Программа вариативного курса «Учебно-методическая разработка для педагогов английского языка детского сада для воспитанников группы предшкольной подготовки»


Хамедова Зарина Зухралиевна

преподаватель английского языка ТОО “Detskiy sad “Koktobe”

  1. Пояснительная записка.

“Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.”        Пифагор Самосский

В современном обществе трудно переоценить значение английского языка. Как все мы знаем, он является одним из шести мировых языков и служит инструментом международного общения. В дошкольном возрасте очень важно заложить фундамент для дальнейшего гармоничного развития ребенка. При правильной подаче материала и с развитием современных технологий, английский язык очень легко становится частью повседневной жизни детей. Любой ребенок повсеместно находит подтверждение тому, что английский язык будет необходим ему в жизни, достаточно включить телевизор или воспользоваться смартфоном.

Ребенок в дошкольном возрасте открыт для изучения всего нового, он способен усваивать интересную ему информацию, поэтому крайне важно правильно подходить к подаче иностранного языка. Кроме того, у детей дошкольного возраста намного больше времени, которое они могут посвятить изучению иностранного языка, а значит, они смогут глубже его познать в дальнейшем. Если ребенок заинтересуется изучением языка, то в будущем он непременно захочет изучать еще один, а может быть и больше иностранных языков. Важно, что в дошкольном возрасте у детей нет понятия «языковой барьер» и это очень помогает в изучении языка.

В дошкольном возрасте, особенно, если ребенок проявляет интерес к предмету он может освоить достаточный объем материала, что в свою очередь сформирует у него хорошую базу для дальнейшего освоения языка, сформирует устойчивый интерес и поднимет его самооценку. Конечно же, необходимо учитывать тот факт, что дошкольники хорошо усваивают материал, который подается в игровой форме. Программа данного вариативного курса предлагается в виде вариативного компонента в дошкольной организации.

Вариативный курс может быть хорошим помощников для учителей английского языка, преподающим в дошкольных организациях. Данная программа охватывает основные базовые темы, необходимые для изучения. Она направлена на формирование словарного запаса, простейших грамматический конструкций и ключевых фраз, необходимых для живого общения. Также, в программу включены стихи и песни, которые легко учатся, их можно всегда найти в свободном доступе в сети Интернет и самостоятельно повторять дома. Это дает возможность детям демонстрировать свои навыки родным и близким, что еще больше мотивирует их для дальнейшего погружения в изучение языка.

Кроме лексического и грамматического материала в программе также представлены творческие занятия. Для творческих занятий был выбран такой вид деятельности как аппликация. Данный вид деятельности также направлен на закрепление пройденного детьми материала и развитие творческих способностей воспитанников. Например, в ходе занятия мы можем закреплять цвета, геометрические фигуры, счет и т.д. на английском языке. И конечно же, детям всегда приятно унести с собой что-то, сделанное своими руками, продукт своей деятельности, показать родителям или подарить кому-то из близких. Программа разработана с учетом принципа от простого к сложному, чтобы детям было легче воспринимать и усваивать материал.

В процессе изучения и закрепления материала необходимо уделить особое внимание произношению, закреплению новых лексических единий и обязательному повторению предыдущих тем, чтобы все изученное откладывалось в договременную память.

Актуальность программы состоит в ее практической значимости. Как уже говорилось ранее, данная программа поможет сформировать базу для дальнейшего изучения языка. После прохождения программы, ребенку будет гораздо легче усваивать лексический и грамматический материал начальной школы, так как все дальнейшее обучение будет базироваться на полученных ранее знаниях. Сформированный, устойчивых интерес к изучению языка, в свою очередь значительно облегчит освоение любой программы обучения английского языка в начальной школе.

Цели и задачи программы:

Цели:

общее развитие ребенка;

формирование языковых навыков в соответствии возрасту;

формирование простейших навыков общения на иностранном языке, пробуждение интереса к изучению нового языка, культуре другой страны, пробуждение интереса ребенка к новому языку и общению на этом языке;

Задачи :                                                                                                        

Образовательные                                                                                                     

формирование языковой догадки посредством различных видов текстов: стихов, рифмовок, песен и диалогов;

формирование навыка восприятия иностранной речи на слух посредством аудирования и произношения;

стимулирование к бессознательному запоминанию грамматических правил;

знакомство детей с английскими звуками и лексикой согласно тематическому планированию; формирование и закрепление навыков коротких монологических и диалогических высказываний по теме;

восприятие на слух небольших речевых фрагментов;

Развивающие                                                                                    

развитие моторики посредством выполнения творческих работ;

развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной);

развитие навыков логического мышления через отбор слов по определенным темам;

формирование способности ребенка высказывать свою точку зрения посредством оценивания ситуации;

развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, эмоциональности, активности, самостоятельности, коммуникативности.

Воспитательные                                                                                                                  

развитие социальных навыков (умение слушать друг друга, терпимость к ошибкам других, терпение);

развитие умения сопереживать;

умение работать в команде;

развитие навыков работы в коллективе для решения общей задачи.

Ожидаемы результаты:

Занятия по программе могут помочь развитию навыков понимания элементарных языковых структур и конструкций, развитию компонентов устной речи дошкольника (лексики, грамматики, произносительной и связной речи) и в творческой форме деятельности.

Благодаря различной игровой деятельности, формируются способности решать интеллектуальные и личностные задачи, соответствующие возрасту. Формируются первичные представлений о себе и окружающем мире с помощью изучения иностранного языка.

Программа направлена на:

усвоение и пополнение лексики;

развитие коммуникативных навыков, использование шаблонов и речевых единиц для умения самостоятельного общения;

умение выразить свое мнение;

развитие навыков аудирования и восприятия чужой речи на слух;

возможность погрузиться в языковую среду;

использовать на практике языковые модели и обороты;

формирование мотивации к познанию и творчеству.

II.  Констатирующая (содержательная) часть.

     Программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста – групп предшкольной подготовки, как вариативная часть типового учебного плана. Общий объем 72 часа в год, 2 раза в неделю. Программа проходит через такие образовательные области как «Коммуникация» и «Творчество». В программу включены 6 практических занятий по аппликации на английском языке. Реализация всех целей и задач проходит через основные виды и формы и принципы работы.

1.   Основные принципы обучения.

1. Принцип коммуникативной направленности обучения (ребенок непосредственный участник общения, а язык, в свою очередь-средство общения)

2. Принцип природосообразности (учет психофизических возможностей детей дошкольного возраста (память, работоспособность, утомляемость, потребность в чередовании разных видов деятельности))

3. Принцип обучения, центрированный на ребенке (главный участник процесса обучения-ребенок, он должен говорить больше, чем учитель)

4. Принцип активности (дети старшего дошкольного возраста учатся самостоятельно контролировать свою речь)

5. Принцип интеграции (использование разных видов деятельности: музыкальной, творческой) при обучении иностранному языку.

6. Принцип дифференциации (использование различных методов, приемов и техник при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста).

                              2.      Виды и формы работы с дошкольниками.

Для реализации поставленных задач используется целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения.

  • игра;
  • общение со сверсниками и взрослыми;
  • творческая деятельность;
  • художественное слово (стихи, рифмовки).

Основные приемы работы  по английскому языку:

  • имитация;
  • использование игр;
  • создание ярких  образов.

Ниже перечислены виды работ, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников:

1. Работа с предметами:

а) диалог с игрушками

б) работа с объектами по теме

2. Работа с картинками.

а)  игра Memory

б) игра «Guess what?»

3. Разучивание и чтение стихов.

4. Разучивание песен (с использованием Youtube каналов)

5. Игры:

а) игры с мячом

б) физические разминки под музыку и песни

в) игры с дидактическими картами

г) ИКТ- игры на интерактивной доске (с использованием интернет ресурсов)

6. Фонетические разминки.

3.        Методическое обеспечение

Наглядные пособия, дидактические карты по изучаемым темам; технические средства для обеспечения музыкального сопровождения занятий; интерактивные игры, атрибуты для проведения игр (игрушки, коробочки, мешочки).

Важнейшим средством обучения дошкольников являются дидактические игры, которые позволяют закрепить знания детей и повторять изученный материал.

4.   Темы

  1. About myself
  • Numbers
  • My family
  • Days of the week
  • Vegetables
  • Fruit
  • Seasons/Autumn months
  • Shapes
  • Pets
  • Professions
  • Action verbs
  • Motherland
  • Seasons of the year/Winter months
  • Happy New Year!
  • Weather
  • Toys
  • Body parts
  • “Happy birthday!”
  • Animals/Forest animals
  • Transportation
  • Tableware
  • Food
  • Farm animals
  • Classroom objects
  • I love my mommy!
  • Calendar/Spring and summer months
  • Countries
  • Opposites
  • Shopping
  • Drinks
  • Animals of Africa
  • Insects

                                                         5. Практическая часть

Творчество/Аппликация

1. Rainbow

2. Tomato

3. Pineapple

4. Fish

5. Christmas tree

   6. Flowers for mommy

6. Заключение.

 Прохождение программы по английскому языку даст возможность сформировать интерес к дальнейшему изучению английского языка. У ребенка будет накоплен определенный багаж знаний по лексическим темам, сформирован запас речевых моделей и шаблонов, стихотворений и песен по темам, опыт аудирования, что в свою очередь придаст ребенку уверенности в процессе коммуникации и значительно облегчит освоение программы обучения английскому языку в начальной школе.