«Ханский совет» Сценарий литературно-музыкального представления, посвященного 550-летию образования Казахского ханства


Нурмаканова Жулдыз Бекболатовна

учитель истории в КГУ “Ставропольская средняя школа”

село Ставрополка

район имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанская область

Цели мероприятия: воспитание казахстанского патриотизма и общественной активности, привитие уважения к государственному языку, истории Казахстана. Формирование высоких нравственных качеств, гражданской позиции. Развитие навыков совместной деятельности, коммуникативных умений. Развитие кругозора, навыков публичных выступлений.

Оборудование: украшение сцены в национальном стиле. Большие рисунки с символами – тамга. Фонограмма мелодии кобыза.

Действующие лица: хан Жаныбек, Асан Кайгы-жырау, султаны и бии, которые стояли у истоков образования ханства.

(звучит мелодия кобыза ) Автор: Ханская орда. В центре сидит хан Жаныбек.  Справа от него – Котан-жырау, слева – Казтуган-жырау. Вокруг батыра, султаны, которые ведут беседу о будущем страны.      В это время в орду ставку хана входит жигит, приклоняет колени и говорит:

  • «Мой хан, снаружи великий жырау Асан Кайгы сходит со своего Желмая».

Автор: Жаныбек вместе со своим окружением выходит наружу, чтобы с почестями встретить любимца народа. Жаныбек здоровается с Асаном Кайгы не по-хански, а как младший:

  • Здравствуйте, Асан-ата!
  • Здравствуй, сынок Жаныбек!

По казахскому обычаю они трижды соприкасаются грудью. После того, как расселись в орде, Жаныбек начинает:

  • Доброго вам пути, великий жырау. Издалека ли путь держите?

Асан Кайгы:   Для моего Желмая путь не очень долгий, но для его старого хозяина не близкий, – отвечает с улыбкой Асан Кайгы. – Я побывал на земле обетованной, там деревья расцветают дважды в год, зимой поют соловьи. Я еду из Алмалыка, от голубых гор Алатау, где жил когда-то мой дед Майки-би. Там очень много благодеяний Аллаха. Однако, Жаныбек, там много пролилось человеческой крови.

Жаныбек: Ваши слова печальны, жырау!

Асан Кайгы: Кто виноват в том, что наши деды почили в земле? Но самый опасный ветер дует с той стороны гор. (Жырау показывает на Восток) И на этот раз опасность грозит нам с той же стороны. Во всей степи, наверное, не найдется места, чтобы укрыться от нее.

Жаныбек:   Великий жырау, что вы нам посоветуете?

Асан Кайгы: Не нужно убегать от опасности. Ее нужно всречать там, где встречали ее наши предки – на земле Жетысу. Там тоже имеются наши города и наши кочевья, пусть знают враги, что мы можем всегда встать против них! Насколько быстрее мы укрепим свою восточную сторону, тем быстрее в степи наступит тишина и мир.

Жаныбек: Как отнесется к нам население Жетысу?

Асан Кайгы:   В Жетысу тоже живут родственные нам племена – уйсуны и басымели. 200 лет назад они построили свою столицу – город Алмалык. Объедини казахов и веди борьбу за священную землю наших предков! Если не тебе, так твоим детям эта земля принесет счастье!

Жаныбек:

  • Едва ли потомки Абулхаира дадут нам такую возможность!

Асан Кайгы:

  • Ладно, сегодня они смотрят на нас как не на братьев, а соперников. Со временем они сами окажутся в нашем сегодняшнем положении.

Жаныбек:

  • Пока придет такой день, мы можем стать врагами.

Асан кайгы:

  • Возможно, следующий век окажется светлым, однако сегодня сильные издеваются над слабыми. Поэтому хан Белой Орды Жаныбек, надо быть сильным!

Жаныбек:

  • Но волки тоже сильны!

Асан Кайгы:

  • Волка перевоспитать невозможно. По дороге сюда я посетил мечеть Ходжи Ахмеда Йасауи для прочтения Корана. Но от того, что я увидел там, сердце мое облилось кровью.

Жаныбек:

  • Что такого вы там увидели, великий жырау?

Асан Кайгы:

  • Кочевники-братья привели туда для продажи скот. Правитель города скот этот забрал себе, а кочевников выгнал из города.

Жаныбек:

  • Да, они издавна поступают таким образом.

Казтуган-жырау:

  • В таком случае, где возьмут кочевники материал, ткань для савана умершему?

Жаныбек:

  • Мы все это возьмем в Туркестане. Если они не захотят нам продать, мы возьмем силой.

Асан кайгы (глядя задумчиво на Жаныбека): Жаныбек-хан, я в тебе вижу достойного потомка твоего великого деда Урус хана. До сего времени я сомневался в том, что ты свои мечты воплотишь в жизнь. Я одобрил твой уход от Абулхаир хана. Но я не одобрил, что ты оставил Жетысу.

Только теперь я понял, как далеко и глубоко ты думаешь. Конечно, нам очень нужны города, которые нам оставил Урус хан. Нам не нужны ташкентский изюм, хоть он и сладкий. Однако, без городов, в которых можно продавать наш скот, мы далеко не уйдем.

Жаныбек:

  • Туркестан – это священная земля наших предков. Поэтому я не хочу проливать кровь своих братьев. Но если хан Абулхаир не хочет возвращать наши города, то что нам остается делать?! Пока наших сил маловато. В следующем году, когда к нам придут новые силы, с ними можно будет поговорить.

Звучит мелодия кобыза . Ханы сидят в задумчивости для принятия решения.

Жаныбек:

  • Вам большое спасибо, что высказали свои предложения. Ваши советы мне дали дополнительные силы. Я ваши мудрые предложения никогда не забуду. Таким образом, уважаемые бии и батыры, ханский совет принимает три решения:

Первое – все казахские племена и роды до одного должны войти в состав Казахского ханства.

Второе – учитывая то, что территории расселения казахских родов и племен огромны, находятся далеко друг от друга, то население разделить на три племенных объединения – жузы. При создании жузов учесть родственные отношения, близость, соседство родов и племен.

Третье – сплоченное Казахские ханство потребует у Абулхаир хана возвращения казахских городов на юге страны.

  • Поддерживаете ли вы эти решения?
  • Да.
  • Правильно.
  • Хорошо.

Жаныбек:

  • Слово за Вами, великий жырау!

Асан Кайгы: Наш предок Майкы-би из уйсунов в эпоху монгольского владения называл нас «казахами». Он поднял знамя казахов по всей степи. Пусть это тамга останется у уйсунов! (показывает тамгу)

Среди всех тюрков бережнее всего сохранил язык в неприкосновенности род рагынов. Глаза – отражение мудрости, гениальности человека. Пусть эта тамга останется у аргынов. (показывает тамгу)

При нашествии врагов первыми вставали на защиту страны кыпчаки. Пусть тамгой кыпчаков станет меч! (показывает тамгу)

Жаныбек: Живи тысячу лет, Асан-ата!

Автор: Таким было решение ханского совета. Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и политических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и южного Казахстана. В последней четверти 15 века Жаныбеку и Керею многократно приходилось с оружием в руках отстаивать заоеванные позиции. Благодаря проводимой ханами Жаныбеком и Кереем активной политике территория Казахского ханства заметно расширилась.

 

 

 

Использованная литература:

Дополнительные материалы по истории Казахстана. Издательство «Шын», 2001г.

Интернетресурсы: сайт «Разработка уроков по истории Казахстана»

История средневекового Казахстана. Учебник для 7 класса общеобразовательных школ. « Атамұра», 2012

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *