Рабочая программа спортивной секции по лёгкой атлетике и баскетболу: «Легкая атлетика как основа физического развития» для учащихся 5-9-ых классов


Акулова Наталья Владимировна, учитель по физической культуре, педагог – эксперт

КГУ «Жезкентская средняя школа» отдела образования Бородулихинского района управления образования области Абай

Пояснительная записка.

Программа курса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Программа разработана с целью организации непрерывного тренировочного процесса в условиях отсутствия специальной тренировочной базы и технического оснащения в зимний период. Итогом работы данной программы является подготовка учащихся школы к соревнованиям по следующим видам спорта: беговые виды программы легкой атлетики; ациклические виды легкой атлетики (метание гранаты, метание копья, метание диска, толкание ядра), прыжки в длину; подготовка школьной команды по баскетболу.  

Цели и задачи:

*приобщение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

*укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

*углубление знаний и умений в области изучаемых видов спорта;

*воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

*содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Программа ориентируется на развитие функциональной грамотности учащихся.

Занятия проходят 3 раза в неделю. Программа одного года обучения направлена на ознакомление с беговыми и прыжковыми видами лёгкой атлетики, ациклическими видами легкой атлетики, которые входят в программу соревнований по летнему Президентскому многоборью в осенний и весенний период. Зимний период отведён изучению технических и тактических приёмов игры в баскетбол. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Продолжительность занятий 90 минут. В секции занимаются дети, которые прошли обследования врача и допущены к занятиям по лёгкой атлетике и баскетболу. Врач школы отслеживает физическую нагрузку на учащихся с целью контроля самочувствия. Вся учебно- воспитательная работа в секции направлена на углубление, расширение, и совершенствование знаний, двигательных умений и навыков.

Ожидаемые результаты:

*желание заниматься спортом;
*повышение уровня разносторонней физической подготовленности;
*развитие волевых качеств;
*расширение знаний по вопросам требований правил судейства     соревновательной деятельности в изучаемых видах спорта;
*повышение коммуникативных и эстетических качеств спортсменов.

Содержание программы.

1. Вводное занятие. План работы секции в осенний период, в зимний период, в весенний период. История развития легкой атлетики и баскетбола в Казахстане, ведущие спортсмены.

2. Требование к технике безопасности на тренировках и соревнованиях.  Правила пользования спортивным инвентарём, оборудованием, одеждой и обувью во время тренировок и соревнований. Дисциплина – основа безопасности во время занятий в секции и соревнований. Возможные травмы и их предупреждение. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногами и ногтями, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий.

3. Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах бега, метаний, прыжках в длину.

4. Общая физическая и специальная подготовка.

Практические занятия:

* упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег;
*общеразвивающие упражнения;
*прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие;

*силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног; *подвижные игры и спортивные игры и эстафеты.
 Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы.

Изучение техники бега
* на короткие дистанции – изучение техники низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок, выполнение стартовых команд); бег по дистанции (изучение техники бега по повороту, изучение техники низкого старта на повороте, изучение техники финиширования, совершенствование в технике бега на 30, 60, 100м). Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м

 * на средние дистанции 400-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Равномерный бег 1000-1200 м. Круговая тренировка 100м+ прыжковые упражнения+ пресс+ силовые упражнения; 2х (100м+200м+ 300м+ 300м+200м+100м); повторная тренировка (5х200м)

*кроссовая подготовка Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой; бег по пересечённой местности.
*обучение технике эстафетного бега (способы передачи эстафетной палочки, понятие коридор, бег по дистанции, виды эстафет).
*подвижные игры как способ рекреации, а также воспитания координации, быстроты, выносливости.

Обучение технике метаний: гранаты, копья, диска, толкания ядра. Особенности техники каждого вида. Технику спортивных метаний для удобства обучения можно разделить на части в соответствии с их задачами: держание снаряда, подготовка к разбегу и разбег, подготовка к финальному усилию, финальное усилие, выпуск и полет снаряда. Остановимся на наиболее значимых фазах.

Держание снаряда. Задача здесь – держать снаряд так, чтобы выполнить метание свободно, с оптимальной амплитудой движения, с наибольшей скоростью. С целью увеличения амплитуды движений в разбеге и увеличения пути приложения силы в заключительной фазе снаряд удерживается кистью так, чтобы он был ближе к концам пальцев.

