«Технология Stop motion как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста», обобщение опыта работы


Третяк Наталья Юрьевна
Методист
ГККП Детский сад №4 «Арман»

«Недостаточно только получить знания, надо найти им применение.

Недостаточно только желать, надо делать!»

Иоганна Вольфганга Гёте

Аннотация

Веселые и яркие картинки – мультфильмы! Кто в детстве не любил их смотреть? Затаив дыхание, ребенок уверен, что мультфильм – не сказка, а настоящая история и все звери действительно говорять, носять одежду, а персонажи – реальны.

По замыслу авторов мультфильмы предназначены для всеобщего развития, воспитания и обучения дошкольников. Персонажи и герои мультфильмов демонстрируют ребенку разнообразные способы общения с окружающим миром, знакомя с первичными представлениями о ценностях, устанавливая культуру поведения. Сценарии мультфильмов повышают осведомлённость дошкольника, развивают мышление, память и  воображение на близком и интересном дошкольнику языке.

Все дети без исключения любят смотреть мультфильмы, ну а для взрослых порой это единственная возможность занять ребенка на некоторое время. Мама включает мультипликационную программу ребенку для того, чтобы не отвлекаясь выполнить обычные дела по дому; папа – посмотреть футбол. Взрослые ставят ребенку мультики при каждом удобном случае, поэтому просмотры мультфильмов часто становятся неконтролируемыми и нецеленаправленными – дети смотрят мультфильмы ежедневно, неограниченное время, несколько раз в день.

В результате длительного, пассивного времяпровождения перед экраном мы заметили следующее:

  •  ребенок не стремится  исследовать, активно познавать окружающий мир, взаимодействовать с друзями и взрослыми;
  •  общение со сверстниками минимальное и сводится к обсуждению внешности героев, их взаимоотношений, что в свою очередь уводит дошкольника от реальности; 
  •  творческие виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, сюжетная игра, слушание художественных произведений – все это уходит на второй план.

Анализ уровня познавательного интереса вдошкольников показал:

  • содержание познавательного интереса, направленного на установление причинно-следственных связей наблюдался только у 11% воспитанников;
  • всего 15% дошкольников обсуждают  содержание мультфильма;
  • лишь 6% воспитанников добиваются ответов на поставленные вопросы.

В тоже время создание мультипликационных фильмов можно использовать не только как организованную деятельность по развитию творческих навыков, но и как средство активного познания мира.

Создавая мультфильм дошкольник:

  • придумает содержание своего мультика – какой будет герой, где будут жить персонажи, что станут делать;
  • узнает, что мультфильм про Чебурашку и крокодила Гену  – кукольный, а про Синий трактор – нарисованный;
  • сам «оживит» персонажа и поможет ему «заговорить»;
  • нарисует декорации.

Теоретическое обоснование опыта

Для начала необходимо разобраться в понятии познавательный  интерес и что он в себя включает? Известно, что познание – основная деятельность ребенка, это процесс открытия дошкольником скрытых связей и отношений, это «первый процесс внедрения ума в его объективную действительность».

Педагоги Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определили познавательный иетерес как естественное стремление ребенка к познанию.

Для себя мы определили понятие «познавательный интерес»  как стремление дошкольника познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связь.

Все перечисленные показатели познавательного интереса проявляются у дошкольников при создании мультипликационных фильмов.

Мультипликация (от лат. multiplicacio – умножение, размножение) – технический прием получения движущихся картинок, иллюзии движения и/или изменения формы объектов.

Мы остановились на технике создания мультфильмов с помощью Stop Motion (остановка движения).

Stop motion – это видеоматериал, полученный из последованностей кадров, снятых на фото или выбранных из видео.

Этой технологии уже много лет, и в настоящее время она переживает свое второе рождение. Саму технику придумали больше 100 лет назад, одним из первых был Владислав Старевич.

Изучив литературу и методические рекомендации по теме, были определены основные направления работы, обозначены цель и задачи:

Цель: Формирование познавательного интереса и коммуникативных навыков в процессе создания мультфильма.

Задачи:

  • создать условия для развития тв. орческих и познавательных навыков;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков;
  • обучение навыкам создания мультфильмов;
  • вовлечение дошкольников в коллективную деятельность;
  • формирование навыков командной работы.

Ожидаемый результат:

1.       дошкольники умеют самостоятельно организовывать деятельность;

2.       воспитанники самостоятельно выбирают материалы для достижения результата;

3.       дошкольники проявляют заинтересованность, стреление к получению новых знаний;

4.       дошкольники вместе с педагогами и родителями созданют мультипликационные фильмы.

  Новизна работы заключается в обновлении содержания педагогического процесса путем интеграции различных видов организованной деятельности в процессе создания мультфильмов.

Предлагаем:

  • использование мультипликации как средства достижения результата воспитанниками;
  • введение процесса создания мультфильмов для детей дошкольного возраста;
  • максимальное включение воспитанников в интегрированную организованную деятельность, расширение познавательного опыта.

Определили значимость работы для развития системы дошкольного образования в нашем детском саду:

1.       при осуществлении анимационных мероприятий решается комплекс задач государственного общеобязательного стандарта дошкольного образования, данная деятельность может быть использована в любой организации образования в сочетании с любой образовательной программой.

2. при проектировании содержания, форм и методов организации воспитательного процесса может использоваться алгоритм анимационной деятельности с дошкольниками, представленный в данной работе.

3. педагогическая практика предназначена для педагогов дошкольных организаций образования, а также педагогов дополнительного образования, заинтересованных в получении новых результатов.

Для создания мультипликационных фильмов используются следующие методы работы:

  • методы организации деятельности (словесные, наглядные, практические)
  • методы самостоятельной коллективной работы и работы в команде под руководством педагога;
  • методы стимулирования и мотивации;
  • методы формирования мотивации – проблемные ситуации, практические вопросы, познавательные игры, ситуации успеха;
  •  методы контроля и самоконтроля.

Для того чтобы заниматься анимационной деятельностью необходим алгоритм работы с воспитанниками, так как работа по созданию мультфильмов ведётся по определенному плану, который реализуется через различные виды интегрированной организованной деятельности. Виды детской деятельности определяются в зависимости от сюжета, истории и героев.