Методическое пособие “Моделирование ситуаций успеха младших школьников в свете идей В. Лизинского”


Ефремова Наталья Григорьевна,

учитель начальных классов

Средняя общеобразовательная школа

модульного типа №11 г.Павлодар

Приемы и формы учебной деятельности позволяют стимулировать познавательную активность учащихся, их эмоциональное отношение к изучаемому материалу и процессу обучения в целом.

  1. В.Лизинский предлагает:

хорошо бы, если каждому уроку был предоставлен эпиграф, который имел бы отношение к теме урока или являл собой значимую и яркую фразу, отражающую нормы нравственности.

Вот несколько фраз-эпиграфов Лизинского к уроку.

  • Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни.
  • Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога.
  • Лень преследует всех, попробуй преследовать её сам.

 

Очень часто мною используются такие эпиграфы:

 

  • Люди, у которых мало дел, всегда болтливы.

М.Монтень

  • Верность – это умение держать свои обещания.

Л.Вовенар

  • Не тот богат, кто много имеет, а тот кто много дает.
  • Доброе дело само себя хвалит.

Рус. пословицы

  • Обещай медленно, исполняй быстро.

Англ. пословица

  • Ученику удача – учителю радость.
  • Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

 

  1. Каждый урок начинать с понятийной разминки, которая проводится по В. Лизинскому таким образом. Или на доске пишутся слова и нужно объяснить их смысл, или даны понятия и нужно назвать слова.
  • В начальной школе эту форму работы я провожу в виде игры «Учитель – ученик». Дети становятся в два круга (четное количество). Внешний круг – учителя, внутренний – ученики. Учителя и ученики становятся лицом друг к другу. «Учитель» спрашивает понятие (тезаурус на карточке), «ученик» отвечает, «учитель» корректирует. По команде «Переход» ученик по часовой стрелке переходит к другому «учителю» по кругу. И так за несколько минут прорабатывается 5-10 понятий. Затем «ученики» меняются на «учителей».
  • Кроме того, у учеников начальной школы на целый год в папках в каждой параллели вложены листы контроля. Ежедневно проводится взаимоопрос, опрос учителя по листам. (лист контроля прилагается).

 

  1. Лизинский утверждает, что ученики чаще всего остаются равнодушными к познавательным событиям, открывающимся им на уроке. Да и учителю дать каждый урок на высоком уровне страстей и интереса не удается. Обычные методические ухищрения позволяют вывести учеников из пассивного состояния через фронтальный опрос всего на несколько секунд, да и опрос вырывает из рядов класса ещё несколько человек. И спасение здесь по Лизгинскому в:
  • Формальной организации урока, когда интересное пакуется в необходимое таким образом, что из этой сети не удается выпасть в сонное состояние никому.

Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе объяснения нового Лизинский предлагает:

  • Ученики не ведут конспект, а записывают возникшие вопросы, за наиболее интересные выставляются оценки.
  • В процессе объяснения нового надлежит выписать все изученные и вновь вводимые понятия.
  • До объяснения ученики списывают таблицу, которую они должны заполнить в процессе объяснения.

Здесь думается, что впасть в «сонное состояние» учащихся не даст применение методик критического мышления, Step by Step, «Работа в центрах», где учащиеся строго по времени работают в каждом центре. Урок русского языка в 3 классе. Правописание безударных окончаний прилагательных. Дается инструкция к уроку. Работаем в центрах активности: «Центр литературы», «Центр русского языка», «Центр развития речи». В каждом центре ученики выполняют задание за определенное время и переходят из центра в центр по часовой стрелке.

– «Центр русского языка»:

  1. По выбору.

Выполни упр. №468 стр. 144

упр. №486 стр. 156

2*. (Повышенной трудности). Упр. №484 стр. 144

 

– «Центр развития речи»:

  1. Выполни упр. №516 на стр. 160. Опиши мальчика или девочку (можно своего друга) по образцу №514.
  2. Подчеркни имена прилагательные, выдели окончания.

 

– «Центр Литературы»:

  1. Прочти текст Соколова-Микитова «Медведи».
  2. Определи жанр и тему произведения.
  3. Устно составь 2-3 вопроса к тексту. Задай вопросы соседу.
  4. Расскажи, что ты узнал о жизни медведей.
  5. Выпиши подчеркнутые имена прилагательные, определи род, число.

 

Методики критического мышления:

  • чтение с пометами (Insert-метод).

1) что знаете по теме напишите     а) самостоятельно

б) с партнером

в) в группе

2) чтение с пометами

ˇ знал

– отличается от того, что знал

+ новая информация

? хотел узнат больше

3) составление индивидуальной карты

Знал Узнал
   

 

  • составление концептуальной таблицы для сравнения трех или более предметов или вопросов. Концептуальная таблица составляется путем отведения рядов для каждого сравниваемого вопроса и столбцов с определенными признаками, по которым они сравниваются, например, сравнить полезные ископаемые на уроках познания мира.

 

Полезное ископ. Цвет Горючесть Прочность Использ-е в нар. хоз-ве
Уголь        
Нефть        
Гранит        

 

  • вызвать на дискуссию, оценить поступок помогает учителю дискуссионная карта (сетчатое обсуждение). При изучении на уроке литературы в 4 классе рассказа А.Алексина «Самый счастливый день», С.Михалкова «Мы с приятелем» составлялась дискуссионная карта:
Да Прав ли был мальчик, заставив волноваться своих родителей? Нет
  Было бы ли лучше, если приятели отыскали своих друзей?  

 

  • При сравнении для выявления общего и разного составляется диаграмма Венна (Кольца Сократа)

2015-12-12_210209

  1. Вывести из пассивного состояния учащихся Лизинский видит в смене деятельности и в выведении на орбиту ученического рассудка все новых приемов, неожиданных поворотов, достойных споров.

Новыми приемами, пользующимися интересом на уроке могу поделиться с вами:

а) «Кубики». На стороне кубика слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Ученики в группе по очереди бросают кубик. Придумывают на выпавший слог слово и записывают с объяснением в тетрадь.

б) «Волчок». Изготавливается восьмигранный волчок. На стороне каждой грани написаны слова. Могут быть существительные для определения типа склонения, падежа, рода, глаголы для определения времени, спряжения, местоимения для определения падежа и лица.

С тобой, для меня, он, у нас, о ней, у тебя, мне, у них

2015-12-12_210229

Ученики вертят по очереди волчок, на каком ребре остановился, определяют лицо, число, падеж

В) «Рассыпанные цепочки».

– Рассыпались вопросы, окончания, падежи у прилагательных. Собери их.

– Рассыпанные сюжетные цепочки. В.Гюго «Козетта» 4 кл.

Лохмотья Козетты смешались с лентами и чистым розовым нарядом куклы.

Эта нищая осмелилась дотронуться до куклы моих девочек.

По дороге, мимо трактира, шла женщина с ребенком на руках.

В этом башмаке ничего не было. Незнакомец порылся в кармане и положил в башмак золотую монету.

Козетта уходила. С кем? Она этого не занла.

Тенардье сняла плетку. Козетта забилась в угол.

Чья-то рука, которая показалась ей огромной, взяла ручку ведра.

Что делать? Куда идти? Впереди – Тенардье, позади – мрак и лес.

Она ухватилась обеими руками за ручку ведра, но у нее едва хватило силы поднять его.

Злые, жадные, хитрые люди Тенардье возненавидели девочку.

 

  1. Лизинский рекомендует в начале четверти учащимся некоторые виды учебных работ, сроки их исполнения. Например, нужно изготовить муляж, дидактические игры из фанеры, сочинить викторину на предложенную тему, написать сочинение.

Для развития техники чтения в 1 – 4 кл мною проводились так называемые акции «Золотая рыбка», «Кто лучше украсит елочку», «Хорошо читаю – маму поздравляю». Заранее, примерно за месяц, полтора объявляется акция для учеников и родителей. На листе А-4 оформляется контур елочки, рыбки, подарок для мамы. Ученик ежедневно читает художественное произведение, на обратном листе записывает дату, название произведения, количество прочитанных листов. 1 день чтения – это одно украшение для елки, одна чешуя для рыбы.

 

  1. Познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Лизинский предлагает игру «Молчанка».

Учитель задает вопросы, ученики, если не знают ответ, поднимают две руки, если знают ответ не полностью – одну руку. Два специально выделенных ученика считают результат и сдают его учителю. Учитель за короткое время выясняет степень готовности всего класса, и если он доверяет учащимся, то этот тест позволит учесть его результаты в дальнейшей работе. Если у учителя есть сомнения по поводу результатов «ручного» опроса, он может попросить нескольких учащихся выполнить задание письменно или устно.

Тест-игра, которую я использую, называется «Данетка». Если учащиеся согласны, ставят ДА+, НЕТ – . Например,

  1. Я утверждаю, что буква Ж записывает всегда твердый звук +.
  2. Я утверждаю, что буква Ч может записывать и твердый и мягкий звук – и т.д.

 

  1. В конце каждого урока или его части важно не только и не столько повторять пройденный материал, сколько осуществлять рефлексию состояния учащихся, его отношение к происходящему, его переживаний на уроке, связанных с тем содержанием и той деятельностью, которая коснулась его. Либо захватила, либо полезна и интересна, либо он остался безразличен.

Лизинский предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Доволен ли ты тем как прошел урок?
  • Было л и тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
  • Учитель был внимателен к тебе?
  • Ты сумел показать свои знания?

Чтобы проверить состояние учащихся, его отношение к происходящему, его переживаний на уроке я пользуюсь так называемой «Шкалой успешности». Ученики после каждого вида работы на полях чертят шкалу и отмечают «Доволен» (было комфортно при выполнении данного задания), «Не совсем доволен» и «Не доволен»

2015-12-12_210427

В конце урока учащиеся отвечают:

  • Мне было интересно
  • Мне понравилось
  • Я даже не знал, что …
  • Мне было трудно
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *