«Украшение фарфоровой чашки»
Федотова Наталья Владимировна
учитель изобразительной деятельности Петропавловск, ГККП «Ясли-сад «Гулливер»
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности.
(старшая группа)
Тема: «Украшение фарфоровой чашки»
Цель: украсить фарфоровую чашку.
Обучающие задачи: познакомить детей с историей возникновения посуды; закрепить умение словообразования прилагательных от существительного; учить украшать объемные формы специальными красками, поворачивать и расписывать со всех сторон.
Развивающие задачи: развивать умение рисовать кончиком кисти; развивать эстетический вкус, усидчивость.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию; умение соблюдать правила поведения в определенных ситуациях; воспитывать дружеские отношения.
Ход занятия:
Дети входят в группу, встают полукругом, приветствуют гостей:
Наш уютный детский сад,
Всем гостям сегодня рад.
Солнышком умылся,
С утра принарядился.
И радушно без затей,
Принимает он гостей.
Здравствуйте! Сәлеметсіз бе!
– Ребята пройдите на свои места (садятся, полукругом перед доской)
– Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, послушайте мою загадку, отгадайте, узнаете, о чем сегодня пойдет речь.
В ней суп и кашу варят,
И картошку жарят.
Из неё едят и пьют,
Её моют, берегут. (Посуда – ыдыс)
– Правильно. Хотите узнать, историю возникновения посуды?
– Как нам это сделать? (ответы детей: спросить у мамы…, посмотреть в интернете, книге, попросить воспитателя рассказать…)
– Нам надо отправиться в прошлое. Для этого встаньте, закройте глаза и скажите «Раз, два, три – повернись и в далеком прошлом очутись».(иллюстрация№1 – древний мир)
– Древние люди понятия не имели, что такое посуда. Пища готовилась, либо на раскаленных углях, либо на открытом огне.
(иллюстрация №2 – еда на костре). Готовую пищу хранили на коре деревьев, ореховой скорлупе в плетеных корзинках.
-Тогда первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.
(иллюстрация №3- лепка посуды)
– Затем человек придумал гончарный круг (иллюстрация №4 – гончарный круг) и печь, для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины, чтобы она стала прочной. Теперь в ней можно было хранить воду, молоко и готовить пищу. (иллюстрация №5 – печь)
– Посуду делали разную, в одной готовили пищу, хранили продукты, а в миске – приготовленную еду подавали на обеденный стол. (иллюстрация №6 – посуда)
– Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуде стали выцарапывать разнообразные рисунки при помощи палочек. (иллюстрация № посуда с рисунком)
– Время шло, люди изобрели краску, лаки и стали украшать посуду. Посуда с каждым веком становилась все тоньше, изящней и красивей. (иллюстрация № 8 – современная посуда)
– Вот мы побывали в прошлом, узнали, как появилась первая посуда, и из чего ее изготовляли. А сейчас возвращаемся в детский сад. Встали, закрыли глаза и говорим волшебные слова, чтобы снова очутиться в нашем детском саду. «Раз, два, три – повернись и в детском саду очутись».
(В этот момент снимаю иллюстрации)
– После глиняной посуды люди научились делать посуду из различных материалов. А из каких материалов и какую посуду мы узнаем, если посетим выставку посуды.
Физминутка и поход на выставку:
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Встанем дружно все мы в ряд.
Пора на выставку шагать.
– Вот мы пришли на выставку, давайте вспомним правила поведения в выставочном зале.
Ты на выставке не шали,
Громко ты не говори!
Слушай всё внимательно,
Запомни обязательно!
Экспонаты для народа.
Ты руками их не трогай.
– Ребята, посмотрите на экспонаты, как их можно назвать одним словом? (посуда – ыдыс). Сейчас мы по очереди будем брать посуду называть что это, из какого материала сделано, как используют – для чего. Что бы вы ни забыли вам подсказка (вывешиваю алгоритм «Посуда»)
(Дети: это стакан, сделан он из стекла, из него можно пить воду, сок. …….)
– Замечательная выставка, но нам пора возвращаемся в детский сад (проходят на места)
– Побывав на выставке, мы узнали что посуду делают из различных материалов. Я вам предлагаю поиграть в игру «Назовите, какая это посуда»
-Если она изготовлена из дерева – деревянная;
– из стекла – стеклянная;
– из стали – стальная;
– из чугуна – чугунная;
– из глины – глиняная;
– из керамики – керамическая:
– из фарфора – фарфоровая;
-из пластмассы – пластмассовая.
-Молодцы ребята. Посмотрите (показ чашки) на чашку, скажите из какого она материала? (Дети: эта чашка из фарфора).
-Чашка из фарфора значит она….. (Д: фарфоровая).
– Она может разбиться? Почему? (потому что фарфор материал очень хрупкий и при ударе или падении он разбивается).
-Значит с ней надо как обращаться? (аккуратно, бережно, не ронять, не стучать).
-Она украшена? Она обыкновенная без рисунков.
-Для чего люди украшают посуду, одежду, свой дом? Правильно чтоб мир вокруг нас был красивым, радужным, чтоб он нас радовал.
– Что нам надо сделать, чтоб чашка могла нас порадовать, чтоб она нам нравилась, и мы могли ее любоваться, могли ее подарить дорогому человеку? Правильно украсить ее.
– Как украсить?
– Ребята я знаю секрет как нам ее украсить. Но для этого нам надо попасть в мастерскую. А прежде чем мы туда отправимся, мы вспомним правила поведения в мастерской (вывешиваю таблицу). Посмотрите на таблицу правила поведения в мастерской. Ответьте, что нельзя делать в мастерской?
-Пройдем в мастерскую и встанем возле стульчиков, не садимся. Сегодня вы будете мастерами по росписи посуды. И украсите чашку. Чтобы украсить чашку нам понадобится (вывешиваю таблицу) чашка, краска, кисть, вода, салфетка. Берем чашку в левую руку, в правую кисточку. Опускаем кисть в краску, мочить не надо, потому что у нас специальная краска по стеклу и керамике. Аккуратно рисуем задуманные элементы. Если надо другую краску кисточку промываем, высушиваем салфеткой, набираем другую краску. Чашке держите за ручку, чтоб не размазать рисунок.
Чтоб вы не забыли порядок действия вам в помощь карта (обращаю внимание на карту).
Теперь тихонько садитесь, подумайте, какой у вас будет рисунок, какие элементы вы будите использовать и приступайте к работе.(контролирую процесс, кто затрудняется, предлагаю варианты…)
Организуется выставка – детских работ, дети рассматривают работы, рекламируют свой «товар», рассказывая какие элементы использованы в росписи.
Рефлексия:
-Мы сегодня очень хорошо потрудились, если вам было интересно, и вы узнали что-то новое, похлопайте себе!
№1 №2
№3 №4
№5 №6
№7
№8