Статья “ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА МУЗЫКАНТА В ЕЕ СВЯЗИ С КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ”


Дедова Людмила Константиновна и Дедова Мария Викторовна
Преподаватели класса специального фортепиано школы искусств СКО Аккайынского района с. Смирново

профессиональная культура педагога музыканта

в ее связи с ключевыми компетенциями

 

Специфика современных требований к подготовке педагога-музыканта выражается в особом внимании к ряду направлений, развитие которых обеспечивает высокий уровень подготовки молодых специалистов, обладающих таким актуальным в современном мире качеством как компетентность. Среди этих направлений – непрерывность и систематичность образования, формирование эстетического опыта, погруженность в педагогически организованную музыкальную среду, взаимодействие искусств, применение методов игрового моделирования и творческое взаимодействие педагога и учащихся.

Понятие «профессиональная культура» может быть определено как тип жизнедеятельности, присущий субъекту профессиональной практики и представляющий собой комплекс инновационных идей, обеспечивающий непрерывный процесс исторической преемственности, профессионального развития личности, а также сохранения культурного наследия при постоянном продуцировании творческих процессов, которые определяющим образом влияют на устойчивость сферы его профессиональной жизнедеятельности. Важно, что профессиональная культура приобретается в процессе целенаправленного обучения, предполагающего высокий уровень дисциплины и самоконтроля, ответственности и стремления к самосовершенствованию.

В настоящее время в Республике Казахстан осуществляется становление новой системы образования, направленной на включение в мировое образовательное пространство. В этой связи происходят существенные изменения образовательной программы – вводится иное содержание, новые подходы, технологии. Существенное влияние на формирование облика подрастающего поколения оказывает искусство, в частности, музыка. Поэтому формирование поликультурной личности, ее интересов, вкусов, потребностей, идеалов, опирающихся на национальные и общечеловеческие ценности, следует рассматривать как одну из важных воспитательных задач общества.

В арсенале необходимых профессиональных качеств учителя, по мнению Г. М. Коджаспировой, имеются: педагогический такт, скрытая педагогическая позиция, сочетание требовательности и уважение к личности ученика, опора на положительное создание ситуации успеха, учет уровня общей воспитанности личности и уровня развития коллектива, развитие творческого потенциала личности воспитанника.

 

В самом характере педагогического творчества учителя, в частности учителя по фортепиано, есть своя особенность. Она заключается в потребности отдавать другим то, что узнал сам. Педагог по фортепиано – это «человек отдачи», в котором живет неистребимая желание просветительства, желание научить ребенка играть на инструменте. На концерте симфонической музыки, в театре, во время исполнения произведения на инструменте в каждом учителе происходит процесс духовного накопления. Без каких – либо внутренних команд, так же естественно, как дыхание, идет непрерывная работа музыкальной памяти, внимания, воли, для того, чтобы привнести в содержание урока что-то новое, актуальное, заинтересовывающее. Вечно изобретать, совершенствоваться – вот единственный курс учительской творческой жизни.

Педагогом тем более детским может стать не каждый. Для этого мало быть искусным мастером, пианистом. Педагогический талант не всегда сопутствует исполнительскому. Каждая ступень обучения требует особых методов и подходов. От того, кто будет первым учителем зависит судьба ребенка. Впечатление детства сохраняются в памяти навсегда. Ошибки педагога особенно на первоначальном этапе могут нанести не поправимый ущерб. Обучение игры на фортепиано – это протяжный во времени период, требующий многих усилий. Результаты его проявятся далеко не сразу. Детский педагог должен обладать различным комплексом дарований:

– Призвание к музыкально-педагогической деятельности. Его главный признак любовь к педагогике и детям, без этого педагогика становится каторжным трудом. Не обладая призванием – не возможно стать для ученика образцом, любимым наставником. Когда ученик заражается настоящей любовью к педагогу, тогда можно надеяться на успех в творчестве.

– Педагог должен быть добрым человеком. Насилие и крик внушает ребенку ужас, калечит психику. Жесткий педагог может убить любовь к музыке, зародить эту любовь он не может. Если педагог в несдержанной форме высказывает о способности ученика – это может привести к психологическому срыву ребенка, дети совсем отказываются от занятий.

– Работа с детьми может быть успешной, когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии. Нельзя начинать урок, если не создана атмосфера душевного комфорта. Каждый ребенок – это уникальный мир, личность. Бесконечное разнообразие человеческих типов – это бесценный дар, который одарила нас природа. Это разнообразие делает работу педагога творческой. Важно найти правильную тональность общения, с одним можно разговаривать тихо, с другим необходимо использовать все богатство эмоциональной окрашенной речи.

– Импровизационная форма требует от учителя эмоциональной гибкости, артистичности, интуиции.

– Учитывать индивидуальные особенности. Правильно дозировать нагрузку, учитывать выносливость.

– Не навязывать ребенку своих ощущений. Педагог творит вместе с ним. Все, чему хотим мы научить, следует не диктовать, а открывать как бы заново совместно   с учеником.

– Постоянное творческое содружество с родителями.

– Игровая форма. Педагог должен прибывать в творческом состоянии духа, так как каждый урок – это маленький театр, в запасе всегда должен быть большой выбор игр. Материал в игровой форме легче усваивается. Переключать внимание с одной игры на другую. Дети не способны сосредотачиваться на одном предмете.

В подлинно творческой педагогике учатся оба, ученик и учитель – уча – учись. Труд педагога не легок и требование предъявляются к педагогу предельно строги. Но награда за этот труд высока. Мы открываем перед детьми таинственный мир музыки. Истинный педагог советчик, друг, собеседник. Основная цель не отнюдь не обучение на фортепиано как таковой, а воспитание музыканта. Педагогу необходимо найти тот путь, тот вид музыкальной деятельности, где учащиеся могут проявить себя наиболее ярко.

Академиками В. А. Сластениным и В. Л. Матросовым были определены черты современного учителя:

– Высокая гражданская активность и социальная ответственность;

– Любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;

– Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

– Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления;

– Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

– Физическое и психологическое здоровье, профессиональное работоспособность.

Все эти качества нового учителя, несомненно, относятся и к педагогу по фортепиано.

Музыкально-педагогическое мастерство современного учителя по

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *