Методическое пособие “Моделирование ситуаций успеха младших школьников в свете идей В. Лизинского”
Ефремова Наталья Григорьевна,
учитель начальных классов
Средняя общеобразовательная школа
модульного типа №11 г.Павлодар
Приемы и формы учебной деятельности позволяют стимулировать познавательную активность учащихся, их эмоциональное отношение к изучаемому материалу и процессу обучения в целом.
- В.Лизинский предлагает:
хорошо бы, если каждому уроку был предоставлен эпиграф, который имел бы отношение к теме урока или являл собой значимую и яркую фразу, отражающую нормы нравственности.
Вот несколько фраз-эпиграфов Лизинского к уроку.
- Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни.
- Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога.
- Лень преследует всех, попробуй преследовать её сам.
Очень часто мною используются такие эпиграфы:
- Люди, у которых мало дел, всегда болтливы.
М.Монтень
- Верность – это умение держать свои обещания.
Л.Вовенар
- Не тот богат, кто много имеет, а тот кто много дает.
- Доброе дело само себя хвалит.
Рус. пословицы
- Обещай медленно, исполняй быстро.
Англ. пословица
- Ученику удача – учителю радость.
- Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
- Каждый урок начинать с понятийной разминки, которая проводится по В. Лизинскому таким образом. Или на доске пишутся слова и нужно объяснить их смысл, или даны понятия и нужно назвать слова.
- В начальной школе эту форму работы я провожу в виде игры «Учитель – ученик». Дети становятся в два круга (четное количество). Внешний круг – учителя, внутренний – ученики. Учителя и ученики становятся лицом друг к другу. «Учитель» спрашивает понятие (тезаурус на карточке), «ученик» отвечает, «учитель» корректирует. По команде «Переход» ученик по часовой стрелке переходит к другому «учителю» по кругу. И так за несколько минут прорабатывается 5-10 понятий. Затем «ученики» меняются на «учителей».
- Кроме того, у учеников начальной школы на целый год в папках в каждой параллели вложены листы контроля. Ежедневно проводится взаимоопрос, опрос учителя по листам. (лист контроля прилагается).
- Лизинский утверждает, что ученики чаще всего остаются равнодушными к познавательным событиям, открывающимся им на уроке. Да и учителю дать каждый урок на высоком уровне страстей и интереса не удается. Обычные методические ухищрения позволяют вывести учеников из пассивного состояния через фронтальный опрос всего на несколько секунд, да и опрос вырывает из рядов класса ещё несколько человек. И спасение здесь по Лизгинскому в:
- Формальной организации урока, когда интересное пакуется в необходимое таким образом, что из этой сети не удается выпасть в сонное состояние никому.
Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе объяснения нового Лизинский предлагает:
- Ученики не ведут конспект, а записывают возникшие вопросы, за наиболее интересные выставляются оценки.
- В процессе объяснения нового надлежит выписать все изученные и вновь вводимые понятия.
- До объяснения ученики списывают таблицу, которую они должны заполнить в процессе объяснения.
Здесь думается, что впасть в «сонное состояние» учащихся не даст применение методик критического мышления, Step by Step, «Работа в центрах», где учащиеся строго по времени работают в каждом центре. Урок русского языка в 3 классе. Правописание безударных окончаний прилагательных. Дается инструкция к уроку. Работаем в центрах активности: «Центр литературы», «Центр русского языка», «Центр развития речи». В каждом центре ученики выполняют задание за определенное время и переходят из центра в центр по часовой стрелке.
– «Центр русского языка»:
- По выбору.
Выполни упр. №468 стр. 144
упр. №486 стр. 156
2*. (Повышенной трудности). Упр. №484 стр. 144
– «Центр развития речи»:
- Выполни упр. №516 на стр. 160. Опиши мальчика или девочку (можно своего друга) по образцу №514.
- Подчеркни имена прилагательные, выдели окончания.
– «Центр Литературы»:
- Прочти текст Соколова-Микитова «Медведи».
- Определи жанр и тему произведения.
- Устно составь 2-3 вопроса к тексту. Задай вопросы соседу.
- Расскажи, что ты узнал о жизни медведей.
- Выпиши подчеркнутые имена прилагательные, определи род, число.
Методики критического мышления:
- чтение с пометами (Insert-метод).
1) что знаете по теме напишите а) самостоятельно
б) с партнером
в) в группе
2) чтение с пометами
ˇ знал
– отличается от того, что знал
+ новая информация
? хотел узнат больше
3) составление индивидуальной карты
Знал | Узнал |
- составление концептуальной таблицы для сравнения трех или более предметов или вопросов. Концептуальная таблица составляется путем отведения рядов для каждого сравниваемого вопроса и столбцов с определенными признаками, по которым они сравниваются, например, сравнить полезные ископаемые на уроках познания мира.
