд едет по рельсам? Ту-ту-ууу. А это красная машина. Машина едет по дороге. Вввв,ввввв. Самолёт, поезд, машина-это транспорт.

Я приготовила для тебя сюрприз, хочешь узнать какой? (появляется музыкальный паровозик). Да, это паровозик, какой красивый, с вагонами Сколько вагончиков? два. А кто сидит в первом вагончике, посмотри? (ребенок разглядывает первый вагончик и отвечает). В первом вагончике сидит белая птичка, голубая рыбка, желтый слон, зеленый львенок. А во втором спрятался медвежонок.

– Знаешь, наш паровозик грустит, он потерял своих  друзей. Давай поможем ему найти их. Отправляемся в путь искать друзей паровозика.

«Загудел паровоз                                   

И вагончики повёз

Чох-чох, чу-чу

Далеко я укачу».

Игровое упражнение «Собери грузовик» (логические блоки Дьенеша)

Дефектолог: – Оёёй? Какие-то кубики лежат. Грузовик развалился на части, нам надо помочь собрать его. (педагог совместно с ребёнком по образцу собирают грузовик). Посмотри. Что есть у грузовика? Кузов. Какого цвета? Жёлтого.А из каким геометрических фигур мы его собрали? Из прямоугольников. Сколько их, сосчитай. Два.  Покажи, где кузов? (аналогично колёса, кабина, капот). А кто водит грузовик? Шофёр. Какая ты молодец. Смотри какой красивый грузовик получился.

Игровое упражнение «Разноцветные дороги»

Дефектолог: -Знаешь, у грузовика есть маленькие друзья-разноцветные машины. Они хотели поездить по дорогам, но не знают по каким. Помоги им пожалуйста. По какой дороге поедет красная машина? По красной дороге. (ребенок выкладывает дороги  соответственно цвету машин) (аналогично с другими машинами-синяя, зеленая, желтая). Машина поедет вперёд, а теперь назад. Паровозик говорит тебе большое спасибо. Ты нашла грузовик.

Дефектолог: – А теперь ты поедешь на грузовике, держи руль, а я на поезде.

Речедвигательная игра  «Машина»

Би – би – би – гудит машина.  (ребёнок крутит руль)

Тук – тук – тук – мотор стучит.  (топает ногами попеременно)

– Едем, едем, едем, едем, –

Он так громко говорит. (поворачиваем руль влево-вправо)

Шу – шу – шу – шуршат колёса.

Вдруг по кочкам едём мы  (подпрыгиваем на месте)

Та – та – та – вперёд спешат. (бег на месте)

Игровое упражнение «Помоги самолёту взлететь»

-Что это? Самолёт. А почему он  такой грустный? Давай спросим. Самолётик говорит, что у него разлетелись все детали, он не может взлететь. Поможем самолёту. Что есть у самолёта? У самолёта есть пропеллер, крылья, колёса. (ребёнок называет части самолёта, показывает их).  Кто управляет самолётом? Самолётом управляет пилот. Самолёт говорит тебе спасибо. Смотри как он взлетел.

Дефектолог:  – А сейчас мы с тобой поиграем с пальчиками.

Массаж пальцев рук с помощью массажёра «Транспорт»

Будем с пальцами играть

Будем транспорт называть

Машина, вертолёт,

Грузовик и самолёт

С пальцами играем

Транспорт называем.

Дыхательная гимнастика  «Птички»

Дефектолог: -Пока мы с тобой собирали части самолёта, прилетели птички. Давай на них подуем. Вдох делаем только носом, а выдох через рот, губки трубочкой, щёчки не надуваем. Молодец! Умничка!

Игровое упражнение «Что делает?»

Дефектолог:  -А теперь паровозик, самолёт и грузовик предлагают тебе рассмотреть картинки. Посмотри. Это что? Машина. Машина что делает? Машина гудит –би-би-би. А это пароход. Пароход что делает? Пароход гудит-ту-ту-ту и т.д.

Игровое упражнение «Зашумлённые предметы»

Дефектолог:  -Ульяна, давай посмотрим на картинку. Что это? Ёлка, стол, гриб, самолёт, мяч. Они решили поиграть с тобой и спрятались от тебя. Найди самолёт. Где он? (аналогично с другими картинками).

Игровое упражнение «Найди по тени»

Дефектолог: – Посмотри на картинку, что это? Паровоз, самолёт, грузовик, машина. Ты должна найти их тень и провести линии к ним.

Дефектолог: Спасибо тебе большое, ты нашла всех друзей паровозика. Что ты нашла? Грузовик, самолёт. Как мы назовём все это одним словом, это транспорт. Теперь наш паровозик радуется и поёт тебе песенку.  Ты помогла паровозику найти его друзей и за это он тебе дарит мыльные пузыри. Спасибо тебе большое!