Эссе «Мое педагогическое кредо»


Татьяна Петровна Паряева

учитель начальных классов Большемалышенской средней школы

Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район,

с. Большая Малышка

Рисунок1

Скачать презентацию к эссе

         Моя педагогическая деятельность началась в  Большемалышенской средней школе и  неразделима с моей семьей. Еще маленькой девочкой я вместе с родителями переступила порог школы, а дома самое интересное занятие было учить кукол. Став взрослой, я мечтала стать учителем математики, как папа. Но любовь к маленьким детям взяла свое,  и я стала учителем начальных классов, как мама. Вместе с мужем, молодыми учителями, мы пришли работать в Большемалышенскую среднюю школу, где нас встретили опытные наставники. Для меня  школа-это не просто работа, это моя жизнь. Наш сын стал учителем физической культуры, а его жена преподает русский язык и литературу. Дочь Алена, совмещая любовь к детям и медицину, закончив Карагандинский медицинский университет,  станет врачом-педиатром

На мой взгляд, педагогическое мастерство – это умение владеть навыками самосовершенствования, иметь индивидуальный стиль деятельности, владеть методикой и технологией реализации этой деятельности, индивидуальными наработками, инновационными методами и формами работы, испытывать желание познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности. Нужно постоянно искать пути искусного решения проблем обучения и воспитания детей; уметь организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы обучение и воспитание детей происходило с легкостью, без принуждения. Быть нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, спокойствие и уверенность. В своей работе я руководствуюсь изречением Сократа: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давать делать свои робкие шаги».

Мои милые ученики! Какие они разные: спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». Каждый ребенок — это личность! И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда откроется душа этого маленького человека, появится доверчивый взгляд.Взаимоотношения  с учащимися строю на основе  сотрудничества, основанного на справедливости, уважении к личности.В школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и учитываю в первую очередь в своей работе. Я считаю, что подходить к вопросу преподавания нужно с позиции, что каждый ребенок — это отдельная интеллектуальная единица, заслуживающая индивидуального подхода. Мы, учителя, должны знать и использовать такие приёмы сотрудничества, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему, он уважаем, никто не может его оскорблять. Такой принцип развивает личностные особенности учеников, индивидуализирует их образование с учётом интересов, способностей и склонностей.

Проблема детского чтения является одной из важных и актуальных   проблем современного мира. К сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают чтению книг просмотр телепередач, игры на компьютере. По этой причине основная ноша по воспитанию устойчивого интереса к  книге ложится на учителя. Я считаю, чтение – основное средство обучения для детей младшего школьного возраста, инструмент познания окружающего мира, развитие интеллектуального потенциала.

Чтение позволяет предельно расширить ограниченный реальной жизнью круг общения ребёнка, помогает ему пройти школу освоения «чужой речи» – мысли, чувств, оценок, искать и находить себя и своё место в жизни. Много читаю детям я сама. Вот где можно разгуляться! Глаза ребят горят или наполняются слезами. Вздыхают, хохочут, сердятся, ласково улыбаются. И всегда я говорю: «Скоро и вы будете так же интересно читать, как артисты. Я вас научу». А детям даю задание рассказать так же интересно маме, папе, бабушке, дедушке, как я им прочитала. Учу детей читать грамотно, эмоционально, т.е. так, как требует текст. Я стремлюсь сформировать у младших школьников интерес к чтению книг и умение читать самостоятельно с первого учебного дня, стараюсь помочь каждому ребенку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их и «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями (грамотой, работой с текстом произведения, выразительным чтением) не для оценки, не для меня, не для папы с мамой, а для себя, чтобы с помощью книг-собеседников лучше осознавать себя и понимать окружающий мир.

Использование интерактивных приемов взаимодействия позволяет ученикам выступать деятельными соучастниками учебного процесса, они имеют возможность вести диалог со мной и высказывать свою точку зрения. Групповая работа на уроке развивает организаторские способности, ученики являются создателями проблемных ситуаций и вопросов, учатся слушать и слышать не только учителя, но и друг друга. Между нами возникает атмосфера доверия. На уроках я применяю интерактивные игры: «Мозговой штурм», «Киностудия», «Мудрые совы», деловая игра «Точка зрения», «Найди друзей и родственников», «Образная память», игра-драматизация, составление опорных схем, три уровня домашнего задания. Работа по активизации мыслительной деятельности развивает общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные. Каждому ребёнку важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, т.е. процесс умственного воспитания должен быть обращён к личности ребёнка.

Интеллектуальное развитие, развитие духовных сил и способностей во многом определяется состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы. Интеллектуальная игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре, как воспитательному средству, придавал А.С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Игра соответствует природе младшего школьника. Именно в период начального обучения  в игровой деятельности раскрываются скрытые силы растущего, складываются в ядро личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребёнок в этом возрасте, остаётся на всю жизнь. Интеллектуальные игры, разработанные мной, – «Звездный час», «Кто хочет получить книгу?», литературный турнир «По следам Пушкинских сказок», игры знатоков детских книг «Что? Где? Когда?», «Самый внимательный читатель», «Хочу все знать!» , литературный ринг – побуждают учащихся любить читать книги, стремиться познавать новое, активизируют умственную деятельность, позволяют сформировать систему нравственных ориентиров на основе самостоятельного приобретения знаний, обогатить эстетические представления, расширить словарный запас. Такие мероприятия способствуют расширению кругозора учащихся, углубляют знания об окружающем мире, активизируют умственную деятельность, дают возможность плодотворно использовать особенности этого возраста для полноценного развития речевых способностей.

Каковы же результаты моей работы? Учащиеся  активно принимают участие в классных и школьных мероприятиях,участвуют и побеждают в международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок», конкурсе «Кенгуру-математика для всех», республиканском интеллектуальном марафоне «Ақ бота», во всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа».Дети любят рисовать, и их рисунки  украшают актовый зал школы,  некоторые работы заняли призовые места в районных и областных конкурсах, отмечены поощрительными призами и денежной премией. В районномконкурсе красавиц «Нурсулу», смотре-конкурсе талантов детей работников образования они тоже участвуют и побеждают. Учу ребят правильно работать со справочной литературой, писать рефераты, выполнять творческие работы. В результате учащиеся 2 класса подготовили материал для районногоконкурса альбомов «Победе посвящаю» по теме: «Они ковали победу в тылу. Фотографии времен Великой Отечественной войны» и заняли 3 место. Маленькие и большие достижения детей всегда замечены мною– это вручение грамот, дипломов, похвала перед классом, помещение фотографий на доску почета, благодарственные письма родителям. Я думаю, систематическая внеклассная работа повышает качество знаний учащихся, обеспечивает гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие, гражданское и нравственное воспитание подрастающего поколения. За 25-летний стаж работы  у меня было пять выпусков, более100 детей. Среди них олимпийский чемпион по велоспорту Алексей Луценко, работники пожарной охраны и ЧС, врачи, учителя, воспитатели, экономисты, строители, повара, менеджеры, студенты СКГУ, КГМУ, колледжей, выпускники 11 класса, которые успешно готовятся к сдаче ЕНТ.

Учитель учится вместе со своими детьми, и  я все время учусь, но с возрастом хочется поделиться своими наработками и с другими. Я обобщила свой опыт и создала учебно-методическое пособие «Разжечь огонь любознательности», участвовала в региональной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в начальном образовании», где была опубликована моя статья,в областном конкурсе «Калейдоскоп методических идей», в номинации «Организационно-методическая» заняла 3 место. В прошлом учебном году принимала участие в районной олимпиаде учителей начальных классов и заняла 2 место(2014 г.), участвовала в проекте «Источник знаний. Русский язык. Начальная школа.», 3 место (Интернет-портал РroШколу.ru, 2014г.) и продолжаю участвовать. Опубликовала статью «Использование интерактивных форм обучения на уроках литературного чтения» и урок по литературному чтению во 2 классе «Ласковые руки и добрые сердца» на сайте InfoUrok. RU.2014 г.

Своё эссе хочется закончить стихотворением С. Крупина:

Пусть будет меньше праздников, чем буден,

Но тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить его Величество – Народ.

Нести ему дар мудрости и знанья

И доброты своей сердечный свет –

Нет на земле ответственней призванья,

Почетнее и радостнее нет!

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *