Элективный курс по декоративно-прикладному искусству: «Художественный труд»


Смешная Ольга Александровна

воспитатель КГУ «Специальная школа – интернат №7» УО ВКО

Элективный курс по декоративно-прикладному искусству: «Художественный труд»

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа для ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) является основной моделью социального мира, так как именно школьный опыт должен помочь ему освоить те законы, по которым живет взрослый мир.

Особая помощь нужна выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Необходимо обеспечение их права на профессионально-трудовую деятельность. Без организации специальной поддержки выпускники коррекционных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места.

Главная задача коррекционной школы – социальная адаптация выпускника, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.

Создавая программу для детей с умственной отсталостью, я пыталась расширить границы школьной жизни ребенка, дав возможность получить детям с ООП опыт продуктивной творческой деятельности направленной на создание ситуации успеха, а также возможность для реализации им активности, главным образом в сфере социализации.

Воспитание и обучение такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону.

Представленный тезис определил основания разработки и реализации адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Направленность программы

Программа «ДПИ» имеет художественную направленность и разработана для детей с легкой степенью умственной отсталости для 6-го и 9-го класса. Обучаясь по данной программе, ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий декоративно прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой деятельности детей, позволяет одновременно с раскрытием духовной ценности изделий, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся художественными знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду.

Актуальность программы.

Обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Декоративно-прикладное искусство и художественный труд являются неотъемлемой частью художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Прикладная деятельность во многом связаны с обработкой разных материалов и для своего завершения требуют много времени и выработки определенных умений и навыков, особенно у детей с ООП. Многие работы выполняются целенаправленно, специально к какому- либо событию, празднику. Таким образом, труд детей носит общественно-полезный характер. Работы могут, и будут служить выставочными экспонатами, оформительскими материалами, подарками друзьям, родным, дети будут учиться работать не только и не столько для себя, но и на общее благо, и не только выполнить изделие, но и сделать его качественно, ведь их труд будет оцениваться другими. 
  В программе определен конкретный объём знаний, умений и навыков, которые, дети должны освоить.

Для   педагога очень важно сохранить познавательную активность и интерес ребят к работе на протяжении всего занятия.

С целью наибольшей подготовленности ребенка к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации (ее устойчивость), совершенствовать опорные трудовые знания и умения (например, работа с различными материалами, приспособлениями, инструментами), закреплять полезные привычки (подготовка рабочего места, пользование спецодеждой (фартук, нарукавники), самоконтроль и аккуратность. Углубление и расширение знаний, формирование умений и навыков по этим параметрам — основные задачи, которые должны быть решены с помощью предлагаемой программы.

Содержание обучения очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной степенью умственной отсталости. Тяжелые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей требуют проведения занятий и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

3. Преемственность.

Часть знаний обучающиеся получают в школе на уроках ИЗО и трудового обучения. На занятиях по программе эти знания и умения расширяются и систематизируются.

 4. Цель, задачи обучения.

Цель- создание оптимальных условий для развития социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка, культурно – трудовых, художественных навыков, посредством обучения по программе «ДПИ».

Задачи:

Воспитательные

 – воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств.

– воспитание умения работать в коллективе;

– адекватного восприятия себя и продуктов творческой деятельности на занятии.

Развивающие

чувство солидарности и взаимопомощи, при выполнении заданий.

– стимулировать самостоятельное творческое мышление;

– развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

– прививать культуру труда;

– развивать коммуникативные способностей детей.

-дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;

Обучающие

– обучение элементарным трудовым навыкам;

– способам художественной деятельности;

– обучение приемам работы с различными материалами и инструментами, правилам техники безопасности на занятиях ДПИ.

Обучение предполагает простую степень сложности.

«Стартовый уровень» предполагает минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация стартового уровня предполагает наличие программы не более чем на один год обучения. Данная программа может быть использована: как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности; как первая ступень – переход к базовой общеразвивающей программе обучения. Состав учащихся может быть сменным, как одновозрастным, так и разновозрастным

Работы выполняются по образцу.

5. Режим занятий.

Программа «ДПИ и художественный труд» предназначена для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и рассчитана на 1 год обучения, для мальчиков и девочек 6 «в» и 9 «б» классов. Занятия проводятся один раза в неделю по 1 часу в 6 «в» классе (34 часа), и один раз в неделю по 2 часа в 9 «б» классе (68 часов).

Объединение комплектуется из учащихся классов специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями в развитии города Риддера, возраст 13-16 лет, наполняемость группы 5-6 человек.

6. Формы организации учебной деятельности.

Групповая, выставки, экскурсии, творческие конкурсы.

Основной вид занятий– практический.

Используются следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Педагогические приёмы:

формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);

стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

свободного выбора.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);

2) организация рабочего места;

3) повторение пройденного материала;

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;

практическая работа;

физкультминутки;

подведение итогов, анализ, оценка работ;

приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Приёмы и методы организации занятий.

В работе используются все виды деятельности, развивающие ребенка с легкой степенью умственной отсталости: (игра, труд, обучение, общение, творчество).

При этом соблюдаются следующие правила:

виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию интересов членов группы и каждого ребенка в отдельности;

необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

7. Общепедагогические принципы и специфические закономерности

предмета изучения.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

воспитывающего характера труда;

связи теории с практикой;

систематичности и последовательности;

учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

доступности и посильности (программа адаптирована к уровню и особенностям развития детей с ООП и подготовки обучающихся);

творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;

наглядности;

прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Ожидаемые результаты.

Личностные.

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и среднего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

владение основами самоконтроля, самооценки;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.

Предметные

Должны знать.

Способы декоративного рисования.

Виды орнаментов (орнамент в полосе круге).

Названия и назначение инструментов, используемых для занятий с бумагой, правила техники безопасности при работе с ними;

названия и назначение материалов, используемых при работе с различными техниками (оригами, бумагопластика, квиллинг, торцевание), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

правила организации рабочего места;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами.

Должны уметь:

правильно организовать рабочее место;

выполнять различные виды росписи по образцу;

лепить из пластилина;

выполнять работы из гипса;

использовать в работе бросовый материал;

пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

выполнять творческие работы по образцу;

В процессе обучения в объединении у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

художественно – эстетические;

общетрудовые;

специальные: обработка бумаги, картона, гипса, бросового и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью и т. д..

Главным результатом реализации программы является:  создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами декоративно-прикладного  искусства и художественного творчества может каждый, по – настоящему желающий это ребенок, в том числе и дети с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

9. Показатели оценки результативности реализации программы

Показатели Способ отслеживания (инструментарий)
Сформированность системы знаний, умений и навыков в области ДПИ просмотры, выставки,

10. Психолого-педагогические особенности детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Лёгкая умственная отсталость – одна из степеней психического недоразвития. Она характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.

У детей этой категории медленно (запаздывание на 3-5 лет) развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Развитие статических и локомоторных функций очень задержано, и они недостаточно дифференцированы. Страдают координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать. Моторная недостаточность обнаруживается в 90-100 % случаев. Умственно отсталые дети даже в подростковом возрасте с большим трудом принимают заданную позу и не способны ее сохранить в течение более чем несколько секунд. У них возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с не целенаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.

Развитие навыков самообслуживания отстает. При особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.

У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели, в том числе элементарной, цели. В связи с этим даже игровая деятельность затруднена. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.

Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. Плохо перерабатывают даже полученные сведения, поступающие в большом количестве, чем им удается освоить. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. По этой причине нет умения выделять, детали или особенности воспринимаемого и сравнивать их с такими же у другого предмета. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотичной нецеленаправленной деятельности. В результате они самостоятельно не ориентируются в ситуации, требуют постоянного руководства. Коррекция формирующихся способностей сенсорной сферы позволяет улучшить реабилитацию этих детей

У умеренно умственно отсталых субъектов запас овладений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у данных детей конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Их можно научить группировать одежду, животных и т.д. Устанавливать различия им удается только на конкретных предметах. Они совершенно не способны оперировать отвлеченными понятиями. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне. Эти расстройства мышления проявляются в крайне неполноценном использовании предметов и орудий при решении наглядно-практических задач: жизненно-бытовых, игровых и конструктивных, в которых в качестве средств решения выступает наглядный или представляемый образец. Они не могут анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль. Суждения бедны, как правило, являются повторением услышанных советов, рекомендаций и т.д.

Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения. В дальнейшем в особенности под влиянием педагогов, происходит развитие речи, однако ее понимание в конечном итоге определяется личным опытом. Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений. После нескольких лет обучения они усваивают обозначения предметов обихода, овощей и т.д. Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие, нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. Используя наиболее употребительные предлоги, дети путают, заменяют их. У них удается выработать умение использовать свою речь в коммуникационных целях.

Память развита недостаточно. Ее объем мал, однако к подростковому возрасту, он может увеличиваться, достигая уровня, имеющегося у легко умственно отсталых детей. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. При воспроизведении запечатленного материала часто возникают искажения. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память. Образовательные программы (в специальных классах коррекционных школ) могут дать им возможность для развития своего ограниченного потенциала и расширения круга навыков самообслуживания и ориентировки в ближайшем окружении. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет удается подготовить подростков к труду и жизни в трудовом коллективе.

Самооценка характеризуется тем, что они себя ставят на первое место, товарища – на второе, а взрослого человека, принимающего участие в их воспитании – на третье. Это можно объяснить их лучшим пониманием сверстников, в сравнении с взрослыми. В результате коррекционного процесса самооценку данной категории детей нередко удается улучшить: они начинают отдавать должное своим учителям.

У малой части детей обнаруживается отсутствие потребности к общению. У большинства отмечаются такие расстройства развития, которые оказывают большое влияние на клиническую картину, а тем самым и на необходимые реабилитационные мероприятия. Одни – добродушны и приветливы; другие – злобны, агрессивны; третьи – упрямы, ленивы; четвертые – вялы, бездеятельны.

При социализации детей с умеренной умственной отсталостью трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность детей с умеренной умственной отсталостью не предусматривает его широкого контакта со сверстниками. Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью является важным средством их социальной адаптации.

4.1. Методы и формы работы

Методика обучения предполагает доступность восприятия теоретического материала, которая достигается за счет максимальной наглядности и неразрывности с практическими знаниями. Большое внимание уделяется индивидуальному подходу.

1. По способу получения информации:

Словесные (беседа, рассказ, лекция).

Наглядные (демонстрация репродукций, изделий декоративно-прикладного искусства, наглядных материалов).

Практические (познавательные игры).

2. По уровню вовлечения воспитанника в создание продукта деятельности:

Объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ)

Репродуктивные (установка для воспитанников: «Делай, как я», выполнение практической работы, демонстрация опыта вместе с педагогом по его рекомендациям);

Частично-поисковые (внесение изменений в оформление изделия; выбор оптимального использования материала и инструмента)

Творческий (работа в группах, установка правил общения).

По дидактическим целям:

Методы мотивации и стимулирования.

Словесные: беседа, устное поощрение.

Наглядные: дипломы, грамоты, свидетельства, ценные призы.

Методы развития личности и психических процессов (памяти, мышления, воображения, внимания).

Словесные: беседа, разговор.

Наглядные: фотодокументы, летописи.

Практические: участие в воспитательных мероприятиях школы, упражнения по развитию психических процессов (памяти, мышления, воображения, внимания).

Методы контроля и диагностики.

Словесные: опрос индивидуальный и фронтальный.

Наглядные: анкетирование, диагностика.

Практические: выставки, конкурсы.

Формы организации образовательной деятельности
Учебное занятие
Экскурсии
Самостоятельная работа
Работа в группах
Участие в выставках    

 

Основной формой является учебное занятие, в рамках которого используются разнообразные формы организации работы с воспитанниками:

Учебное занятие
Фронтальная, групповая
Работа в парах

 

               Формы организации воспитательной деятельности

Формы организации воспитательной деятельности
Коллективные творческие дела
Участие в выставках
Праздники, творческие вечера
Видео просмотры, презентации

 

                                    Показатели результативности

4.2. Наглядно-методическое обеспечение

Инструктажи по технике безопасности;

плакаты, иллюстрирующие темы учебных занятий;

образцы изделий ДПИ;

наборы таблиц по правилам безопасной работы с инструментами и правилам личной гигиены;

разработки учебных занятий;