Урок-конференция “Помните, какою ценой завоевано счастье”
Город Актюбинск
Основная школа № 52
Утебаева Жания Конисбаевна
учитель русского языка и литературы
Цели урока: самостоятельное ознакомление учащихся с произведениями о Великой
Отечественной войне 1941- 1945 годов; формирование у учащихся
представления о богатстве литературного материала, посвященного войне;
развитие навыков устной монологической речи, коммуникативных навыков
общения, критического мышления; совершенствование навыков работы с
различными информационными источниками; воспитание патриотизма,
уважения к истории.
Тип урока: читательская конференция
Методы: наглядный, словесный, поисковый
Оборудование: компьютер, аудиозаписи (песни «Священная война», «День Победы»),
выставка художественных произведений о войне 1941- 1945 годов
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Наш урок, урок читательской конференции, посвящается одному из важнейших
событий в истории человечества – Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Согласно календарно – тематическому планированию уроков литературы в 11 классе, вам на данный урок предложены следующие произведения: «Батальоны просят огня» Ю.В.Бондарева, «Наука ненависти» М.А.Шолохова, «Волоколамское шоссе» А.А.Бека.
Работая в группах, вы самостоятельно ознакомились с биографией и творчеством авторов данных произведений, прочитали содержание произведений, а также подготовили слайдовый материал.
На содержании произведений литературы периода военных лет отразилась война с её горем, потерей близких, страданиями, огромным напряжением всех духовных и физических сил народа и вместе с тем необыкновенным духовным подъёмом. Война, длившаяся 1418 дней, унесшая 20 миллионов человеческих жизней, ставшая народной, вошла в жизнь советских людей от мала до велика. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага. Других, в тылу, она подняла на героический труд во имя обороны и победы. В каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.
2.Звучит песня Василия Лебедева – Кумача «Священная война»
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народов в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи В.И.Лебедева-Кумача, на музыку А.В.Александрова
Выступление группы, подготовившей материал по повести Ю.В.Бондарева «Батальоны просят огня».
3.Слово учителя. Мы будем обсуждать произведения писателей, видевших войну своими глазами. Они говорили и писали правду о войне, может быть, не всю, но ту, которую сами осознавали, ту, свидетелями которой были. Героями их произведений были не только полководцы, а простые люди, такие же, как любой из читателей газеты.
Выступление группы, подготовившей материал по рассказу М.А.Шолохова «Наука ненависти».
4.Слово учителя.
Битва за Москву – одно из самых главных событий Великой Отечественной войны. 6 сентября 1941 года Гитлер издал директиву о подготовке наступления на Москву и назвал эту операцию «Тайфун». Он полагал, что группа армий «Центр», подобно тайфуну сметет советскую оборону и захватит столицу СССР до наступления зимы. 30 сентября началось наступление врага, превосходившего наши войска в живой силе, в танках, в самолетах почти в 2 раза.
- Выступление группы, подготовившей материал по роману А.А.Бека «Волоколамское
шоссе».
6..Взаимоопрос. Группы задают друг другу вопросы.
- Аннотация выставленных книг. Выступление библиотекаря школы
- Рефлексия. Вопрос – ответ.
1.Когда началась ВОв?
2.Осада какого города, названного «воротами Москвы», длилась 2
месяца?(Волоколамск
3.Как называлась операция нападения на Москву, разработанная Гитлером? («Тайфун»)
- Какое событие стало началом перелома в ВОВ, когда оно произошло?
(30 сентября 1941 г наступление на Москву)
- Назовите генерала, командующего 316 стрелковой дивизией
оборонявшего Волоколамское направление? (И.В.Панфилов)
6.Перечислите героев ВОв, чьи имена сохранились в названиях улиц
(А.Молдагулова, М.Маметова, Т.Бигельдинова, Б.Момышулы,И.В.Панфилов )
7.Какие слова были произнесены В. Г. Клочковым у разъезда
Дубосеково под Волоколамском 16 ноября 1941 года? («Отступать некуда. Позади
Москва!»)
- Кто автор тетралогии «Волоколамское шоссе»? (А.А.Бек)
- Какие песни , посвященные Вов вы знаете? («Смуглянка», «Песня защитников Москвы», «Журавли» Р.Гамзатов, «Эх, дороги», «Когда закончится война…», «Ленинградцы», «Песня о неизвестном солдате»)
10.Какие художественные фильмы о Вов вы знаете?
(Б.Васильев «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», В.Быков «Сотников»,
«Освобождение», «Битва за Москву», «Противостояние», «Семнадцать мгновений
весны»)
- Учащиеся комментируют выставленные ими оценки. Работа с цитатами.
1.Война – преступление, которое не искупается победой.
А.Франс
- Нужно сделать все, чтобы не допустить вооруженной борьбы.
Цицерон
- Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это освященный долг, когда защищают родину.
Г.Мопассан
10.Звучит песня «День Победы» на стихи В.Г. Харитонова, музыка Д.Ф.
Тухманова
- Подведение итога урока. Домашнее задание: написать сочинение о войне
1941-1945 годов
Метки: какою ценой завоевано счастье, Тема: Помните