Занятие спец курса “Родное Прииртышье” – “Что, улица моя, в имени твоем?”


Ефремова Наталья Григорьевна,

учитель начальных классов

Средняя общеобразовательная

школа модульного типа №11 г.Павлодар

 

Цель:

  1. Создать условия для развития познавательного интереса к истории улицы

Торайгырова
2 Совершенствовать речевые умения

 

3Воспитывать коллективизм, оказывать взаимопомощь, сознательное отношение к своему развитию. Прививать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Оборудование: портрет, кластер, тексты произведений Торайгырова, фотографии улицы Торайгырова .

Эпиграф.

Я бы солнцем взошел над землей

Озарив родные края!

Пусть сияние жарких лучей

Обогреет сердца людей.

 

 

 

Шәкірт ойы

Қараңғы қазақ көгіне

Ормелеп шығып күн болам!

Қараңғылықтың кегіне

Күн болмағанда, кім болам?

 

I Орг. Момент: Мы рады приветствовать вас на занятиях спец курса «Родное Прииртышье». Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов.

 

II Мотивация: А чем мы будем заниматься сегодня, вы узнаете, если расшифруете слово по данным обозначениям.

Расшифруйте слово по данным обозначениям.

 

1 2 3 4 5
а з о п а ы
в т м р ю э
с г в й ь ч

1в; 2а; 3в; 4а; 3с; 1с; 5а; 3в; 2а; 2с;

 

 

Прочитывается слово «Торайгыров», вывешивается портрет,читаются слова эпиграфа, вывешивается в центр доски слово «Торайгыров».

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при назывании фамилии этого человека? (составляется кластер)

Прочтите тему занятия. (Что, улица моя, в имени твоем?)

– Как вы думаете, о какой улице пойдет речь

III Краеведение

– Кто живет на улице Торайгырова?

– Что ты знаешь о своей улице?

– Кто-то, может быть, знает еще что-то об этой улице?

 

1.В 1936 году – улица получила имя Куйбышева.

 

  1. До революции в нашем городе было 3 базарные площади и 33 улицы с переулками

 

  1. Нынче в Павлодаре многие улицы названы именами выдающихся людей и знатных земляков

– Какие улицы нашего города вы знаете? (дети называют)

– Чтобы познакомиться поближе с улицей Торайгырова и как можно больше узнать о ней сегодня наши экскурсоводы проведут заочную экскурсию по ней.

 

1 ученик: Улица берет начало с Прибрежного микрорайон (фотография).

В микрорайоне много 9-ти и 12-ти этажных жилых домов, много магазинов. Этот район замечательный тем, что из окон домов открывается замечательный вид на берег Иртыша, построена христианская церковь (фотография).

 

2 ученик: Далее улица проходит через площадь Конституции. Здесь находится Г Д К (Городской Дом Культуры), в который приезжают гости из зарубежных стран. Дом, в котором проходят смотры художественной самодеятельности. В ГДК работают много разных кружков для детей разного возраста. Возле этого дома ежегодно разные ледяные постройки, зимой в вечернее время они кажутся сказочными (фотография).

 

3 ученик: На стыке с улицей Дзержинского (а сейчас улица Сатпаева) стоит первый 12 –ти этажный дом. Он построен в1978 году. На первом этаже этого дома разместились художественный музей и центральная городская библиотека № 1 имени Павла Васильева (фотография)

 

4 ученик: Рядом с этим высотным домом – корпус городской больницы № 2

 

5 ученик: Недалеко от больницы видно здание первого широкоэкранного кинотеатра «Октябрь» – сейчас здесь находится «Славянский центр». Перед входом сооружен много струйный фонтан. Напротив находится музыкальное училище с концертным залом (фотография).

 

6 ученик: Далее расположена детская библиотека имени С. Торайгырова, педагогический институт, а ныне юридический университет.

 

7 ученик: Параллельно улице проходит трамвайная линия. Затем улица уходит на привокзальную площадь.

 

8 ученик: На привокзальной площади расположен автовокзал, железнодорожный вокзал.

 

Учитель: Ребята, как вы думаете, что мы еще не сказали про эту улицу? Что находится на перекрестке улиц Сатпаева и Торайгырова?

– Памятник великому поэту – Торайгырову.

 

Учитель: Почему именно этому человеку поставили памятник, его именем названы улица, библиотека, университет?

 

IV Рассказ ученика о жизни Торайгырова ( биографические данные).

 

V Учитель литературы: Я заостряю ваше внимание, что С. Торайгыров большую часть своей жизни прожил в Баянауле. Баянаул- особое место на земле. Это и настоящий заповедник, царство редких птиц, зверей, растений. Баянаул – это особое место и потому, что с давних времен он дарил народу замечательных людей. Эта земля давала таланты в поэзии, науке, музыке.

 

  1. (звучит муз. произведение на домбре в громком исполнении)

 

  1. (на фоне тихого музыкального исполнения на домбре читаются стихи С. Торайгырова)

 

Я человеком стану, и, если буду жить,

Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.

Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,

Чем на земле просторной невеждой жалким быть!

Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!

Добыть сиянье солнца я твердый дал обет.

Смогу ль помочь я людям ,когда звездою тусклой

Мелькну и вновь исчезну за гранью этих лет?

Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!-

Я поднимусь над нашей извечной темнотой.

Стремлением горячим охвачен я – и, значит,

Я стану человеком и долг исполню свой!

 

Шығамын тірі болсам адам болып

Жұрмеймін бүл жаһанда надан болып.

Жатқаным көрде тыныш жақсы емес пе?

Жургенше өмір сүріп надан болып

 

Мен балаң, жарық күннен сәуле қуған,

Алуға күнді барып белді бұған.

Жұлдыз болып көрмеймін елдің бетин

Болмасам толған   айдай балқып туған.

Бүл сөзім асып айтқан асылық. емес

Ойында оты барлар асылық демес

Тебем деп тірі болсам надандықты

Серт етіп өз-өзіме еткем егес.

 

VI Рефлексия.

-Продолжите фразу:

Мне было интересно…

Я узнал, что…

Я даже не думал, что…

Я открыл для себя…

Метки: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *