Занятие Знакомство с искусством – пейзаж. Рассматривание картины И.И Левитана «Золотая осень»
Уватаева Роза Кенжебековна
Воспитатель
ГККП детский сад«Айголек»
г.Степногорск
Акмолинской области
Образовательная область : Творчество
Раздел: Рисование(подготовительная группа)
Тема: Знакомство с искусством – пейзаж. Рассматривание картины И.И Левитана «Золотая осень»
Программное содержание:
Расширять знания детей об изобразительном искусстве.
Формировать у детей представления о том, что одно и тоже время года можно отразить в разных видах искусства: музыке , живописи, поэзии.
Закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображения на картине.
Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, составлять сравнительно- описательные рассказы.
Воспитывать интерес к искусству, любовь к природе.
Билигвальный компонент: алтын қүз- золотая осень, қайын -берёза, орман- лес, табиғат суретін салушы – пейзажист, қарағай – сосна, озен – река
Словарная работа: белоствольная , пейзаж
Материал: П.И.Чайковского «Времена года», картина И.И. Левитана «Золотая осень», выставка рисунков на тему : «Осень».
Предварительная работа: экскурсии в осенний лес, беседы о осенних явлениях, рассматривание пейзажных картин других художников, заучивание стихотворений А.С Пушкина, А. Плещеева И.Бунина
Мотивационно – побудительный этап: Рассматривание выставки рисунков, выполненных соместно с родителями на тему «Осень»
-Как называются картины художников о природе?(пейзаж)
-Каких художников вы знаете?(ответы детей)
Организационно – поисковый:
Запись музыки «Осень» П.И.Чайковского.После прослушивания, предлагаю детям рассказать о том, что они почувствовали, представили, слушая музыку
-О каком времени года написал композитор?
– «Я представил , как тихо, плавно кружась, падает жёлтый лист»
– «Я услышала шелест листьев под ногами»
– «Я представил, как медленно, догоняя друг друга плывут облака»
– «Я услышала курлыканье пролетающих птиц»
Воспитатель: Всё мы услышали и почувствовали благодаря прекрасной музыке великого композитора П.И. Чайковского.Всю красоту увядающей природы композитор передал нам посредством музыкальных звуков.
Красоту природы передавали не только посредством музыки, но ив песнях, в рассказах, в стихах, картинах.
2.Сегодня я хочу рассказать вам о художнике – пейзажисте И.И .Левитане, которого называли поэтом русской природы.Он был добрым, отзывчивым человеком, который любил всё красивое, особенно природу.(Показ портрета).И эту красоту природы передал в своих картинах «Берёзовая роща», «Осенний день» , Золотая осень».Глядя на его картины , невольно вспоминаются стихи.
3.Чтение стихов: И.Бунин «Листопад» А.С. Пушкин «Унылая пора! …» и др.
Звучит музыка , предлагаю детям внимательно рассмотреть картину(пауза, рассматривают картину)
-Что вы почувствовали, глядя на картину?
Дети передают свои эмоции, например: грусть, потому что кончилось лето, радость – при виде яркого золотого цвета, хорошее настроение
Воспитатель:Ребята закройте глазаи представьте что вы «вошли» в эту картину, осмотритесь внимательно, прислушайтесь.( звучит музыка, дети на секунды закрывают глаза). Откройте глаза и расскажите , что вы видите вокруг. Обратить внимание на одинокую берёку и предложить поводить вокруг неё хоровод
4.Физминутка: Хоровод «Во поле берёзонька стояла»
5.Беседа по картине. –Какое время года изображено на картине?
-Почему вы так решили?
-Что больше всего привлекло ваше внимание? Почему?
-Какие краски использует художник , чтобы подчеркнуть густь тоски, или наоборот- радость?
-Что изображено на переднем плане картины?
-Что мы видим вдали?
-.Как художнику удалось передать вид осеннего неба?( больше серого цвета, низко над землёй)
-Когда лес бывает таким, каким изобразилего художник(в начале осени, в сухую погоду)
6.Рассказы детей по картине
- «Я вижу небольшую речку, которая тихо течёт мимо леса. Она течёт поворачивая мимо одинокой берёзы.Вода у берега тёмная, но когда она приближается к берёзе- светлеет, чтобы берёза смотрелась в неё , как в зеркало»
- «У поворота речки стоит , как регулировщик на посту, высокая берёза с золотой кроной. Она стоит вдалеке от своих подруги тихим шелестом приветствует ясный, солнечный день»
- «А я вижу, как речка протекает мимо луга, луг тоже покрыт желтеющей травой.Вдалеке видны постройки, за которыми видны леса»
4.« Я вижу молодые берёзки, с тонкими и стройными стволами, одетыми золотистой листвой. Впереди берёз две осинки, они почти сбросили листву. Между их верхушками видны ветви сосен»
- «Я вижу на картине, как отражаются в воде засыхающие травы и цветы. Они потемнели, им очень грустно»
Итог занятия: Ребята, вы так красиво описали картину, что вас можно считать маленькими поэтами. Я благодарю вас за активную работу и предлагаю ещё раз посетить нашу выставку рисунков.