Разбег. Основная задача – сообщение системе “метатель – снаряд” оптимальной начальной скорости. Он выполняется поступательным движением, и скорость системы “метатель – снаряд” достигается при разбеге (копье, граната, мяч) или в скачке (ядро).

Финальное усилие. Как известно, скорость снаряду сообщается в стартовом разгоне и составляет в толкании ядра 15-20%, метании копья (гранаты, мяча) – 15-22%, а остальная скорость сообщается снаряду в финальном усилии. Финальное усилие начинается с “захвата” снаряда в момент принятия метателем двух опорного положения после разбега; мышцы ног, сокращаясь, поднимают туловище с одновременным выведением таза вперед. Этим достигается необходимое условие для того, чтобы мышцы туловища остались растянутыми, а выпрямленная левая нога послужила упором для прекращения движения звена. Выпрямленные ноги метателя являются твердой опорой, необходимой для сокращения мышц туловища, после сокращения которых включаются в работу мышцы руки. Особое значение в этой части приобретает последовательное сокращение мышц.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ускоренный разбег, слитность все ускоряющихся движений при разбеге, обгоне снаряда

Обучение техническим и тактическим действиям игры в баскетбол: (дриблинг, передача, подбор, перехват, блокшот, стойки в защите и нападении, бросок)

*освоение теоретических знаний правил и судейства игры в баскетбол.
*контрольные упражнения и спортивные соревнования. Контрольно-нормативные требования являются важным звеном управления подготовкой юных спортсменов. Благодаря которым можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки. Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом –правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа предусматривает следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000 м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств. Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.

Распределение учебного материала

Наименование темыКоличество часов
всеготеорияпрактика
1Вводное занятие22
2Места занятий, их оборудование и подготовка312
3Ознакомление с правилами соревнований по лёгкой атлетике211
4Ознакомление с правилами соревнований по баскетболу33
5Общая физическая подготовка    5(б)+15(л/а)
6Специальная подготовка по лёгкой атлетике (бег, прыжки)  14
7Специальная подготовка по баскетболу  31
8Ознакомление с отдельными элементами техники бега  19
9Ознакомление с отдельными элементами техники метаний и толкания ядра  15
10Контрольные упражнения2
11Спортивные соревнования6
12Итого102

Тематическое планирование

Кол-во
часов
Тема занятияДата  
11Вводное занятие. Техника безопасности 
21Ознакомление с правилами соревнований. 
31Бег и ходьба подготовительные упражнения. 
41Участие в общепоселковом кроссе 
51Специально- беговые упражнения, техника выполнения их роль для формирования техники бега. 
61Упражнения в беге, прыжковые упражнения. Обучение технике низкого старта 
71ОФП. Прыжковые упражнения 
81Упражнения в беге: повторная тренировка (5х 100м) максимальная интенсивность 
91Кроссовая подготовка. Бег в медленном темпе 2км в сочетании с ходьбой 
101Контрольные упражнения 
111ОФП. Укрепление мышц ног с помощью эластичной ленты 
121Обучение технике эстафетного бега. 
131Эстафетный бег. Закрепление 5х 4х100м 
141Упражнения в беге и прыжках. Прыжковые упражнения (выпрыгивания вверх после разбега, прыжки в длину с места и разбега) 
151Бег в сочетании с ходьбой по пересечённой местности в течении 30 мин. 
161ОФП. Укрепление мышц брюшного пресса 
171Подвижные игры средней интенсивности. 
181Участие в соревнованиях 
191Упражнения в беге и прыжках 
201ОФП. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса с помощью эластичной ленты. 
211Обучение технике метаний 
221Специально подводящие упражнения метателя 
231Выполнение разбега и техника выполнения бросковых шагов 
241Метание гранаты по фазным элементам 
251Техника безопасности на занятиях баскетболом. Профилактика травматизма в спорте. 
261Места занятий, оборудование. Влияние физических упражнений на организм человека 
271Стойка игрока 
281Ведение мяча в стойке 
291Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке. 
301Передача мяча из-за головы 
311Передача мяча из-за головы 
321Передача мяча от груди 
331Передача мяча от груди 
341ОФП. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса. Прыжковые упр. 
351Игровое занятие 
361Ведение мяча в движении 
371Ведение мяча в движении с передачей от груди и из-за головы 
381Перемещение в стойке приставными шагами с ведением мяча и передачей отскоком. 
391Игровое занятие 
401Перемещение по площадке с ведением спиной вперед, боком, лицом 
411Игровое занятие 
421ОФП. Упр. с эластичной лентой на укрепление мышц стопы. 
431Ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке. 
441Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, выпрыгивания) 
451Броски в кольцо с места 
461Броски в кольцо с места. Передачи мяча в парах 
471Школьная лига. Школьные соревнования 
481Броски в кольцо после движения с остановкой. 
491Броски в кольцо после ведения. 
501ОФП. 
511Игровое занятие 
521Ловля и передача мяча в движении с сопротивлением 
531Ловля и передача мяча в тройках с сопротивлением 
541Подбор мяча под щитом 
551Товарищеская встреча. Соревнования 
561Перехват мяча в тройках и группе 
571Перехват мяча в тройках и группе 
581ОФП. 
591Игровое занятие 
601Штрафные броски, блокшот. 
611Игровое занятие 
621ОФП. 
631Соревнования по баскетболу. 
641Штрафные броски, блокшот. 
651Подбор мяча под щитом. 
661Игровое занятие 
671Соревнования по баскетболу. 
681Игровое занятие 
691Сочетание ходьбы и бега в течении 30 мин. 
701ОФП. Беговые упражнения с отягощением. 
711Челночный бег.2х (4х10м; 4х30м); с высокой интенсивностью. 
721Бег в сочетании с прыжковыми упражнениями: тройной прыжок, десятерной прыжок. 
731Подвижные игры средней интенсивности. 
741Эстафетный бег. Техника передачи эстафетной палочки 
751Эстафетный бег в группах. 5х4х100м 
761Бег в сочетании с ходьбой по пересеченной местности. 
771ОФП. Укрепление мышц пресса 
781Техника метания гранаты. Держание снаряда, разбег, выполнение бросковых шагов 
791Выполнение метания гранаты по фазным элементам 
801Бег на короткие дистанции в сочетании с прыжковыми упражнениями 
811ОФП. Укрепление мышц ног: стопы, голени, бедер с помощью отягощения 
821Подвижные игры средней интенсивности 
831Держание снаряда, техника разгона снаряда в метании диска 
841Техника метания диска 
851ОФП. Укрепление мышц плечевого пояса. Имитация техники метания диска с помощью эластичной ленты 
861Особенности техники толкания ядра. 
871Техника выполнения разгона снаряда. 
881Ошибки в выполнении толкания ядра. 
891ОФП, упражнения для укрепления мышц верхнего плечевого пояса при помощи медбола весом 3 кг. Имитация техники толкания ядра с помощью эластичной ленты. 
901Техника прыжков в длину с разбега. Способ подбора расстояния для разбега. Ускоренный бег высокой интенсивности 5х60м 
911Бег на короткие дистанции, выполнение прыжков в длину с разбега по фазным элементам 
921Кросс в среднем темпе 3 км. 
931Техника метания копья 
941ОФП. Имитация техники метания копья с помощью эластичной ленты 
951Метание копья по фазным элементам 
961Районные соревнования по Президентскому многоборью 
971Подвижные игры средней интенсивности. 
981Бег в сочетании с ходьбой по пересеченной местности 
991Подвижные игры с элементами прыжков. 
1001Президентские тесты согласно школьному календарю спортивных мероприятий. 
1011Подвижные игры средней интенсивности 
1021Подвижные игры. 

Материально- техническое оснащение, необходимое для реализации программы:


1.Сектор для прыжков;
2. Сектор для метаний;
3.Стартовые колодки;
4. Снаряды для метаний: копья, диски, гранаты; спортивное ядро
5. Эстафетные палочки;
6. Баскетбольная площадка, оснащенная щитом размером (180+; -3см х 105+; -2см) и кольцами диаметром (45см -внутренний и 45,7 – наружный), находящимися на высоте 305 см;
7. Баскетбольные мячи длиной окружности 74 – 78 см.
8. Медбол весом 1кг и 3 кг.
9. Штанга со съёмными дисками 20 – 50 кг.
10. Эластичная лента по числу учащихся.

Материалы для проведения диагностики:

Методическое пособие: «Электронный мониторинг уровня физической подготовленности учащихся 1-11 классов». Авторы- разработчики:
1. Шостко С. Е. учитель физической культуры
2. Епенбетов Р.К. методист по физической культуре Гор ОО
3. Антропометрические данные внутришкольного медицинского обследования.