Оптимизация процесса обучения на уроках химии

Габдулина Л.А.

   учитель химии

Большемалышенской СШ 

Кызылжарского района СКО

Оптимизация процесса обучения на уроках химии

Образование является ключевым фактором развития страны. Убедительно раскрывают эту мысль программные документы :  Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2010 годы , ежегодные  Послания  президента    Н.Назарбаева  народу Казахстана. В указанных документах предельно ясно выражена основная мысль: образование  в Казахстане приобретает стратегическую важность и является приоритетным направлением государственной политики.

Мы вступили в 21 век. Каким он будет? Что потребуют от школы и учеников? Какими качествами должен обладать выпускник школы 21 века?  Что нам нужно сделать для этого?

«Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа».   Абай

«Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев.   Развитая страна в ХХI веке – это активные,  образованные и здоровые граждане»  Н.Назарбаев.

Во многом решение этих вопросов зависит от нас учителей. Время   требует нового человека – исследователя проблем, а не просто исполнителя. Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать, по моему мнению, следующими качествами:

*гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, умея применять на практике полученные знания;

*мыслить творчески;

*самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурным    уровнем;

*грамотно работать с информацией ( уметь собирать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности)

*быть коммуникабельным.

Компетентностно-ориентированное образование нацелено на выработку у ученика готовности творчески использовать все имеющиеся ресурсы для реализации поставленной цели. Способность к творчеству ценилась всегда и везде.
Развитие компетентностей, как результата образования, выражающегося в овладении учащимся определенным набором способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия очень важно на данном этапе развития образования в нашей стране. Формирование компетенций ведет не к смене содержания образования, а к изменению   педагогических технологий, используемых учителем на уроках.
В природе каждого человека заложен определенный потенциал внутренних возможностей. Моя задача, как учителя,- раскрыть эти способности и постараться развивать их. Основой для правильного развития индивидуальности является выбор учителем системы обучения, которая основывается на развитии сил учащегося.
Исходя из определённых личностных качеств, необходимых выпускнику школы, я ставлю перед собой цель:
 Помочь сформироваться учащемуся как личности, умеющей самостоятельно добывать и применять знания, разрешать любые проблемы, свободно адаптироваться в обществе.
Среди огромного множества новых педагогических технологий применяю те, которые помогают в решении моей педагогической цели, сочетаю формы и методы обучения для реализации задач по формированию личности. Я использую следующие технологии:

*проблемное обучение

*игровую деятельность

*технологию  развития критического мышления

*личностно-ориентированное обучение

.      * информационно-коммуникационные

Многие, из этих технологий, хотя и называются инновационными, применялись педагогами и  раньше.  На мой взгляд, некоторые другие «старые» технологии вполне соответствуют современным требованиям. Если рассмотреть основные структурные составляющие данных педтехнологий, и можно увидеть, что основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
• предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
• формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

Особенная роль в достижении названных целей принадлежит предметам естественного цикла, в частности  химии.  Реализуя технологии деятельностного метода,  в своем практическом преподавании я  использую   элементы разных технологий. Данные технологии позволяют применять разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем,  интерактивные методы.

В нашей школе  имеется два мультимедийных кабинета,  оборудованы мультимедийные доски, 67 компьютеров, все они подключены к сети Интернет внедрена система электронного обучения.     Применение компьютеров на уроках химии позволяет повысить их эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными, значительно расширяют возможности активизации деятельности школьников ,что в конечном счете ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.  Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы на слайдах заранее, поэтому мне не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. Применение ИКТ нравятся учащимся и повышают интерес к   предмету. Кроме того,  позволяет в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, например, проектного. При подготовке собственных презентаций, учащиеся развивают умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, кратко и четко формулировать свою точку зрения. Хочу отметить следующее, некоторые учащиеся не владеют в достаточной мере умениями необходимыми для создания презентации,  другие пытаются использовать готовые, даже не прорабатывая их, поэтому нужно акцентировать внимание на обязательности переработки готовых презентаций и поощрять создание собственных.

ИКТ эффективно использую  при подготовке выпускников к сдаче   ВОУД, ЕНТ  и итоговой аттестации.

Во внеурочное время также не обойтись без компьютерных технологий. В рамках предметной недели проводятся турниры, КВНы, интеллектуальные игры. Подготовленные с помощью ИКТ они выглядят более наглядно, ярко, доступно.

Элементы игровой технологии я использую  и  на уроках.

Наиболее удобно применять игры-тренажёры, игры- упражнения. Они занимают мало времени и в то же время решают много учебных задач: обеспечивают сопутствующее повторение, закрепление, актуализацию опорных и новых знаний, развитие логических способностей учащихся, содействуют формированию интереса к  теме, предмету .