Полезное ископ. | Цвет | Горючесть | Прочность | Использ-е в нар. хоз-ве |
Уголь | ||||
Нефть | ||||
Гранит |
- вызвать на дискуссию, оценить поступок помогает учителю дискуссионная карта (сетчатое обсуждение). При изучении на уроке литературы в 4 классе рассказа А.Алексина «Самый счастливый день», С.Михалкова «Мы с приятелем» составлялась дискуссионная карта:
Да | Прав ли был мальчик, заставив волноваться своих родителей? | Нет |
Было бы ли лучше, если приятели отыскали своих друзей? |
- При сравнении для выявления общего и разного составляется диаграмма Венна (Кольца Сократа)
- Вывести из пассивного состояния учащихся Лизинский видит в смене деятельности и в выведении на орбиту ученического рассудка все новых приемов, неожиданных поворотов, достойных споров.
Новыми приемами, пользующимися интересом на уроке могу поделиться с вами:
а) «Кубики». На стороне кубика слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Ученики в группе по очереди бросают кубик. Придумывают на выпавший слог слово и записывают с объяснением в тетрадь.
б) «Волчок». Изготавливается восьмигранный волчок. На стороне каждой грани написаны слова. Могут быть существительные для определения типа склонения, падежа, рода, глаголы для определения времени, спряжения, местоимения для определения падежа и лица.
С тобой, для меня, он, у нас, о ней, у тебя, мне, у них
Ученики вертят по очереди волчок, на каком ребре остановился, определяют лицо, число, падеж
В) «Рассыпанные цепочки».
– Рассыпались вопросы, окончания, падежи у прилагательных. Собери их.
– Рассыпанные сюжетные цепочки. В.Гюго «Козетта» 4 кл.
Лохмотья Козетты смешались с лентами и чистым розовым нарядом куклы.
Эта нищая осмелилась дотронуться до куклы моих девочек.
По дороге, мимо трактира, шла женщина с ребенком на руках.
В этом башмаке ничего не было. Незнакомец порылся в кармане и положил в башмак золотую монету.
Козетта уходила. С кем? Она этого не занла.
Тенардье сняла плетку. Козетта забилась в угол.
Чья-то рука, которая показалась ей огромной, взяла ручку ведра.
Что делать? Куда идти? Впереди – Тенардье, позади – мрак и лес.
Она ухватилась обеими руками за ручку ведра, но у нее едва хватило силы поднять его.
Злые, жадные, хитрые люди Тенардье возненавидели девочку.
- Лизинский рекомендует в начале четверти учащимся некоторые виды учебных работ, сроки их исполнения. Например, нужно изготовить муляж, дидактические игры из фанеры, сочинить викторину на предложенную тему, написать сочинение.
Для развития техники чтения в 1 – 4 кл мною проводились так называемые акции «Золотая рыбка», «Кто лучше украсит елочку», «Хорошо читаю – маму поздравляю». Заранее, примерно за месяц, полтора объявляется акция для учеников и родителей. На листе А-4 оформляется контур елочки, рыбки, подарок для мамы. Ученик ежедневно читает художественное произведение, на обратном листе записывает дату, название произведения, количество прочитанных листов. 1 день чтения – это одно украшение для елки, одна чешуя для рыбы.
- Познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Лизинский предлагает игру «Молчанка».
Учитель задает вопросы, ученики, если не знают ответ, поднимают две руки, если знают ответ не полностью – одну руку. Два специально выделенных ученика считают результат и сдают его учителю. Учитель за короткое время выясняет степень готовности всего класса, и если он доверяет учащимся, то этот тест позволит учесть его результаты в дальнейшей работе. Если у учителя есть сомнения по поводу результатов «ручного» опроса, он может попросить нескольких учащихся выполнить задание письменно или устно.
Тест-игра, которую я использую, называется «Данетка». Если учащиеся согласны, ставят ДА+, НЕТ – . Например,
- Я утверждаю, что буква Ж записывает всегда твердый звук +.
- Я утверждаю, что буква Ч может записывать и твердый и мягкий звук – и т.д.
- В конце каждого урока или его части важно не только и не столько повторять пройденный материал, сколько осуществлять рефлексию состояния учащихся, его отношение к происходящему, его переживаний на уроке, связанных с тем содержанием и той деятельностью, которая коснулась его. Либо захватила, либо полезна и интересна, либо он остался безразличен.
Лизинский предлагает ответить на следующие вопросы:
- Доволен ли ты тем как прошел урок?
- Было л и тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
- Учитель был внимателен к тебе?
- Ты сумел показать свои знания?
Чтобы проверить состояние учащихся, его отношение к происходящему, его переживаний на уроке я пользуюсь так называемой «Шкалой успешности». Ученики после каждого вида работы на полях чертят шкалу и отмечают «Доволен» (было комфортно при выполнении данного задания), «Не совсем доволен» и «Не доволен»
В конце урока учащиеся отвечают:
- Мне было интересно
- Мне понравилось
- Я даже не знал, что …
- Мне было трудно