Программа вариативного курса «Учебно-методическая разработка для педагогов английского языка детского сада для воспитанников группы предшкольной подготовки»
Хамедова Зарина Зухралиевна
преподаватель английского языка ТОО “Detskiy sad “Koktobe”
- Пояснительная записка.
“Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.” Пифагор Самосский
В современном обществе трудно переоценить значение английского языка. Как все мы знаем, он является одним из шести мировых языков и служит инструментом международного общения. В дошкольном возрасте очень важно заложить фундамент для дальнейшего гармоничного развития ребенка. При правильной подаче материала и с развитием современных технологий, английский язык очень легко становится частью повседневной жизни детей. Любой ребенок повсеместно находит подтверждение тому, что английский язык будет необходим ему в жизни, достаточно включить телевизор или воспользоваться смартфоном.
Ребенок в дошкольном возрасте открыт для изучения всего нового, он способен усваивать интересную ему информацию, поэтому крайне важно правильно подходить к подаче иностранного языка. Кроме того, у детей дошкольного возраста намного больше времени, которое они могут посвятить изучению иностранного языка, а значит, они смогут глубже его познать в дальнейшем. Если ребенок заинтересуется изучением языка, то в будущем он непременно захочет изучать еще один, а может быть и больше иностранных языков. Важно, что в дошкольном возрасте у детей нет понятия «языковой барьер» и это очень помогает в изучении языка.
В дошкольном возрасте, особенно, если ребенок проявляет интерес к предмету он может освоить достаточный объем материала, что в свою очередь сформирует у него хорошую базу для дальнейшего освоения языка, сформирует устойчивый интерес и поднимет его самооценку. Конечно же, необходимо учитывать тот факт, что дошкольники хорошо усваивают материал, который подается в игровой форме. Программа данного вариативного курса предлагается в виде вариативного компонента в дошкольной организации.
Вариативный курс может быть хорошим помощников для учителей английского языка, преподающим в дошкольных организациях. Данная программа охватывает основные базовые темы, необходимые для изучения. Она направлена на формирование словарного запаса, простейших грамматический конструкций и ключевых фраз, необходимых для живого общения. Также, в программу включены стихи и песни, которые легко учатся, их можно всегда найти в свободном доступе в сети Интернет и самостоятельно повторять дома. Это дает возможность детям демонстрировать свои навыки родным и близким, что еще больше мотивирует их для дальнейшего погружения в изучение языка.
Кроме лексического и грамматического материала в программе также представлены творческие занятия. Для творческих занятий был выбран такой вид деятельности как аппликация. Данный вид деятельности также направлен на закрепление пройденного детьми материала и развитие творческих способностей воспитанников. Например, в ходе занятия мы можем закреплять цвета, геометрические фигуры, счет и т.д. на английском языке. И конечно же, детям всегда приятно унести с собой что-то, сделанное своими руками, продукт своей деятельности, показать родителям или подарить кому-то из близких. Программа разработана с учетом принципа от простого к сложному, чтобы детям было легче воспринимать и усваивать материал.
В процессе изучения и закрепления материала необходимо уделить особое внимание произношению, закреплению новых лексических единий и обязательному повторению предыдущих тем, чтобы все изученное откладывалось в договременную память.
Актуальность программы состоит в ее практической значимости. Как уже говорилось ранее, данная программа поможет сформировать базу для дальнейшего изучения языка. После прохождения программы, ребенку будет гораздо легче усваивать лексический и грамматический материал начальной школы, так как все дальнейшее обучение будет базироваться на полученных ранее знаниях. Сформированный, устойчивых интерес к изучению языка, в свою очередь значительно облегчит освоение любой программы обучения английского языка в начальной школе.
Цели и задачи программы:
Цели:
общее развитие ребенка;
формирование языковых навыков в соответствии возрасту;
формирование простейших навыков общения на иностранном языке, пробуждение интереса к изучению нового языка, культуре другой страны, пробуждение интереса ребенка к новому языку и общению на этом языке;
Задачи :
Образовательные
формирование языковой догадки посредством различных видов текстов: стихов, рифмовок, песен и диалогов;
формирование навыка восприятия иностранной речи на слух посредством аудирования и произношения;
стимулирование к бессознательному запоминанию грамматических правил;
знакомство детей с английскими звуками и лексикой согласно тематическому планированию; формирование и закрепление навыков коротких монологических и диалогических высказываний по теме;
восприятие на слух небольших речевых фрагментов;
Развивающие
развитие моторики посредством выполнения творческих работ;
развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной);
развитие навыков логического мышления через отбор слов по определенным темам;
формирование способности ребенка высказывать свою точку зрения посредством оценивания ситуации;
развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, эмоциональности, активности, самостоятельности, коммуникативности.
Воспитательные
развитие социальных навыков (умение слушать друг друга, терпимость к ошибкам других, терпение);
развитие умения сопереживать;
умение работать в команде;
развитие навыков работы в коллективе для решения общей задачи.
Ожидаемы результаты:
Занятия по программе могут помочь развитию навыков понимания элементарных языковых структур и конструкций, развитию компонентов устной речи дошкольника (лексики, грамматики, произносительной и связной речи) и в творческой форме деятельности.
Благодаря различной игровой деятельности, формируются способности решать интеллектуальные и личностные задачи, соответствующие возрасту. Формируются первичные представлений о себе и окружающем мире с помощью изучения иностранного языка.
Программа направлена на:
усвоение и пополнение лексики;
развитие коммуникативных навыков, использование шаблонов и речевых единиц для умения самостоятельного общения;
умение выразить свое мнение;
развитие навыков аудирования и восприятия чужой речи на слух;
возможность погрузиться в языковую среду;
использовать на практике языковые модели и обороты;
формирование мотивации к познанию и творчеству.
II. Констатирующая (содержательная) часть.
Программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста – групп предшкольной подготовки, как вариативная часть типового учебного плана. Общий объем 72 часа в год, 2 раза в неделю. Программа проходит через такие образовательные области как «Коммуникация» и «Творчество». В программу включены 6 практических занятий по аппликации на английском языке. Реализация всех целей и задач проходит через основные виды и формы и принципы работы.
1. Основные принципы обучения.
1. Принцип коммуникативной направленности обучения (ребенок непосредственный участник общения, а язык, в свою очередь-средство общения)
2. Принцип природосообразности (учет психофизических возможностей детей дошкольного возраста (память, работоспособность, утомляемость, потребность в чередовании разных видов деятельности))
3. Принцип обучения, центрированный на ребенке (главный участник процесса обучения-ребенок, он должен говорить больше, чем учитель)
4. Принцип активности (дети старшего дошкольного возраста учатся самостоятельно контролировать свою речь)
5. Принцип интеграции (использование разных видов деятельности: музыкальной, творческой) при обучении иностранному языку.
6. Принцип дифференциации (использование различных методов, приемов и техник при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста).
2. Виды и формы работы с дошкольниками.
Для реализации поставленных задач используется целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения.
- игра;
- общение со сверсниками и взрослыми;
- творческая деятельность;
- художественное слово (стихи, рифмовки).
Основные приемы работы по английскому языку:
- имитация;
- использование игр;
- создание ярких образов.
Ниже перечислены виды работ, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников:
1. Работа с предметами:
а) диалог с игрушками
б) работа с объектами по теме
2. Работа с картинками.
а) игра Memory
б) игра «Guess what?»
3. Разучивание и чтение стихов.
4. Разучивание песен (с использованием Youtube каналов)
5. Игры:
а) игры с мячом
б) физические разминки под музыку и песни
в) игры с дидактическими картами
г) ИКТ- игры на интерактивной доске (с использованием интернет ресурсов)
6. Фонетические разминки.
3. Методическое обеспечение
Наглядные пособия, дидактические карты по изучаемым темам; технические средства для обеспечения музыкального сопровождения занятий; интерактивные игры, атрибуты для проведения игр (игрушки, коробочки, мешочки).
Важнейшим средством обучения дошкольников являются дидактические игры, которые позволяют закрепить знания детей и повторять изученный материал.
4. Темы
- About myself
- Numbers
- My family
- Days of the week
- Vegetables
- Fruit
- Seasons/Autumn months
- Shapes
- Pets
- Professions
- Action verbs
- Motherland
- Seasons of the year/Winter months
- Happy New Year!
- Weather
- Toys
- Body parts
- “Happy birthday!”
- Animals/Forest animals
- Transportation
- Tableware
- Food
- Farm animals
- Classroom objects
- I love my mommy!
- Calendar/Spring and summer months
- Countries
- Opposites
- Shopping
- Drinks
- Animals of Africa
- Insects
5. Практическая часть
Творчество/Аппликация
1. Rainbow
2. Tomato
3. Pineapple
4. Fish
5. Christmas tree
6. Flowers for mommy
6. Заключение.
Прохождение программы по английскому языку даст возможность сформировать интерес к дальнейшему изучению английского языка. У ребенка будет накоплен определенный багаж знаний по лексическим темам, сформирован запас речевых моделей и шаблонов, стихотворений и песен по темам, опыт аудирования, что в свою очередь придаст ребенку уверенности в процессе коммуникации и значительно облегчит освоение программы обучения английскому языку в начальной школе.