Рабочая программа спортивной секции по лёгкой атлетике и баскетболу: «Легкая атлетика как основа физического развития» для учащихся 5-9-ых классов
Акулова Наталья Владимировна, учитель по физической культуре, педагог – эксперт
КГУ «Жезкентская средняя школа» отдела образования Бородулихинского района управления образования области Абай
Пояснительная записка.
Программа курса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Программа разработана с целью организации непрерывного тренировочного процесса в условиях отсутствия специальной тренировочной базы и технического оснащения в зимний период. Итогом работы данной программы является подготовка учащихся школы к соревнованиям по следующим видам спорта: беговые виды программы легкой атлетики; ациклические виды легкой атлетики (метание гранаты, метание копья, метание диска, толкание ядра), прыжки в длину; подготовка школьной команды по баскетболу.
Цели и задачи:
*приобщение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
*укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
*углубление знаний и умений в области изучаемых видов спорта;
*воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
*содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Программа ориентируется на развитие функциональной грамотности учащихся.
Занятия проходят 3 раза в неделю. Программа одного года обучения направлена на ознакомление с беговыми и прыжковыми видами лёгкой атлетики, ациклическими видами легкой атлетики, которые входят в программу соревнований по летнему Президентскому многоборью в осенний и весенний период. Зимний период отведён изучению технических и тактических приёмов игры в баскетбол. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Продолжительность занятий 90 минут. В секции занимаются дети, которые прошли обследования врача и допущены к занятиям по лёгкой атлетике и баскетболу. Врач школы отслеживает физическую нагрузку на учащихся с целью контроля самочувствия. Вся учебно- воспитательная работа в секции направлена на углубление, расширение, и совершенствование знаний, двигательных умений и навыков.
Ожидаемые результаты:
*желание заниматься спортом;
*повышение уровня разносторонней физической подготовленности;
*развитие волевых качеств;
*расширение знаний по вопросам требований правил судейства соревновательной деятельности в изучаемых видах спорта;
*повышение коммуникативных и эстетических качеств спортсменов.
Содержание программы.
1. Вводное занятие. План работы секции в осенний период, в зимний период, в весенний период. История развития легкой атлетики и баскетбола в Казахстане, ведущие спортсмены.
2. Требование к технике безопасности на тренировках и соревнованиях. Правила пользования спортивным инвентарём, оборудованием, одеждой и обувью во время тренировок и соревнований. Дисциплина – основа безопасности во время занятий в секции и соревнований. Возможные травмы и их предупреждение. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногами и ногтями, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
3. Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах бега, метаний, прыжках в длину.
4. Общая физическая и специальная подготовка.
Практические занятия:
* упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег;
*общеразвивающие упражнения;
*прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие;
*силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног; *подвижные игры и спортивные игры и эстафеты.
Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы.
Изучение техники бега
* на короткие дистанции – изучение техники низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок, выполнение стартовых команд); бег по дистанции (изучение техники бега по повороту, изучение техники низкого старта на повороте, изучение техники финиширования, совершенствование в технике бега на 30, 60, 100м). Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м
* на средние дистанции 400-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Равномерный бег 1000-1200 м. Круговая тренировка 100м+ прыжковые упражнения+ пресс+ силовые упражнения; 2х (100м+200м+ 300м+ 300м+200м+100м); повторная тренировка (5х200м)
*кроссовая подготовка Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой; бег по пересечённой местности.
*обучение технике эстафетного бега (способы передачи эстафетной палочки, понятие коридор, бег по дистанции, виды эстафет).
*подвижные игры как способ рекреации, а также воспитания координации, быстроты, выносливости.
Обучение технике метаний: гранаты, копья, диска, толкания ядра. Особенности техники каждого вида. Технику спортивных метаний для удобства обучения можно разделить на части в соответствии с их задачами: держание снаряда, подготовка к разбегу и разбег, подготовка к финальному усилию, финальное усилие, выпуск и полет снаряда. Остановимся на наиболее значимых фазах.
Держание снаряда. Задача здесь – держать снаряд так, чтобы выполнить метание свободно, с оптимальной амплитудой движения, с наибольшей скоростью. С целью увеличения амплитуды движений в разбеге и увеличения пути приложения силы в заключительной фазе снаряд удерживается кистью так, чтобы он был ближе к концам пальцев.
Разбег. Основная задача – сообщение системе “метатель – снаряд” оптимальной начальной скорости. Он выполняется поступательным движением, и скорость системы “метатель – снаряд” достигается при разбеге (копье, граната, мяч) или в скачке (ядро).
Финальное усилие. Как известно, скорость снаряду сообщается в стартовом разгоне и составляет в толкании ядра 15-20%, метании копья (гранаты, мяча) – 15-22%, а остальная скорость сообщается снаряду в финальном усилии. Финальное усилие начинается с “захвата” снаряда в момент принятия метателем двух опорного положения после разбега; мышцы ног, сокращаясь, поднимают туловище с одновременным выведением таза вперед. Этим достигается необходимое условие для того, чтобы мышцы туловища остались растянутыми, а выпрямленная левая нога послужила упором для прекращения движения звена. Выпрямленные ноги метателя являются твердой опорой, необходимой для сокращения мышц туловища, после сокращения которых включаются в работу мышцы руки. Особое значение в этой части приобретает последовательное сокращение мышц.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ускоренный разбег, слитность все ускоряющихся движений при разбеге, обгоне снаряда
Обучение техническим и тактическим действиям игры в баскетбол: (дриблинг, передача, подбор, перехват, блокшот, стойки в защите и нападении, бросок)
*освоение теоретических знаний правил и судейства игры в баскетбол.
*контрольные упражнения и спортивные соревнования. Контрольно-нормативные требования являются важным звеном управления подготовкой юных спортсменов. Благодаря которым можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки. Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом –правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа предусматривает следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000 м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств. Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.
Распределение учебного материала
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | – |
2 | Места занятий, их оборудование и подготовка | 3 | 1 | 2 |
3 | Ознакомление с правилами соревнований по лёгкой атлетике | 2 | 1 | 1 |
4 | Ознакомление с правилами соревнований по баскетболу | 3 | 3 | – |
5 | Общая физическая подготовка | 5(б)+15(л/а) | ||
6 | Специальная подготовка по лёгкой атлетике (бег, прыжки) | 14 | ||
7 | Специальная подготовка по баскетболу | 31 | ||
8 | Ознакомление с отдельными элементами техники бега | 19 | ||
9 | Ознакомление с отдельными элементами техники метаний и толкания ядра | 15 | ||
10 | Контрольные упражнения | 2 | ||
11 | Спортивные соревнования | 6 | ||
12 | Итого | 102 |
Тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Дата |
1 | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности | |
2 | 1 | Ознакомление с правилами соревнований. | |
3 | 1 | Бег и ходьба подготовительные упражнения. | |
4 | 1 | Участие в общепоселковом кроссе | |
5 | 1 | Специально- беговые упражнения, техника выполнения их роль для формирования техники бега. | |
6 | 1 | Упражнения в беге, прыжковые упражнения. Обучение технике низкого старта | |
7 | 1 | ОФП. Прыжковые упражнения | |
8 | 1 | Упражнения в беге: повторная тренировка (5х 100м) максимальная интенсивность | |
9 | 1 | Кроссовая подготовка. Бег в медленном темпе 2км в сочетании с ходьбой | |
10 | 1 | Контрольные упражнения | |
11 | 1 | ОФП. Укрепление мышц ног с помощью эластичной ленты | |
12 | 1 | Обучение технике эстафетного бега. | |
13 | 1 | Эстафетный бег. Закрепление 5х 4х100м | |
14 | 1 | Упражнения в беге и прыжках. Прыжковые упражнения (выпрыгивания вверх после разбега, прыжки в длину с места и разбега) | |
15 | 1 | Бег в сочетании с ходьбой по пересечённой местности в течении 30 мин. | |
16 | 1 | ОФП. Укрепление мышц брюшного пресса | |
17 | 1 | Подвижные игры средней интенсивности. | |
18 | 1 | Участие в соревнованиях | |
19 | 1 | Упражнения в беге и прыжках | |
20 | 1 | ОФП. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса с помощью эластичной ленты. | |
21 | 1 | Обучение технике метаний | |
22 | 1 | Специально подводящие упражнения метателя | |
23 | 1 | Выполнение разбега и техника выполнения бросковых шагов | |
24 | 1 | Метание гранаты по фазным элементам | |
25 | 1 | Техника безопасности на занятиях баскетболом. Профилактика травматизма в спорте. | |
26 | 1 | Места занятий, оборудование. Влияние физических упражнений на организм человека | |
27 | 1 | Стойка игрока | |
28 | 1 | Ведение мяча в стойке | |
29 | 1 | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке. | |
30 | 1 | Передача мяча из-за головы | |
31 | 1 | Передача мяча из-за головы | |
32 | 1 | Передача мяча от груди | |
33 | 1 | Передача мяча от груди | |
34 | 1 | ОФП. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса. Прыжковые упр. | |
35 | 1 | Игровое занятие | |
36 | 1 | Ведение мяча в движении | |
37 | 1 | Ведение мяча в движении с передачей от груди и из-за головы | |
38 | 1 | Перемещение в стойке приставными шагами с ведением мяча и передачей отскоком. | |
39 | 1 | Игровое занятие | |
40 | 1 | Перемещение по площадке с ведением спиной вперед, боком, лицом | |
41 | 1 | Игровое занятие | |
42 | 1 | ОФП. Упр. с эластичной лентой на укрепление мышц стопы. | |
43 | 1 | Ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке. | |
44 | 1 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, выпрыгивания) | |
45 | 1 | Броски в кольцо с места | |
46 | 1 | Броски в кольцо с места. Передачи мяча в парах | |
47 | 1 | Школьная лига. Школьные соревнования | |
48 | 1 | Броски в кольцо после движения с остановкой. | |
49 | 1 | Броски в кольцо после ведения. | |
50 | 1 | ОФП. | |
51 | 1 | Игровое занятие | |
52 | 1 | Ловля и передача мяча в движении с сопротивлением | |
53 | 1 | Ловля и передача мяча в тройках с сопротивлением | |
54 | 1 | Подбор мяча под щитом | |
55 | 1 | Товарищеская встреча. Соревнования | |
56 | 1 | Перехват мяча в тройках и группе | |
57 | 1 | Перехват мяча в тройках и группе | |
58 | 1 | ОФП. | |
59 | 1 | Игровое занятие | |
60 | 1 | Штрафные броски, блокшот. | |
61 | 1 | Игровое занятие | |
62 | 1 | ОФП. | |
63 | 1 | Соревнования по баскетболу. | |
64 | 1 | Штрафные броски, блокшот. | |
65 | 1 | Подбор мяча под щитом. | |
66 | 1 | Игровое занятие | |
67 | 1 | Соревнования по баскетболу. | |
68 | 1 | Игровое занятие | |
69 | 1 | Сочетание ходьбы и бега в течении 30 мин. | |
70 | 1 | ОФП. Беговые упражнения с отягощением. | |
71 | 1 | Челночный бег.2х (4х10м; 4х30м); с высокой интенсивностью. | |
72 | 1 | Бег в сочетании с прыжковыми упражнениями: тройной прыжок, десятерной прыжок. | |
73 | 1 | Подвижные игры средней интенсивности. | |
74 | 1 | Эстафетный бег. Техника передачи эстафетной палочки | |
75 | 1 | Эстафетный бег в группах. 5х4х100м | |
76 | 1 | Бег в сочетании с ходьбой по пересеченной местности. | |
77 | 1 | ОФП. Укрепление мышц пресса | |
78 | 1 | Техника метания гранаты. Держание снаряда, разбег, выполнение бросковых шагов | |
79 | 1 | Выполнение метания гранаты по фазным элементам | |
80 | 1 | Бег на короткие дистанции в сочетании с прыжковыми упражнениями | |
81 | 1 | ОФП. Укрепление мышц ног: стопы, голени, бедер с помощью отягощения | |
82 | 1 | Подвижные игры средней интенсивности | |
83 | 1 | Держание снаряда, техника разгона снаряда в метании диска | |
84 | 1 | Техника метания диска | |
85 | 1 | ОФП. Укрепление мышц плечевого пояса. Имитация техники метания диска с помощью эластичной ленты | |
86 | 1 | Особенности техники толкания ядра. | |
87 | 1 | Техника выполнения разгона снаряда. | |
88 | 1 | Ошибки в выполнении толкания ядра. | |
89 | 1 | ОФП, упражнения для укрепления мышц верхнего плечевого пояса при помощи медбола весом 3 кг. Имитация техники толкания ядра с помощью эластичной ленты. | |
90 | 1 | Техника прыжков в длину с разбега. Способ подбора расстояния для разбега. Ускоренный бег высокой интенсивности 5х60м | |
91 | 1 | Бег на короткие дистанции, выполнение прыжков в длину с разбега по фазным элементам | |
92 | 1 | Кросс в среднем темпе 3 км. | |
93 | 1 | Техника метания копья | |
94 | 1 | ОФП. Имитация техники метания копья с помощью эластичной ленты | |
95 | 1 | Метание копья по фазным элементам | |
96 | 1 | Районные соревнования по Президентскому многоборью | |
97 | 1 | Подвижные игры средней интенсивности. | |
98 | 1 | Бег в сочетании с ходьбой по пересеченной местности | |
99 | 1 | Подвижные игры с элементами прыжков. | |
100 | 1 | Президентские тесты согласно школьному календарю спортивных мероприятий. | |
101 | 1 | Подвижные игры средней интенсивности | |
102 | 1 | Подвижные игры. |
Материально- техническое оснащение, необходимое для реализации программы:
1.Сектор для прыжков;
2. Сектор для метаний;
3.Стартовые колодки;
4. Снаряды для метаний: копья, диски, гранаты; спортивное ядро
5. Эстафетные палочки;
6. Баскетбольная площадка, оснащенная щитом размером (180+; -3см х 105+; -2см) и кольцами диаметром (45см -внутренний и 45,7 – наружный), находящимися на высоте 305 см;
7. Баскетбольные мячи длиной окружности 74 – 78 см.
8. Медбол весом 1кг и 3 кг.
9. Штанга со съёмными дисками 20 – 50 кг.
10. Эластичная лента по числу учащихся.
Материалы для проведения диагностики:
Методическое пособие: «Электронный мониторинг уровня физической подготовленности учащихся 1-11 классов». Авторы- разработчики:
1. Шостко С. Е. учитель физической культуры
2. Епенбетов Р.К. методист по физической культуре Гор ОО
3. Антропометрические данные внутришкольного медицинского обследования.