Используя игры и  ИКТ  нужно помнить, что они должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс. Особенно востребованы на уроках химии умения анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, а также способность к абстрагированию. Химия как теоретическая  и экспериментальная наука   имеет существенное влияние  на развитие научного, творческого мышления учащихся и одним из наиболее удачных приемов подачи материала на этих  уроках является   проблемное обучение.

Проблемное обучение состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок. Основными элементами учебной проблемной задачи являются «известное» и «неизвестное» для ученика. Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.

Что же такое «проблемная ситуация» и как она создается?

Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких – либо противоречий. Способы создания проблемной ситуации различны.

Создавать и  решать проблемные ситуации можно с помощью различных методов: с привлечением наглядных и технических средств обучения,  с использованием химического   эксперимента. Демонстрационные и лабораторные опыты в процессе проблемного обучения могут служить как материалом для создания проблемных ситуаций, так и использоваться для их решения.

В проблемном обучении выделяют три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский.

Исходя из основополагающего принципа  личностно-ориентированного образования – принципа «развивающей помощи»,  при  освоении проблемного обучения учителем и учениками, на мой взгляд, предпочтительнее начинать с проблемного изложения.   Проблемное изложение – промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. Эффективен этот метод  и в том случае, если учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, например, при изучении новой учебной темы или в классе большинство учащихся не владеют умениями проблемного анализа (умением устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи). Учитель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся не получают готовых знаний, а оказываются в роли первооткрывателей: следят за процессом поиска, рассуждают, поддерживают обоснование одной версии и отвергают другую. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно.

Со временем, по мере приобретения учениками опыта решения проблем, овладения предметным материалом, их умение видеть связи растет.  На этом  этапе учитель может применять следующий метод проблемного обучения: частично-поисковый или эвристический метод. Он состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. В процессе изложения темы учитель постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту . Этот метод включает поисковую беседу, лекции, самостоятельную работу учащихся.  Беседа поискового характера является подготовительной ступенью к  самостоятельной работе и следующему способу организации проблемного обучения исследовательской деятельности. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты,  логические рассуждения, и собственные выводы. Таким образом, исследовательская работа-прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач, самореализации личности, гуманность по отношению к окружающему миру, приобретение навыков правильного образа жизни. Опыт применения проблемного обучения на уроках показывает, что оно способствует формированию познавательной активности учащихся, обеспечивает глубокое усвоение учебного материала и является эффективным средством развития учащихся.

Образовательный стандарт ориентирует учителя  химии  на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной,  информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

Почему самостоятельной работе?

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь..

Самостоятельно выполняя работу, ученик  совершает действия, поэтому приобретаемые знания ассоциируются с конкретными действиями, а не с абстрактными символами.   Самостоятельная работа обучающихся   должна занимать центральное место в процессе обучения, так как, согласно принципам развивающего обучения, познание не может существовать вне  деятельности. Кроме того, каждый ученик  неповторим, индивидуален, каждый развивается по-своему. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга..

Разрешить данную проблему  позволяют технология развития критического мышления.

Главная задача технологии развития критического мышления заключается в том, что учащиеся должны самостоятельно научиться ставить цели, определять пути их решения ,самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность. Одним из инструментов является рефлексивный подход, который позволит выйти на самостоятельное конструирование собственной деятельности. Данная технология отличается стройностью  и логичностью построения, т.к. этапы соответствуют закономерным этапам развития когнитивной деятельности личности. Важным в данной технологии является следование трем фазам :  вызов-осмысление-рефлексия.

На стадии вызова ставится задача не только активизировать ,мотивировать его на дальнейшую работу ,но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу ,что само по себе станет серьезным мотивирующим фактом для дальнейшей работы.

На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией.  Причем приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.На стадии рефлексии  информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Учителю важно организовать обсуждение таким образом  пройденного, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать как изменилось его мнение ,знания от стадии вызова к стадии рефлексии. Не менее важным является и осознание своего «мыслительного» пути, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного ,всего того, что мы определяем как инструменты ,которые помогут ученику в дальнейшем ,научат его учиться и без помощи учителя.Проектируя образовательный процесс учителю необходимо учитывать наличие принципов неопределенности. Мы педагоги имеем дело со сложнейшими объектами – личностями детей и детскими группами. Они постоянно изменяются, испытывают множество влияний. Уникальность и непредсказуемость этих обстоятельств и фактов не поддается точному технологическому расчету.  Никакая образовательная технология на все вопросы не отвечает и отвечать не может. Приемы педагогической техники учитель должен определять сам, учитывая не только особенности детей, но и особенности своей личности, индивидуальный жизненный опыт.«Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники.  Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками» .Педагогическое мастерство  педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные в данный момент методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Литература.

  1. Послание президента Н.Назарбаева народу Казахстана («Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы ,единое будущее»  17 января 2014г.) )

2.Данилова Е.С. Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии, Открытая  школа,2007,№9.

3.Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования.

4.Журналы «Химия в Казахстанской школе »  2010-2012гг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.