Урок-конференция “Помните, какою ценой завоевано счастье”


Город Актюбинск

Основная школа № 52

Утебаева Жания Конисбаевна

учитель русского языка и литературы

Цели урока: самостоятельное ознакомление учащихся с произведениями о Великой

Отечественной войне 1941- 1945 годов; формирование у учащихся

представления о богатстве литературного материала, посвященного войне;
развитие навыков устной монологической речи, коммуникативных навыков

общения, критического мышления; совершенствование навыков работы с

различными информационными  источниками; воспитание патриотизма,

уважения  к истории.

Тип урока: читательская конференция

Методы: наглядный, словесный, поисковый
Оборудование: компьютер, аудиозаписи (песни «Священная война», «День Победы»),

выставка художественных произведений о войне 1941- 1945 годов

 

 

                                                           Ход урока:  

              

1.Вступительное слово учителя.                  

Наш урок, урок читательской конференции, посвящается одному из важнейших

событий в истории человечества – Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

Согласно календарно – тематическому планированию уроков литературы в 11 классе, вам на данный урок предложены следующие произведения: «Батальоны просят огня» Ю.В.Бондарева, «Наука ненависти» М.А.Шолохова, «Волоколамское шоссе» А.А.Бека.

Работая в группах, вы самостоятельно ознакомились с биографией и творчеством авторов данных произведений, прочитали содержание произведений, а также подготовили слайдовый материал.

На содержании произведений литературы периода военных лет отразилась война с её горем, потерей близких, страданиями, огромным напряжением всех духовных и физических сил народа и вместе с тем необыкновенным духовным подъёмом. Война, длившаяся 1418 дней, унесшая 20 миллионов человеческих жизней, ставшая народной, вошла в жизнь советских людей от мала до велика. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага. Других, в тылу, она подняла на героический труд во имя обороны и победы. В каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.

2.Звучит песня Василия Лебедева – Кумача «Священная война»

     Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народов в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи В.И.Лебедева-Кумача, на музыку А.В.Александрова

Выступление группы, подготовившей материал по повести Ю.В.Бондарева «Батальоны просят огня».

3.Слово учителя. Мы будем обсуждать произведения писателей, видевших войну своими глазами. Они говорили и писали правду о войне, может быть, не всю, но ту, которую сами осознавали, ту, свидетелями которой были. Героями их произведений были не только полководцы, а простые люди, такие же, как любой из читателей газеты.

Выступление группы, подготовившей материал по рассказу М.А.Шолохова «Наука ненависти».
4.Слово учителя.
Битва за Москву – одно из самых главных событий Великой Отечественной войны. 6 сентября 1941 года Гитлер издал директиву о подготовке наступления на Москву и назвал эту операцию «Тайфун». Он полагал, что группа армий «Центр», подобно тайфуну сметет советскую оборону и захватит столицу СССР до наступления зимы. 30 сентября началось наступление врага, превосходившего наши войска в живой силе, в танках, в самолетах почти в 2 раза.

  1. Выступление группы, подготовившей материал по роману А.А.Бека «Волоколамское

шоссе».
6..Взаимоопрос. Группы задают друг другу вопросы.

  1. Аннотация выставленных книг. Выступление библиотекаря школы
  2. Рефлексия. Вопрос – ответ.

1.Когда началась ВОв?

2.Осада какого города, названного «воротами Москвы», длилась 2

месяца?(Волоколамск

3.Как называлась операция нападения на Москву, разработанная   Гитлером? («Тайфун»)

  1. Какое событие стало началом перелома в ВОВ, когда оно произошло?

(30 сентября 1941 г наступление на Москву)

  1. Назовите генерала, командующего 316 стрелковой дивизией

оборонявшего Волоколамское направление? (И.В.Панфилов)

6.Перечислите героев ВОв, чьи имена сохранились в названиях улиц

(А.Молдагулова, М.Маметова, Т.Бигельдинова, Б.Момышулы,И.В.Панфилов )

7.Какие слова были произнесены В. Г. Клочковым у разъезда

Дубосеково под Волоколамском 16 ноября 1941 года? («Отступать некуда. Позади

Москва!»)

  1. Кто автор тетралогии «Волоколамское шоссе»? (А.А.Бек)
  2. Какие песни , посвященные Вов вы знаете? («Смуглянка», «Песня защитников Москвы», «Журавли» Р.Гамзатов, «Эх, дороги», «Когда закончится война…», «Ленинградцы», «Песня о неизвестном солдате»)

10.Какие художественные фильмы о Вов вы знаете?

(Б.Васильев «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», В.Быков «Сотников»,

«Освобождение», «Битва за Москву», «Противостояние», «Семнадцать мгновений

весны»)

  1. Учащиеся комментируют выставленные ими оценки. Работа с цитатами.

1.Война – преступление, которое не искупается победой.

А.Франс

  1. Нужно сделать все, чтобы не допустить вооруженной борьбы.

Цицерон

  1. Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это освященный долг, когда защищают родину.

Г.Мопассан

10.Звучит песня «День Победы» на стихи В.Г. Харитонова, музыка Д.Ф.

Тухманова

  1. Подведение итога урока. Домашнее задание: написать сочинение о войне

1941-1945 годов

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *