Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Слова с двойными согласными, перенос слов»


 Декскаймер Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

СОПШМТ №11 г.Павлодар

Предмет: Русский язык.

Тема: «Слова с двойными согласными, перенос слов»

Класс: 2 класс

         Тип урока: изучение нового материала.

Скачать материалы к уроку

 

Тема Слова с двойными согласными.
 

Цели деятельности учителя:

 

 

– Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных, рассмотреть слова с двойными согласными; учить проводить наблюдение:

1)      над произношением долгого звука («ванна») в русских словах;

2)      над смыслоразличительной ролью двойных согласных («бал» – «балл», «дрожжи» – «дрожи»);

3)      совершенствовать умение записывать текст со словами с двойными согласными.

Планируемые результаты Личностные УУД:

  • осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;
  • уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме;
  • уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Метапредметные УУД:

         Регулятивные:

§  научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);

§  получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

§  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока);

§  адекватно воспринимать оценку учителя;

§  анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

           Познавательные:

  • научатся строить модели слова (звуковые и буквенные);
  • владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;

Коммуникативные:

  • научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

Предметные УУД:

  • научатся записывать текст со словами с двойными согласными;
  • получат возможность осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Основные понятия Двойные согласные; особенность написания и произношения двойных согласных; лексическое значение слов «бал» – «балл»; «дрожи» – «дрожжи»; пословица.
Пропедевтика – подбор к словам-признакам подходящих по смыслу слов-предметов (словосочетание);

– подбор однокоренных слов;

– определение лексических значений слов (синонимов).

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

 

-учебник «Русский язык»;

– раздаточный материал;

– карточки для индивидуальной работы;

– слайд-презентация.

 

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.

 

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

Группа – ………. дело

Пассажир – ………     автобус

Суббота – ……….. день

 

 

Самоанализ урока по русскому языку во 2 классе

Тема: Двойные согласные. Перенос слов.

 

Тип урока – изучение новых знаний.

Были поставлены следующие задачи:

  • формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
  • формирование способности формулировать и удерживать  учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
  • развитие умения эффективно  сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

 

Форма обучения на уроке была применена фронтальная, групповая и работа в группах. Дифференциация происходила при проверке выполненных заданий.

Контроль над усвоением знаний, умений и навыков учащихся был организован на уроке непосредственно сразу после выполнения заданий. Он осуществлялся различными способами. В первую очередь и в большей степени к контролю над своими действиями были привлечены сами учащиеся: происходило обсуждение в парах и группах, взаимопроверка с партнёрами по плечу, ребята контролировали свои ответы. Отсюда учащиеся могли сделать вывод, достигли они цели задания в полной мере или нет. Кроме того, контроль над действиями учащихся был организован и с моей стороны через визуальные наблюдения, а так же при помощи ИКТ

Хорошая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет:

— формы проведения урока (фронтальная, групповая, индивидуальная;

— работоспособность обеспечили методы проведения урока, так как данные методы позволяют получать знания не в готовом виде, а делают учеников непосредственными участниками процесса познания.

— работоспособность зависела и от применения цифровых технологий – наличие презентации;

Комфортная психологическая обстановка на уроке поддерживалась за счет того, что я не навязывала правильные выводы учащимся, а старалась выслушать мнение каждого, старалась, чтобы все учащиеся слышали друг друга и могли самостоятельно прийти к нужному выводу, отстоять свою точку зрения. Критических ситуаций на уроке не возникло, так как все учащиеся были заинтересованы в успехе этого урока, помогали друг другу и мне.

При планировании урока я постаралась предусмотреть распределение времени, чтобы использовать его рационально. Поэтому каждый этап был спланирован четко, я давала детям конкретное время на выполнение задания, предусматривала на каждом этапе определенную наглядность и контроль над выполнением задания.

Я считаю, что мне удалось достичь поставленных целей урока. Урок был актуальным для детей. Опираясь на жизненный опыт и знания, они сами делали выводы. Психологическая атмосфера на уроке была хорошая, доброжелательная, спокойная. Дети чувствовали себя комфортно.

Домашнее задание было задано, по уровням. На 5,4,3 не был дан инструктаж (считаю, обучающиеся должны самостоятельно по шагам выполнять задание.

Цели урока достигнуты посредством применения технологии проблемного обучения и использование ИКТ, и план реализован полностью.

 

Технология проведения

  Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
I. Мотивация к учебной деятельности

 

Цели:

– мотивировать учащихся к учебной деятельности;

– определить содержательные рамки урока: двойные согласные.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

И помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

 

II.Актуализация знаний.

 

Цели:

-обеспечить в начале урока высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность;

-активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

 

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

– Вспоминаем правила посадки при письме.

– На доске запись: бб, нн, кк, жж,   мм, пп, рр, сс,

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Прочитайте про себя буквосочетания. Слоги ли это? Почему? (Нет, это не слоги. Здесь нет гласных. Они состоят только из согласных букв).

– Запишите в тетрадь согласные буквы-близнецы, соблюдая правила каллиграфии.

Самые красивые буквы обводим карандашом в кружочек.

Посмотрите на вторую строчку:

 

III.Постановка учебной задачи.

Цели:

-выявить и зафиксировать место и причину затруднения;

-согласовать тему и цель урока.

– Как вы думаете, что общего в словах:

коллектив, класс, группа, суб-бота? Запишите эти слова в тетрадь

-Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Слова с двойными согласными и перенос слов с двойными согласным)

Слайд на доске

– Как вы думаете, какой это урок: повторение   изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

(Урок «открытия» новых знаний, потому, что это новая для нас орфограмма).

– Сформулируйте   учебные задачи, которые будем

решать на уроке:

Слайд на доске  

Ø познакомиться с …;

Ø учиться отличать от ……..;

Ø учиться правильно ………

(Познакомиться с новой орфограммой)

(Учиться отличать слова с этой орфограммой от других)

(Учиться правильно, записывать слова)

– Давайте познакомимся с новой орфограммой.

Словарная работа.

– Разгадав загадки, вы узнаете, в каких словах, пишутся двойные согласные, затем запишите их в тетрадь через запятую.

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Свое внимание к словам.

Чтоб каждый телевизор,
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять … антенна.

Проста задача и легка.
Пишусь всегда через   два “ка”,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … хоккей.

Вдоль дороги по бокам

Липы, клены тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут …аллея.

На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два С

Называется … экспресс

По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется…шоссе

Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное Р содержит он

И называется … перрон

-Назовите,   слова – отгадки

(Антенна, хоккей, аллея, шоссе, экспресс, перрон).

Запишите слова.

-Какую орфограмму вы выделили?

(Двойную согласную)

– – С какими ещё орфограммами мы знакомы?

(Жи – ши; ча – ща, чу – щу;чк – чн; безударная гласная).

– Какие правила правописания вы знаете?

-жи – ши – пиши с буквой И.

– ча – ща пиши с буквой А, чу – щу пиши с буквой У;

-чк – чн пишется без мягкого знака.

– О новой орфограмме, нам пока ничего неизвестно, давайте её исследуем.

Эти буквы близнецы

Удалые молодцы!

Проблемная ситуация

-Подумайте, что нам нужно узнать об этих близнецах?

-Какой опознавательный признак у орфограммы?

— Можно ли подобрать проверочное слово?

   -Как переносить эти слова?

– Вот это и предстоит нам сегодня узнать. Ребята у вас на парте лежат оценочные листы. За каждое выполненное задание, вы сможете себя оценить.

 

IV. Поиск решения учебной задачи – открытие нового знания.

 

Цель:

-создать условия для знакомства с новой орфограммой «двойной согласной»; зафиксировать новые знания в речи.

 

 

 

– Работа по карточке

-Сравните звучание и написание слов в упражнении.

Алла – Аля, Анна – Аня, Васса – Вася.

-Как произносятся   слова с удвоенной согласной?

(Звучат долго).

-Действительно при произношении, мы слышим долгий звук.

Когда – то, эти слова решили, что им нужно выделиться, только вот как не знали. Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся хорошо слышать и правильно писать.

– Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов.

(Большая буква в именах собственных)

Анна , Алла, Васса

-Запишите слова.

(фронтальная работа, один ученик работает у доски)

– А можно ли подобрать проверку к словам?

-Нет, эти слова нужно запомнить.

-Как ещё можно назвать эти слова?

(Непроверяемые согласные).

– Подведём итог нашего микроисследования.

(Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносится звук долго. Эти слова мы   не можем проверить, поэтому их нужно запомнить или посмотреть в орфогр. словаре).

 

 
V. Первичное закрепление. Чтение слогов и слов.

Цель:

-зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наше исследование продолжается.

Ребята , а сейчас творческая работа в группах.

Скажите мне правила работы в группах: ответственные в группах

§  Не говорить   всем сразу.

§  Реагировать жестами и знаками.

§  Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

§  Обращаться друг к другу по имени.

 

Прочитай и угадай, что за слова здесь прячутся?

– Вам нужно сложить первые буквы слов, и вы узнаете, какие слова   зашифрованы.

Весна, апрель, небо, наст, атмосфера (ванна)

Дневник, ручка, оценка, журнал, жюри, игра (дрожжи)

 

Комната, арка, стена, строитель, архитектор (касса)

Коньки, лампа, арена, стул, светофор (класс)

Стол, утка, бант, блины, один, телефон, апельсин (суббота)

– Найдите иллюстрации к этим словам . Произнесите их. Вслушайтесь, какие долгие согласные есть в этих словах.

-Запишите слова в столбик.

-Придумайте предложение с одним из записанных слов.

Анна купила дрожжевое тесто. Оцените себя.

-Запишите предложение.

-Что вы заметили?

– Правильно, при изменении новой формы слова двойные согласные корня сохраняются.

А теперь внимание на доску.

Рассмотрим на примере. Подбери недостающее слово.

дрожжи – ………. тесто

коллектив – ………….труд

-Проведём исследование в парах.

– Вспомните правила, которые нужно соблюдать при работе в парах?

Ø говори   спокойно и ясно;

Ø говори только по делу;

Ø говори   по очереди;

Запишите по образцу

группа – ………………. дело

 

Обменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону , оцените соседа

 

 

 
VI.Применение знаний.

Цель:

тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.

Игра «Найди долгий звук».

Вспомните вторую задачу урока. (Научиться отличать удвоенные согласные от других слов).

-Если вы услышите, в слове удвоенную согласную, то дважды хлопнете в ладоши.

– Спросите, не повысив тона:

Что больше: центнер или тонна?

– Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

– Кто получит низкий балл,

Тот не придет на школьный бал.

– Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

– Приятней найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

-Что помогает различить эти пары слов?

(Стихотворение высвечивается на доске)

Вывод: Мы с вами поработали над двумя вопросами, что вы узнали?

(Написание этих слов зависит от их лексического значения и от произношения, их нужно запомнить; проверочные слова подобрать невозможно)

Рефлексия 1 «30»

 

 

 

2 «30»

( Введение в сказку. Звучит сказочная музыка. )

– В некотором царстве, в некотором государстве, под названием “Двойные согласные” жили-были счастливые люди. Они были счастливы потому, что дружили с чем, как вы думаете…?

– С двойными согласными.

– Голубое небо, белые облака, пушистые сугробы, все радовало их.

А двойные согласные вселяли в душу людей чувство прекрасного.

Но однажды случилась беда.

Злой волшебник похитил двойные согласные и получилось какие-то непонятные слова.

(Вывешиваю на доску:)

СУОТА КЛА ГРУА

– Но и этого показалось злому волшебнику мало.

Он заставил всех людей забыть правила переноса слов.

 

-Сейчас нам предстоит справиться с третьей поставленной задачей, научиться делить эти слова для переноса.

Кто знает как переносятся слова с двойными согласными?

Откройте учебник   и прочитайте правило.

Ребята, все ли слова можно делить таким образом?

Выполните упражнение с. 77 у. 204 Проверьте, оцените

Мелодия из сказки.

– И внезапно, яркое солнце осветило царство. Глаза жителей были полны радости и счастья. И снова почетное место заняли двойные согласные.

-А теперь поработайте в группах.

 

– Вспомним правила поведения в группе.

Правила поведения.

§  Не говорить   всем сразу.

§  Реагировать жестами и знаками.

§  Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

§  Обращаться друг к другу по имени.

 

 

Ваша задача такова.

v Первая группа, найдёт среди данных слов, слова с безударной гласной, проверяемой ударением

v -Вторая группа, выделит слова, в которых пишется удвоенная согласная.

v -Третья группа, слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща.

v -Четвёртая группа, выделит те слова, которые правильно разделены для переноса

v -Пятая группа по карточкам

 

(Дети работают в группах, а часть детей работают по карточкам)

– По одному ребёнку от группы выходят и доказывают своё предположение.

– Проверьте работу по образцу. Если есть ошибки – исправьте и запишите правильно.

-Оцените свою работу в группе

-Всё ли получилось? Какие были трудности?

-Сколько разных орфограмм, у вас получилось (Четыре)

– Какую орфограмму вы сегодня исследовали? (Слова с удвоенной согласной)

– Ваши знания заслужили такие отметки.

-Те, ребята, кто работал с карточками. За ваши работы я тоже поставила отметки. оценила

Самостоятельная работа 5 группе

ТЕСТ.

Тест по теме « Слова с двойными согласными»

1.    Можно проверить двойную согласную?

2.    Двойные согласные произносятся долго?

3.    Правильно разделены слова для переноса:   субб-ота?

4.    Правильный перенос: груп-па?

    Критерии оценки:      «5» – нет ошибок; «4» – 1 ошибка; «3» – 2 ошибки; «2»- 3 ошибки

Оцените себя

VII Рефлексия урока.

 

 

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

– К завершению подходит урок, давайте вспомним тему урока.

-Смогли мы решить те проблемы, которые возникли перед нами? Докажите.

– Как определить, что в этом слове пишется удвоенная согласная?

(в этом слове слышится долгий звук)

– Можно ли проверить написание данных слов?

( Слов с удвоенной согласной в русском языке не так уж много, написания этих слов нужно запомнить)

На оценочном листе поставьте себе итоговую оценку, сдайте оценочные листы

– Оцените ваш вклад в общую работу (Если у вас остались трудности в нахождении слов с двойной согласной – то возьмите зеленый стикер и прикрепите на доску, если вам многое удалось, но вы плохо научились делить слова для переноса- синий стикер, а если вам все неудалось, возьмите роз. Стикер и прикрепите на доску. ).

– Вы выполнили прекрасно все задания и каждый достоин звания «Знаток темы», тем самым мы ещё глубже познали русский язык.

-Отметки за урок.

Домашнее задание.

– Сделайте вывод о том, зачем нужно домашнее задание?

(Для того чтобы потренироваться в том, что ещё не очень хорошо получается……)

-Я рада, что вы понимаете важность качественного выполнения домашнего задания. Выберите то домашнее задание, которое вам хотелось бы выполнить, на «5», «4». «3»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Тест по теме « Слова с двойными согласными»

 

Тест по теме « Слова с двойными согласными»

 

  Да Нет   Да Нет
1.    Можно проверить двойную согласную?

 

    1.    Можно проверить двойную согласную?

 

   
2.    Двойные согласные произносятся долго?     2.    Двойные согласные произносятся долго?    
3.    Правильно разделены слова для переноса:   субб-ота?     3.    Правильно разделены слова для переноса:   субб-ота?    
4.    Правильный перенос: груп-па?     4.    Правильный перенос: груп-па?    
Тест по теме « Слова с двойными согласными»

 

Тест по теме « Слова с двойными согласными»

 

  Да Нет   Да Нет
1.    Можно проверить двойную согласную?

 

    1.    Можно проверить двойную согласную?

 

   
2.    Двойные согласные произносятся долго?     2.    Двойные согласные произносятся долго?    
3.    Правильно разделены слова для переноса:   субб-ота?     3.    Правильно разделены слова для переноса:   субб-ота?    
4.    Правильный перенос: груп-па?     4.    Правильный перенос: груп-па?    

 Оцените себя

   Критерии оценки:      «5» – нет ошибок

«4» – 1 ошибка

«3» – 2-3 ошибки

 

Оценочный лист

 

1.    Задание: Зашифрованные слова  
2.    Задание: Составление измененных слов  
3.    Задание: Выполнение упражнения из учебника  
4.    Задание: Работа в группе  
   
Итоговая   оценка  

 

Суббота, щука, су-ббота, трава, река, гр-уппа, свеча, перрон, суб-бота, лиса, ван-на, ва-нна, чулан, кас-са, груп-па, мячи, группа, шос-се, чулки, касса, кошка, класс, шоссе, дрож-жи, плоды, дро-жжи, саранча,   горы, гнездо, шо-ссе, чужой, кричат, ка-сса. Суббота, щука, су-ббота, трава, река, гр-уппа, свеча, перрон, суб-бота, лиса, ван-на, ва-нна, чулан, кас-са, груп-па, мячи, группа, шос-се, чулки, касса, кошка, класс, шоссе, дрож-жи, плоды, дро-жжи, саранча,   горы, гнездо, шо-ссе, чужой, кричат, ка-сса.
Суббота, щука, су-ббота, трава, река, гр-уппа, свеча, перрон, суб-бота, лиса, ван-на, ва-нна, чулан, кас-са, груп-па, мячи, группа, шос-се, чулки, касса, кошка, класс, шоссе, дрож-жи, плоды, дро-жжи, саранча,   горы, гнездо, шо-ссе, чужой, кричат, ка-сса.

 

Суббота, щука, су-ббота, трава, река, гр-уппа, свеча, перрон, суб-бота, лиса, ван-на, ва-нна, чулан, кас-са, груп-па, мячи, группа, шос-се, чулки, касса, кошка, класс, шоссе, дрож-жи, плоды, дро-жжи, саранча,   горы, гнездо, шо-ссе, чужой, кричат, ка-сса.

 

Суббота, щука, су-ббота, трава, река, гр-уппа, свеча, перрон, суб-бота, лиса, ван-на, ва-нна, чулан, кас-са, груп-па, мячи, группа, шос-се, чулки, касса, кошка, класс, шоссе, дрож-жи, плоды, дро-жжи, саранча,   горы, гнездо, шо-ссе, чужой, кричат, ка-сса.

 

Суббота, щука, су-ббота, трава, река, гр-уппа, свеча, перрон, суб-бота, лиса, ван-на, ва-нна, чулан, кас-са, груп-па, мячи, группа, шос-се, чулки, касса, кошка, класс, шоссе, дрож-жи, плоды, дро-жжи, саранча,   горы, гнездо, шо-ссе, чужой, кричат, ка-сса.

 

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *