«Технология Stop motion как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста», обобщение опыта работы
Третяк Наталья Юрьевна
Методист
ГККП Детский сад №4 «Арман»
«Недостаточно только получить знания, надо найти им применение.
Недостаточно только желать, надо делать!»
Иоганна Вольфганга Гёте
Аннотация
Веселые и яркие картинки – мультфильмы! Кто в детстве не любил их смотреть? Затаив дыхание, ребенок уверен, что мультфильм – не сказка, а настоящая история и все звери действительно говорять, носять одежду, а персонажи – реальны.
По замыслу авторов мультфильмы предназначены для всеобщего развития, воспитания и обучения дошкольников. Персонажи и герои мультфильмов демонстрируют ребенку разнообразные способы общения с окружающим миром, знакомя с первичными представлениями о ценностях, устанавливая культуру поведения. Сценарии мультфильмов повышают осведомлённость дошкольника, развивают мышление, память и воображение на близком и интересном дошкольнику языке.
Все дети без исключения любят смотреть мультфильмы, ну а для взрослых порой это единственная возможность занять ребенка на некоторое время. Мама включает мультипликационную программу ребенку для того, чтобы не отвлекаясь выполнить обычные дела по дому; папа – посмотреть футбол. Взрослые ставят ребенку мультики при каждом удобном случае, поэтому просмотры мультфильмов часто становятся неконтролируемыми и нецеленаправленными – дети смотрят мультфильмы ежедневно, неограниченное время, несколько раз в день.
В результате длительного, пассивного времяпровождения перед экраном мы заметили следующее:
- ребенок не стремится исследовать, активно познавать окружающий мир, взаимодействовать с друзями и взрослыми;
- общение со сверстниками минимальное и сводится к обсуждению внешности героев, их взаимоотношений, что в свою очередь уводит дошкольника от реальности;
- творческие виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, сюжетная игра, слушание художественных произведений – все это уходит на второй план.
Анализ уровня познавательного интереса вдошкольников показал:
- содержание познавательного интереса, направленного на установление причинно-следственных связей наблюдался только у 11% воспитанников;
- всего 15% дошкольников обсуждают содержание мультфильма;
- лишь 6% воспитанников добиваются ответов на поставленные вопросы.
В тоже время создание мультипликационных фильмов можно использовать не только как организованную деятельность по развитию творческих навыков, но и как средство активного познания мира.
Создавая мультфильм дошкольник:
- придумает содержание своего мультика – какой будет герой, где будут жить персонажи, что станут делать;
- узнает, что мультфильм про Чебурашку и крокодила Гену – кукольный, а про Синий трактор – нарисованный;
- сам «оживит» персонажа и поможет ему «заговорить»;
- нарисует декорации.
Теоретическое обоснование опыта
Для начала необходимо разобраться в понятии познавательный интерес и что он в себя включает? Известно, что познание – основная деятельность ребенка, это процесс открытия дошкольником скрытых связей и отношений, это «первый процесс внедрения ума в его объективную действительность».
Педагоги Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определили познавательный иетерес как естественное стремление ребенка к познанию.
Для себя мы определили понятие «познавательный интерес» как стремление дошкольника познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связь.
Все перечисленные показатели познавательного интереса проявляются у дошкольников при создании мультипликационных фильмов.
Мультипликация (от лат. multiplicacio – умножение, размножение) – технический прием получения движущихся картинок, иллюзии движения и/или изменения формы объектов.
Мы остановились на технике создания мультфильмов с помощью Stop Motion (остановка движения).
Stop motion – это видеоматериал, полученный из последованностей кадров, снятых на фото или выбранных из видео.
Этой технологии уже много лет, и в настоящее время она переживает свое второе рождение. Саму технику придумали больше 100 лет назад, одним из первых был Владислав Старевич.
Изучив литературу и методические рекомендации по теме, были определены основные направления работы, обозначены цель и задачи:
Цель: Формирование познавательного интереса и коммуникативных навыков в процессе создания мультфильма.
Задачи:
- создать условия для развития тв. орческих и познавательных навыков;
- способствовать развитию коммуникативных навыков;
- обучение навыкам создания мультфильмов;
- вовлечение дошкольников в коллективную деятельность;
- формирование навыков командной работы.
Ожидаемый результат:
1. дошкольники умеют самостоятельно организовывать деятельность;
2. воспитанники самостоятельно выбирают материалы для достижения результата;
3. дошкольники проявляют заинтересованность, стреление к получению новых знаний;
4. дошкольники вместе с педагогами и родителями созданют мультипликационные фильмы.
Новизна работы заключается в обновлении содержания педагогического процесса путем интеграции различных видов организованной деятельности в процессе создания мультфильмов.
Предлагаем:
- использование мультипликации как средства достижения результата воспитанниками;
- введение процесса создания мультфильмов для детей дошкольного возраста;
- максимальное включение воспитанников в интегрированную организованную деятельность, расширение познавательного опыта.
Определили значимость работы для развития системы дошкольного образования в нашем детском саду:
1. при осуществлении анимационных мероприятий решается комплекс задач государственного общеобязательного стандарта дошкольного образования, данная деятельность может быть использована в любой организации образования в сочетании с любой образовательной программой.
2. при проектировании содержания, форм и методов организации воспитательного процесса может использоваться алгоритм анимационной деятельности с дошкольниками, представленный в данной работе.
3. педагогическая практика предназначена для педагогов дошкольных организаций образования, а также педагогов дополнительного образования, заинтересованных в получении новых результатов.
Для создания мультипликационных фильмов используются следующие методы работы:
- методы организации деятельности (словесные, наглядные, практические)
- методы самостоятельной коллективной работы и работы в команде под руководством педагога;
- методы стимулирования и мотивации;
- методы формирования мотивации – проблемные ситуации, практические вопросы, познавательные игры, ситуации успеха;
- методы контроля и самоконтроля.
Для того чтобы заниматься анимационной деятельностью необходим алгоритм работы с воспитанниками, так как работа по созданию мультфильмов ведётся по определенному плану, который реализуется через различные виды интегрированной организованной деятельности. Виды детской деятельности определяются в зависимости от сюжета, истории и героев.