Авторская программа “Химия окружающей среды”


Ишина Ольга Николаевна

учитель химии КГУ «Средняя школа имени Алихана Бокеихана отдела образования Кордаиского района управление образования акимата Жамбылской области»

Пояснительная записка

Современные экологические проблемы требуют соответствующих теоретических и прикладных научных знаний для их решения.

Химия окружающей среды — это раздел химии, который занимается изучением различных химических и биохимических процессов, происходящих в окружающей среде. В области химии окружающей среды мы также изучаем влияние деятельности человека на окружающую среду.

Когда физические и биологические компоненты окружающей среды загрязняются до такой степени, что начинают неблагоприятно влиять на естественные процессы и состав окружающей среды, то такое состояние называется загрязнением окружающей среды.

Химия окружающей среды – это исследование химических реакций в воде, воздухе, земле и живых экосистемах, а также влияние деятельности человека на эти процессы. Всестороннее исследование химических и биологических явлений, происходящих в естественных условиях, известно как химия окружающей среды. Химия окружающей среды – это междисциплинарный предмет, который включает в себя состав атмосферы, воды и почвы , а также аналитическую химию и связи с другими областями исследований. Химия окружающей среды позволяет учащимся исследовать этот аспект химии. Он также знакомит учащихся с потенциальными рисками для окружающей среды, создаваемыми химическими веществами, и побуждает их искать экологически приемлемые альтернативы. Зная, насколько хорошо незагрязненная окружающая средафункции, какие соединения присутствуют в природе, в каких концентрациях и с какими последствиями, является первым шагом в химии окружающей среды.

Химия окружающей среды – это научное исследование химических и биохимических явлений, происходящих в природных местах. Не следует путать с зеленой химией, который стремится уменьшить потенциальное загрязнение в его источнике. Его можно определить как изучение источников, реакций, переноса, эффектов и судеб химических соединений в воздухе, почве и водной среде; влияние на них деятельности человека и биологической активности. Химия окружающей среды – это междисциплинарная наука, которая включает химию атмосферы, водной среды и почвы, а также в значительной степени опирается на аналитическую химию и связана с окружающей средой и другими областями науки. Химия окружающей среды включает в себя сначала понимание того, как работает незагрязненная среда, какие химические вещества в каких концентрациях присутствуют в природе и с какими эффектами. Без этого было бы невозможно точно изучить влияние человека на окружающую среду в результате выброса химических веществ. Химики-экологи используют ряд концепций из химии и различных наук об окружающей среде, чтобы помочь им в изучении того, что происходит с химическими видами в окружающей среде. Важные общие понятия из химии включают понимание химических реакций и уравнений, растворов, единиц измерения, отбора проб и аналитических методов.

Цель программы:

Рассмотреть проблемы загрязнения окружающей среды вредными химическими веществами и их неблагоприятное воздействие на компоненты экосистем

Задачи программы:

  • Формирование у учащихся знаний основ химической науки, методов ее познания, научных основ химической технологии, химических основ экологии и здорового образа жизни.
  • Определить основные источники выбросов вредных химических веществ в атмосферный воздух, почву и водоемы.
  • Рассмотреть потенциальные угрозы токсичных органических соединений, тяжелых металлов, радионуклидов , а также выхлопных газов как природной среде, так и живым организмам

Ожидаемые результаты:

  • организационно-предметные (умения планировать химический эксперимент, ход решения химической задачи, готовить рабочее место в химическом кабинете, ликвидировать последствия химического опыта);
  • содержательно-интеллектуальные (умения преобразовать и применять химические знания, применять методы химических наук);
  • информационно-коммуникативные (умения извлекать химическую информацию при чтении химических уравнений, формул, текстов, схем, общаться на языке химической науки, кодировать полученную информацию на химическом языке);
  • химико-экспериментальные (умения выполнять химический эксперимент, собирать, использовать и разбирать химические приборы, аппараты и установки, интерпретировать, оформлять результаты химических опытов);
  • расчетно-вычислительные (умения решать расчетные, расчетно- экспериментальные и качественные задачи, использовать вычислительную технику при решении химических задач);
  • оценочно-методологические (умения давать оценку имеющимся химическим знаниям, методам, явлениям и применять усвоенные нормы отношений к химическим явлениям);
  • изобразительно-графические (умения применять педагогическую графику и изобразительные средства при раскрытии сущности химических объектов и их свойств);
  • конструктивно-моделирующие (умения конструировать и применять структурно- и функционально подобные модели химических объектов макро- и микромира);
  • самообразовательные (умения осуществлять саморефлексию, самоконтроль и самооценку в процессе химического образования);