Сценарий классного часа «Моя Родина – Казахстан», посвященного Дню Независимости Республики Казахстан


Попова Наталья Дмитриевна,

учитель русского языка, литературы и информатики

КГУ «Средняя школа № 23 с. Мойнак с дошкольным мини-центром»

Скачать презентацию к классному часу

 

Тема: Моя Родина – Казахстан!

Посвящается

Дню Независимости

Республики Казахстан!

Цель:

  • расширение исторических знаний учащихся;
  • популяризация государственных символов и гимна РК;
  • воспитание патриотизма и гражданственности.

Оборудование:

  • флаг и герб РК
  • карта Казахстана, репродукции картин, конверты с заданиями, модель солнышка
  • презентация «Моя Родина – Казахстан»

 

Ход:

  1. 16 декабря является Днём Независимости РК. Мы приглашаем Вас на День рождения молодого, свободного, независимого государства – Казахстан, которому в этом году исполняется 24 года!

 

  1. Родина моя.

Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.

Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей доверчиво раскроет.

Н. Полякова

 

  1. Это стихотворение называется Родина моя.

– Как вы понимаете слово “Родина”?

– Что вспоминается вам, когда вы слышите слово “Родина”?

 

  1. Человек родится в конкретном месте – деревне, поселке, городе… Это – его малая родина. Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройти по родной улице, постоять у родного дома…

Но у всех у нас есть общая большая Родина. Это – наша страна. Со всеми ее лесами и горами, реками и озерами, городами, деревнями и поселками. Как дорога человеку его Родина, он понимает, когда, например, надолго уезжает за границу. Как бы хорошо ни жилось ему там, он начинает сильно скучать по своей стране, по ее людям, родному языку…

 

Замечательные слова сказал Д.С. Лихачев: “…В жизни человека огромную роль играет Любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему селу или городу. Еще одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране.

Любовь к своей стране и своему народу… приносит ему настоящее счастье, избавляет он неприятностей, мелких личных неудач”.

 

  1. Что же такое обозначает слово Родина?

Ученик – Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Родить – значит, произвести на свет потомство.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

  1. 16 декабря 1991 года Верховный Совет Казахской ССР принял закон о государственной независимости Республики Казахстан! Давайте вспомним важные события, происходившие в Казахстане в те далекие трудные 90-е годы.
  • 2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость.
  • 1 декабря 1991 года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.
  • 10 декабря 1991г. – Казахская ССР была переименована в Республику Казахстан.
  • 16 декабря 1991г. – был принят «Конституционный Закон Республики Казахстан о государственной Независимости Республики Казахстан» и была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан.
    Независимый Казахстан был основан как:
    демократическое
    • светское
    • социальное
    • правовое государство
  • 29 августа 1991 года вышел исторический Указ Президента Казахстана Н.А.Назарбаева № 409 “О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона”
  • В конце сентября и начале октября 1992 года казахи всего мира собрались в Алматы на свой Курултай, где были обсуждены жизненно важные вопросы объединения всемирной казахской диаспоры.
  • В конце июня 1992 года в Вене прошла Всемирная конференция ООН по правам человека, в которой приняли участие официальные делегации из 180 стран мира, в том числе и Казахстан.
  • В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге.
  • Приобретение Казахстаном независимости и вхождение его в мировое сообщество потребовали пересмотра и принятия нового Основного закона республики – Конституции, которая была принята 30 августа 1995г.
  1. Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики – 4 июня 1992 года.

– Символом независимости стал голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре. Ныне он воспринимается всеми, как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Автором его является Шакен Ниязбеков. Автор доказал, что одноцветие флага является символом единства Казахстана.

Солнце – символ богатства и изобилия.

Силуэт орла – государственная власть, широта, прозорливость.

Казахский орнамент «кошкар муиз» – бараньи рога.

– Авторами государственного герба являются архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. Герб имеет форму круга, центральный элемент – шанырак, символ семейного благополучия, спокойствия, мира. Следующая составная часть – золотокрылые, с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна золотых колосьев – символ труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога скакунов состоят из семи звеньев. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь, напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков – признак безродства. В центре герба пятиконечная звезда – наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

– Гимн нашей республики стал творением Жұмекена Нәжімеденова, Ш. Калдаякова, Н. Назарбаева. Гимн призывает к единению, ибо сила, мощь – в народе; сила, мощь народа – в сплочённости. Он подобен музыкальному посланию, вобравшему в себя всю глубину народного богатства: его историю, мечты, чаяния и стремления.

  1. “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…” Вы, ребята, наверное, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми правили либо царь, либо король, власть которых передавалась по наследству. В государстве делалось всё так, как они приказывали. А правители были разные: либо добрыми, либо жестокими и неумными. Прошло время, такая форма правления стала неудобной, правителей стал избирать народ. А выбранное правительство обязано было управлять делами государства, выполнять основной закон страны. А все жители данного государства обязаны выполнять правила.

– Как можно одним словом назвать правила, которые все должны выполнять? (Законы.)
– А как называется основной закон страны? (Конституция.)

 

Я вам зачитаю стихи, а вы мне попробуете сформулировать право.

Только ты на свет родился, право первое твоё
Получи, чтоб им гордиться ИМЯ личное своё.
(Право иметь своё имя, не называть никого по кличке.)

 

Очень трудно самому жить на свете одному.
Правом с МАМОЙ жить и ПАПОЙ пользуйтесь везде, ребята.
(Право жить в семье, иметь семью, право на неприкосновенность семьи.)

 

Я росточком недоволен, и пока не так силён,
Но НЕ СМЕЙ МНЕ ДЕЛАТЬ БОЛЬНО! – есть у нас закон такой.
(Право на защиту от посягательств на честь и репутацию.)

 

Если жар, всё тело ломит и совсем не до игры,
То ПОЗВАТЬ ВРАЧА НА ПОМОЩЬ тоже право детворы.
(Право на врачебную помощь.)

 

Чтоб с наукой подружиться, с книжкой маленькой в руке
Правом пользуюсь УЧИТЬСЯ НА РОДИМОМ ЯЗЫКЕ.
(Право на обучение на родном языке.)

 

Подросла, взяла я книжки и пошла во второй класс.
В ШКОЛУ ХОДЯТ ВСЕ ДЕТИШКИ – это право есть у нас.
(Право на обучение.)

 

Будь ты слабым или сильным, белым, чёрным всё равно.
Ты родился БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ – это право всем дано.
(Равные права, независимо от цвета кожи, вероисповедания, состояния здоровья.)
Теперь предлагаю вам поговорить о наших обязанностях, ведь мы не только вправе что-либо делать, но и обязаны перед нашим государством, нашей Родиной.

  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
  • Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам;
  • Защита Республики Казахстан – священный долг и обязанность каждого гражданина;
  • Каждый гражданин республики обязан трудиться на благо Родины;
  • Каждый гражданин обязан учиться и получить среднее образование.

 

  1. А теперь проведем небольшой турнир!

Делимся на команды, на столах перед каждой – девиз, название соответствующее этому девизу придумывают сами дети.
Представление команд, приветствие.

– девиз: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого одна!» – команда «Отан»

– девиз: «Сто наций, сто народов, сто племен,
Всем вам рахмет и низкий вам поклон!»  – команда «Достық»
Конкурс 1. Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова “отечество”, “родина”

– Какие слова у вас получились?

– Как вы думаете, как связаны эти слова между собой?

 

Конкурс 2.

Вопросы для команды 1.

  1. « Любовью наполнил творение зодчий,
    На куполе солнце сияет серьгой,
    И кажется, я прикасаюсь воочию
    К истории Родины робкой рукой».

Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М.Айтхожина посвятила одному из историко- архитектурных памятников. Какому?

а) Кафедральный собор г.Алматы (XX в.)
б) Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави ( XV в.)
в) Мазар Козы- Корпеша и Баян-Сулу близ г.Аягуз (IX-X вв.)

 

  1. Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент – кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?

а) Ыкылас
б) Коркут
в) Амре

 

3.О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы . Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?

а) I в. – массагеты
б) III в. – персы
в) IV в. до н.э. – саки

 

Вопросы для команды 2.

  1. «… В нем мудрость и сила – начало начал,

Сплетались, сроднившись, как корни дерев,

Он знал наизусть Фараби, Яссави,

В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир.

Любимец народа, с отвагой в крови,

Был ханом Отрара …», пишет народный поэт Казахстана М.Шаханов в «Отрарской легенде». Какому хану посвятил он свое произведение?

а) Каир хан

б) Кенесары хан

в) Тауке хан

 

  1. В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой – Республика Казахстан. Поэт Т. Айбергенов пишет: «Она велика:

От Алтая до Каспия,
Она широка,
Как народа душа.
Она же – Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И всплеск Иртыша».

Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов, не был жителем Древнего Казахстана?

а) Гунны
б) Скифы
в) Персы

 

  1. В прошлые века наши предки жили в Государстве кыпчаков – «Дешт-и-Кыпчак», но границы его простирались от Иртыша на Востоке до Волги  на Западе, от Южной Сибири до Семиречья (Талас). Ярким памятником кыпчакского языка XIII века является «Кодекс куманикус» (Книга куман, т.е. кыпчаков). Рукопись была обнаружена в библиотеке Петрарки и сейчас хранится в Венеции в церкви Св.Марка. А теперь отгадайте загадку из «Кодекса куманикус»: «Чего не имеешь ни ты, ни я, ни горные цепи, ни травы, ни пламя, ни камень и даже кыпчаки?» Эту вещь часто ищут в сказках.

а) Живая вода

б) Молодильные яблоки

в) Птичье молоко

Конкурс 3.

У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда». Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

Задание: За 3 минуты каждая команда должна перевести текст с казахского языка на русский. Слова из словаря предлагаются только в том случае, если у детей они вызовут затруднения при переводе. При выполнении задания учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод.
Текст для первой команды:

Қазақстан жері.
Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40 % – өзен, көл,теңіз. Жерінің 50% шөл және шөлейт аймақтар алып жатыр. Ал 10% таулы жер. Қазақстан жері өте бай.
Словарь:
Көлем – объем
Шаршы – квадрат
Шөл – пустыня
Аймақтар – территории.

 

Текст для второй команды:
Қазақстан Республикасы.
Қазақстан Республикасы – егеменді ел.Республика Президентінің Жарлығымен қазанның 25 ө сі Республика күні деп аталды және бұл күн демалыс күн болып жарияланды№ Қазақстан Республикасы Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының кұрамына енді.
Словарь:
Егеменді – суверенный
Жарлық – указ
Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы – Содружество Независимых Государств
Құрамы – состав.

 

  1. Подведение итогов турнира.

 

  1. Я прочитаю вам одну легенду.

Давным-давно, когда только зарождалась жизнь на земле, Бог решил создать земные богатства. Взял он мешок и полетел над землёй. России он отдал густые леса с прозрачными реками, Кавказу – высокие горы и моря, Средней Азии – прекрасные виноградники и хлопок. Устал Бог и прилёг отдохнуть. Пока он отдыхал, прибежала мышка и прогрызла в мешке дырку. Проснулся Бог и полетел дальше. И когда он пролетал над Казахстаном, из мешка выпали высокие горы, чистые озёра, густые леса, необъятные бескрайние степи и засушливые пустыни.

Богата и необъятна наша страна. Широко раскинулось она под ярким солнцем. Здесь есть и бескрайние степи, и высокие горы, и глубокие озера, и бурные реки. В полях колосится пшеница. В садах зреют ароматные яблоки. Поют звонкую песню родники. В городах и аулах Казахстана живут люди разных национальностей. 16 Декабря народ Казахстана отмечает День Независимости. В этот день всюду слышна музыка. Развевается небесно-голубой флаг. Гордо простер на нем золотые крылья свободный беркут. Мы гордимся своей страной. Наша Родина богата золотым хлебом, звонкими песнями, полезными ископаемыми. Она хочет быть добрым соседом и другом для других стран. Республика Казахстан – древняя и молодая земля. Она любима нами с детствам и на всю жизнь.

 

  1. О нашей Республике сложено немало песен и стихов. Послушайте стихотворение У. Турманжанова

В начале Родина – дом матери твоей,

Родной очаг, окрестности аула,

Где ты играл средь трав, среди камней,

Откуда ветром странствий потянуло.

Да, Родина – и дом, где твой очаг,

И твой родной народ, взрастивший сына.

Да, Родина – не только предков солончак,

А синие леса и тихая долина.

 

  1. А сейчас мы приглашаем всех учащихся и гостей встать в круг.

Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

Если уверены в своих силах, топните ногой.

Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

 

Каждый человек, живущий в Казахстане, должен испытывать гордость за свою родину, свой народ и страну. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы строить светлое будущее.

 

Наш классный час подошел к концу! Благодарим всех за участие! С наступающим праздником – Днем независимости!

Метки: ,

One Reply to “Сценарий классного часа «Моя Родина – Казахстан», посвященного Дню Независимости Республики Казахстан”

  1. Очень качественная разработка! Интересная, много познавательного материала. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *