Основные причины и последствия возникновения буллинга среди подростков
Андронова Елена Сергеевна, воспитатель и педагог-психолог, КГУ “Рудненский дом юношества” УОАКО
Подростковый возраст является одним из самых трудных периодов в жизни, и важным этапом становления личности. Подростки учатся воспринимать реальность такой, какая она есть, и нормально реагировать на вызовы окружающего мира, который уже перестает быть таким «лучезарным», каким мог казаться в детстве, когда они были постоянно окружены заботой родителей, близких и друзей.
Главной опасностью для развития ребенка может послужить так называемый «буллинг». Для дальнейшего изучения его причин и последствий следует определить, что являет собой данное понятие. Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других при наличии неравенства сил.
Буллинг – это насилие, издевательства и унижения в отношении ребенка со стороны других детей или взрослых. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Цель буллинга – вызов страха у жертвы с целью подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического давления и физического притеснения.
Бывает несколько видов буллинга: прямой и косвенный. Прямой буллинг это открытое воздействие: избиения, оскорбления. Косвенный – непрямые способы влияния и давления, например, распространение слухов или объявление бойкота.
Также существует классификация буллинга по направленности. Таким образом, буллинг бывает между:
– двумя детьми;
– среди нескольких детей и одного ребенка;
– взрослым и ребенком;
– взрослым и несколькими детьми и наоборот.
По особенности содержания можно выделить 4 основных вида буллинга: · Физический: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Является самым распространенным и явным типом буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается среди подростков с 11 – 14 лет, а к 15 годам и выше. Такое распространение оправдано юридически, поскольку 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности, и данный возрастной период приходится в среднем на 14 -16 лет.
· Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение.
· Социально-психологический буллинг: распространение сплетен и слухов, игнорирование, выставление на посмешище, манипуляции. Данный тип буллинга актуален для всех возрастов, но гораздо чаще остается незамеченным. Данный тип буллинга вызывает у жертвы самый большой и накопительный стресс.
· Электронный (виртуальный) буллинг: предполагает травлю через телефонные звонки, записки по электронной почте и мессенджерам, а также травлю в социальных сетях. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных и их обнародование.
Мотивом буллинга является:
· привлечение внимания со стороны взрослых и сверстников
· демонстрация силы;
· утаивание неуверенности и страхов;
· удовлетворение потребности во власти и доминировании.
Артур Реан разработал классификацию причин буллинга:
· Стремление к индивидуализированной власти.
· Агрессия.
· Тревожность.
· Пассивные булли.
Буллинг приводит к различным негативным последствиям: психологические травмы, возникновение неврозов и фобий, попытки изоляции от общества. Наиболее острыми последствиями травмы являются суицид и убийство. Когда травля переходит всякие рамки, как уже говорилось ранее, в данном случае насилие может породить еще большее насилие. К сожалению, многие взрослые не воспринимают данную проблему всерьез. Поэтому в таких случаях подростки вынуждены сами справляться с проблемами. Некоторых это закаляет и воспитывает в них стержень для будущего успешного взаимодействия в обществе. Однако есть те, кто не справляется, и это ведет к очередным личным трагедиям многих не успевших сформироваться и проявить себя индивидов.