Статья на тему: «Билингвальный компонент как новый метод воспитания»


Афанасьева Надежда Владимировна

Воспитатель мини – центра

«Радость» при Молодогвардейской средней школе

Северо-Казахстанской области, района Магжана Жумабаева

С каждым годом потребность в изучении казахского языка возрастает. Это в полной мере относится и к дошкольному периоду. Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении государственного языка их детьми, в частности, в условиях дошкольных организаций, что во многом определяется тенденцией ведения обязательного обучения казахскому языку. Являясь частью учебного процесса, изучение казахского языка становится одним из основных компонентов образования, это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и, в свою очередь, положительно влияет на общее развитие ребенка.

В последнее время всё чаще и чаще говорят о билингвальном образовании. Термин «билингвальное обучение» стал широко применяться в мире с начала 90-х годов прошлого столетия. Билингвизм, или двуязычие, – это функциональное свободное владение и использование двух языков; билингвальное образование – целенаправленный процесс, в котором используются два языка обучения; тем самым второй язык из учебного предмета становится средством обучения; часть учебных предметов преподается на втором языке.

Для большинства дошкольников первым языком, на котором они учатся говорить, думать, общаться с окружающими, является русский. В то же время дети довольно рано приобщаются к казахскому языку, слыша его по радио, телевидению, от взрослых, детей, в детском саду (в течение дня, на отдельных и специальных занятиях, в зависимости от речевого режима учреждения).

Внимание к казахскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. Такое представление казахского языка интересно и детям других национальностей. Следовательно, уже в дошкольном учреждении полиэтническая детская группа приобретает объективное представление о родных языках и культурах, с первых дней пребывания ребенка в детском саду у него воспитывается уважение и интерес к казахскому языку как государственному.

В дошкольных организациях Казахстана осуществляется систематическое обучение детей казахскому языку со второй младшей группы (3-4 года) детского сада. Цель – формирование готовности к изучению государственного языка, стремления к общению со взрослыми. Задачи, которые ставит педагог на этом возрастном этапе, – учить детей воспринимать и понимать названия игрушек, предметов быта, некоторых животных; учить понимать вопрос: «Мынау не?», учить отвечать на вопрос в виде короткого предложения (например, «Мынау доп»).

К.С. Ильяшевой, А.Е. Шалахановой разработан учебно – методический комплекс «Изучаем

казахский язык», ориентированный на обучение детей казахскому языку с 3-х летнего возраста. Содержание знаний детей по государственному языку отражено в программах воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» , «Біз мектепке барамыз». Основные задачи, которые должны быть реализованы в детском саду, согласно программам обучения и воспитания, в процессе воспитательно – образовательной работы по обучению детей дошкольного возраста казахскому языку:

формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к государственному языку (казахскому);

воспитание правильного произношения специфических звуков казахского языка (ә, ө, ү, ұ, і, ғ, қ, ң, һ);

формирование элементарной диалогической и монологической речи;

воспитание культуры общения;

обогащение и активизация словаря.

В нашем мини – центре «Радость» двуязычие применяется на музыкальных занятиях,

на прогулках, на праздничных мероприятиях, на занятиях по развитию речи.

1

Во время прогулок воспитанники знакомятся с окружающим миром. Например, с цветком одуванчик. Чтение стихотворения «Одуванчик» воспитателем:

2

Одуванчик золотой,

Подружились мы с тобой.

И как солнышко в траве,

Улыбаешься ты мне.

Алтын бақбақ

Сенімен достастық

Шөпте жатып,

Күлімдейсің күндей маған.

 

Праздник «Осень, осень, милости просим»- ребёнок рассказывает стихотворение на казахском языке:

3

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты

Күз келді

Гүлдер солды,

Дала көңілсізденді.

 

Игра «Собери солнышко» на казахском языке (лучи-шуақ, глазки-көздер, ротик-ауыз). Дети находят самостоятельно части, затем произносят и показывают по просьбе воспитателя.

4

Каждое утро день начинается с утреннего круга. Для чего мы проводим утренний круг? Это помогает “собрать” детей, настроить их на предстоящую деятельность: активизирует речь ребёнка, раскрепощает:

5

Любим, любим, любим,

Любим, мир вокруг,

Рады, рады, рады,

Что рядом с нами друг!

Жақсы көреміз,көреміз, көреміз,

Қоршаған ортаны,

Қуаныштымыз, қуаныштымыз,

Қасымыздағы досымызға.

 

Занятие развитие речи, заучивание потешки.

6

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Күнім-күнім

Терезеге қарашы.

Әдемі киініп, қызылданшы.

Балалар сені тосып тұр.

 

Ждут малолетки.

7

Накрываем стол к завтраку – режимный момент (ложка – қасық, хлеб – нан, тарелка-тәрелке, приятного аппетита – ас болсын, спасибо-рахмет).

Казахский язык дети осваивают через развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматической стороны речи.

Весь процесс обучения казахскому языку выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому на начальном этапе, в дошкольном возрасте, коммуникативная направленность в обучении казахскому языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. У детей возникает связь между словом и предметом, фразой и действием, формируется привычка изъясняться на казахском языке, что способствует в дальнейшем преодолению языкового барьера, который существенно мешает изучению второго языка, формируются личностные качества, складывается отношение к действительности, людям, усваиваются правила поведения и речевой этикет. В настоящее время во всех детских садах республики проводится работа, направленная на изучение государственного языка детьми дошкольного возраста. Дети овладевают казахским языком не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни.

Полноценное овладение казахским языком в максимально подходящий для этого период, формирование у детей способности успешно строить со взрослыми и со сверстниками коммуникацию, является необходимым условием развития личности ребенка.

Хочу отметить, что дети с удовольствием изучают казахский язык. Повторяют слова дома с родителями, тем самым совершенствуя свое знание государственного языка. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить на казахском языке.

Суть билингвального образования состоит в том, что два языка выступают языками обучения. Цель такого образования – формирование двуязычных личностей, способных свободно осуществлять коммуникативно-деятельные операции на двух языках во всех без исключения жизненных ситуациях.

Народная мудрость гласит: «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте». Благодаря нашему Президенту Н. А. Назарбаеву каждый гражданин нашей страны может говорить на своем родном языке, соблюдать традиции своего народа. И поэтому в стране, где все народы живут в мире и согласии, велико желание людей выучить государственный язык. Согласно программе – 2030 каждый казахстанец должен говорить на государственном языке. И поэтому сейчас огромное внимание уделяется изучению казахского языка с ранних лет. Внедрение казахского языка ведется постепенно, не ущемляя прав других народов. Ведь согласно Конституции нашей республики, каждый гражданин страны может общаться на своем родном языке. Все это проходит под непосредственным контролем нашего Президента, который вкладывает огромный смысл в процветание своей страны через мир и согласие всех народов Казахстана.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *