«Украшение фарфоровой чашки»


Федотова  Наталья  Владимировна

учитель изобразительной деятельности Петропавловск, ГККП «Ясли-сад «Гулливер»

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности.

(старшая  группа)

Тема: «Украшение фарфоровой чашки»

Цель: украсить фарфоровую чашку.

Обучающие задачи: познакомить детей с историей возникновения посуды; закрепить умение словообразования прилагательных от существительного; учить украшать объемные формы специальными красками, поворачивать и расписывать со всех сторон.

Развивающие задачи: развивать умение рисовать кончиком кисти; развивать эстетический вкус, усидчивость.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию; умение соблюдать правила поведения в определенных ситуациях; воспитывать дружеские отношения.

Ход занятия:

Дети входят в группу, встают полукругом, приветствуют гостей:

        Наш уютный детский сад,

        Всем гостям сегодня рад.

        Солнышком умылся,

               С утра принарядился.

И радушно без затей,

Принимает он гостей.

Здравствуйте! Сәлеметсіз бе!

– Ребята пройдите на свои места (садятся, полукругом перед доской)

– Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, послушайте мою загадку, отгадайте, узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

В ней суп и кашу варят,

И картошку жарят.

Из неё едят и пьют,

Её моют, берегут. (Посуда ыдыс)

– Правильно. Хотите узнать, историю возникновения посуды?

– Как нам это сделать? (ответы детей: спросить у мамы…, посмотреть в интернете, книге, попросить воспитателя рассказать…)

– Нам надо отправиться в прошлое. Для этого встаньте, закройте глаза и скажите «Раз, два, три – повернись и в далеком прошлом очутись».(иллюстрация№1 – древний мир)

Древние люди понятия не имели, что такое посуда. Пища готовилась, либо на раскаленных углях, либо на открытом огне.

(иллюстрация №2 – еда на костре). Готовую пищу хранили на коре деревьев, ореховой скорлупе в плетеных корзинках.

-Тогда первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

(иллюстрация  №3- лепка  посуды)

– Затем человек придумал гончарный круг (иллюстрация №4 – гончарный  круг) и печь, для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины, чтобы она стала прочной. Теперь в ней можно было хранить воду, молоко и готовить пищу. (иллюстрация №5 – печь)

– Посуду делали разную, в одной готовили пищу, хранили продукты, а в миске – приготовленную еду подавали на обеденный стол. (иллюстрация №6 – посуда)

– Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуде стали выцарапывать разнообразные рисунки при помощи палочек. (иллюстрация №  посуда с рисунком)

– Время шло, люди изобрели краску, лаки и стали украшать посуду. Посуда с каждым веком становилась все тоньше, изящней и красивей. (иллюстрация № 8 – современная посуда)

– Вот мы побывали в прошлом, узнали, как появилась первая посуда, и из чего ее изготовляли. А сейчас возвращаемся в детский сад. Встали, закрыли глаза и говорим волшебные слова, чтобы снова очутиться в нашем детском саду. «Раз, два, три – повернись и в детском саду очутись».

(В этот момент снимаю иллюстрации)

– После глиняной посуды люди научились делать посуду из различных материалов. А из каких материалов и какую посуду мы узнаем, если посетим выставку посуды.

Физминутка и поход на выставку:

 Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь.

Встанем дружно все мы в ряд.

Пора на выставку шагать.

– Вот мы пришли на выставку, давайте вспомним правила поведения в выставочном зале.

Ты на выставке  не шали,      

 Громко ты не говори!

Слушай всё внимательно,  

 Запомни обязательно!

Экспонаты для народа.

Ты  руками их не трогай.

– Ребята, посмотрите на экспонаты, как их можно назвать одним словом? (посуда – ыдыс).  Сейчас мы по очереди будем брать посуду называть что это, из какого материала сделано, как используют – для  чего. Что бы вы ни забыли вам подсказка (вывешиваю алгоритм «Посуда»)

(Дети: это стакан, сделан он из стекла, из него можно пить воду, сок. …….)

– Замечательная выставка, но нам пора возвращаемся в детский сад (проходят на места)

– Побывав на выставке, мы узнали что посуду делают из различных материалов. Я вам предлагаю поиграть в игру «Назовите, какая это посуда»

-Если она изготовлена из дерева – деревянная;

– из стекла – стеклянная;

– из стали – стальная;

– из чугуна – чугунная;

– из глины – глиняная;

– из керамики – керамическая:

– из фарфора – фарфоровая;

-из  пластмассы – пластмассовая.

-Молодцы ребята. Посмотрите (показ чашки) на чашку, скажите из какого она материала?  (Дети: эта чашка из фарфора).

-Чашка из фарфора значит она….. (Д: фарфоровая).

– Она может разбиться? Почему? (потому что фарфор материал очень хрупкий и при ударе или падении он разбивается).

 -Значит с ней надо как обращаться? (аккуратно, бережно, не ронять, не стучать).

-Она украшена? Она обыкновенная без рисунков.

-Для чего люди украшают посуду, одежду, свой дом? Правильно чтоб мир вокруг нас был красивым, радужным, чтоб он нас радовал.

– Что нам надо сделать, чтоб чашка могла нас порадовать, чтоб она нам нравилась, и мы могли ее любоваться, могли ее подарить дорогому человеку? Правильно украсить ее.

– Как украсить?

– Ребята я знаю секрет как нам ее украсить. Но для этого нам надо попасть в мастерскую.  А прежде чем мы туда отправимся, мы  вспомним правила поведения в мастерской (вывешиваю таблицу). Посмотрите на таблицу правила поведения в мастерской. Ответьте, что нельзя делать в мастерской?

-Пройдем в мастерскую и встанем возле стульчиков, не садимся. Сегодня вы будете мастерами по росписи посуды. И украсите чашку. Чтобы украсить чашку нам понадобится (вывешиваю  таблицу)  чашка,  краска, кисть, вода, салфетка. Берем чашку в левую руку, в правую кисточку.  Опускаем кисть в краску, мочить не надо, потому что у нас специальная краска по стеклу и керамике. Аккуратно рисуем задуманные элементы. Если надо другую краску кисточку промываем, высушиваем салфеткой, набираем другую краску. Чашке держите за ручку, чтоб не размазать рисунок.

Чтоб вы не забыли порядок действия вам в помощь карта (обращаю внимание на карту). 

Теперь тихонько садитесь, подумайте, какой у вас будет рисунок, какие элементы вы будите использовать и приступайте к работе.(контролирую процесс, кто затрудняется, предлагаю варианты…)

Организуется выставка – детских работ, дети рассматривают  работы, рекламируют свой «товар», рассказывая какие элементы использованы в росписи.

Рефлексия:

-Мы сегодня очень хорошо потрудились, если вам было интересно, и вы узнали что-то новое, похлопайте себе!

                                                               №1                                                                      №2

                                                        №3                                                                         №4

                                                        №5                                                                                                                                        №6                                                                                                                                                                                           

http://www.pottedhistory.co.uk/image/Beakers2sm.JPG

                                                                   №7

                                                                  №8