Доклад “ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ”


Аралбаева Шолпан Жакановна

учитель русского языка и литературы

ГУ «Специальная общеобразовательная школа № 19»

г.Экибастуз Павлодарской области


                                             Забота о здоровье – это важнейший труд педагога

                                       от жизнедеятельности, бодрости детей зависит

                                       их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

                                      развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

                                                                                         В.А. Сухомлинский

Основной задачей специальной общеобразовательной школы является сохранение и развитие здоровья детей с ограниченными возможностями.

Очевидно, что проблема сохранения здоровья всегда является актуальной задачей, поэтому волнует каждого человека.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

  1. здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровье сберегающей основе);
  2. активизация физической деятельности;
  3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
  4. пропаганда здорового образа жизни.

Русский язык и чтение – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать и читать, поэтому учитель должен применять на уроках здоровьесберегающие технологии.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Дети быстро утомляются, появляется низкая работоспособность, теряется интерес к учебному процессу.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения физкультминутки провожу примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса, иногда в конце урока. Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за чередованием видов деятельности в течение урока.

  1. Психологический настрой на урок.

Урок начинается с психологического настроя учащихся:

А) Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Б) Сегодня у нас на уроке будет много интересного.

Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся!

2.Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, списывание с доски, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. – 4 – 7 видов за урок т .к. однообразность урока способствует утомлению школьников.

3.Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Использую различные виды физкультминуток.

Оздоровительно – гигиенические. Мы их выполняем как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».

Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда включаем бег на месте, прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т. д.

В младшем звене на уроках русского языка провожу такие физминутки:

По дороге Петя шел

А)По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

Б) Поднимайте плечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)

Подражательные. Показываю схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую мимические упражнения. На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые. Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество

Двигательно – речевые. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения.

 

Утром встал гусак на лапки, (потянулись, руки вверх – вдох-выдох)

Приготовился к зарядке (рывки рук перед грудью)

Повернулся влево, вправо, (повороты влево-вправо)

Приседанье сделал справно, (приседания)

Клювиком почистил пух, (наклоны головы влево-вправо)

Поскорей за парту – плюх! (присели)

 

 

Б)Назвали все предметы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Легкие прыжки — раз, два, три.

Мягкая посадка — раз, два, три.

/слайд 2-3 класс физминутки/

На уроках чтения и развития речи использую артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

/слайд Сафаров Илья упр «Трубочка»/

Для профилактики и коррекции нарушений зрения. На каждом уроке стараюсь использовать упражнения для глаз с целью профилактики улучшения зрения.

Использую гимнастику для глаз:     «Вверх – вниз, влево – вправо». Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

Чуть присела на карниз и свалилась сверху вниз.

«Круг». Следить за рукой учителя, выводящей круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Рисование носом», «Раскрашивание», «Часики» и другие.

Также на уроках русского языка и чтения использую элементы игры:

– хлопанье в ладоши; (при изучении имен собственных провожу диктант в ладоши, при изучении темы «Состав слова» рисуем в воздухе руками: корень, приставку, суффикс, окончание и т.д.)

– поднятие руки;

– сигнальные карточки различного цвета.

Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с индивидуальными возможностями каждого ученика.

С целью сохранения здоровья использую дидактический и наглядный раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:

связной устной и письменной речи;

– орфографической зоркости;

– а также материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

И главное правило, которого должны придерживаться педагоги специальной общеобразовательной школы «Сделай так, чтобы ребенку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно».

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *