Методическая разработка урока «Урок конкурс на лучшего предпринимателя»
Поветина Г.Ф.
Преподаватель экономических дисциплин
Абайский многопрофильный колледж
Методическая разработка урока
«Урок конкурс на лучшего предпринимателя»
«…Когда 60% работающего населения
будет трудиться в малом и среднем бизнесе,
Казахстан достигнет устойчивости…»
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев
Конкурс проводится с использованием метода тренинговых упражнений и организации работы студентов в микрогруппах.
В организации учебных тренингов реализуется единство педагогических знаний и практических педагогических действий. Тренинг закрепляет контекст обучения в трех направлениях.
Во-первых, он дает знания и возможность их использовать;
Во-вторых, тренинг благоприятствует приобретению или некоторой коррекции умений;
В-третьих, любое тренинговое занятие — это осознание целей, мотивов, содержания, личностной или профессиональной позиции будущего профессионала.
Как форма обучения тренинговые занятия тесно соприкасаются с развивающим обучением, реализуются через разнообразные способы групповой работы.
Любое тренинговое занятие направлено на формирование интеллектуальных умений и навыков, так как участники занятия высказывают свои мнения, приобретают некоторый опыт.
Выбор упражнений для занятия.
Упражнения, входящие в состав того или иного занятия, могут даваться всей группе в целом, нескольким подгруппам участников, персонально каждому. Содержание упражнений должно соответствовать целевому назначению и раскрывать содержание темы тренинга.
Методическое обоснование темы.
Современный период развития Казахстана дает много возможностей любому желающему попробовать применить свои предпринимательские способности.
Зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что предпринимательство выполняет важнейшие функции в национальной экономике.
Сегодня в Казахстане каждый пятый из трудоспособного активного населения занят в малом и среднем бизнесе. Из них почти половина – индивидуальные предприниматели.
Для нашей страны развитие малого бизнеса – одна из первостепенных задач. Малый бизнес способствует снижению безработицы, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду, влияет на ВВП и бюджет страны.
Для будущих специалистов любой сферы в условиях рыночной экономики важно развивать предпринимательские качества, предприимчивость.
Развитие данных качеств является одной из целей урока и обоснованием выбранной темы урока.
ПЛАН УРОКА
Тема: «Предпринимательство и бизнес».
Цели урока:
Дидактическая цель: Закрепить знания об организации предпринимательской деятельности;
Выработать навыки работы в команде
Воспитательная цель: Формировать предпринимательские качества,
принципиальность, коммуникабельность .
Развивающая цель: Научить взаимодействовать и сообща решать
проблемы, развивать экономическое мышление.
Тип урока: урок – конкурс, закрепление знаний
Метод: тренинговые упражнения, работа в микрогруппах,
Обеспеченность урока: ситуации для звеньев, цифровой проектор, ПК.
Карточки с заданиями, таблицы для отражения результатов
Ожидаемый результат: студенты должны понимать роль и значение предпринимательства для развития экономики страны
студенты должны уметь: различать формы предпринимательской деятельности, определять эффективность деятельности фирмы
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Вступительное слово преподавателя.
- Разминка. «Модель предпринимателя»
«Кто такие успешные предприниматели?»
3.1. Решение практических ситуаций.
- Истории бизнес – успеха (подведение промежуточных итогов)
- Упражнение «Богатенький Буратино»
- Презентация домашнего задания.
- Истории бизнес – успеха (подведение промежуточных итогов)
- Упражнение . Регистрация ИП и выбор налогового режима
работы.
9 .Оценка работы студентов и подведение итогов урока
Урок проходит в форме соревнования между командами,
Преподаватель выполняет роль организатора и ведущего
Оценку работы помогает определить судейская комиссия.
Упражнение «Модель предпринимателя»
Поняв, что такое предпринимательство, Вам стоит задуматься над вопросом: «а хочу, могу, способен ли я стать предпринимателем и основать собственное дело?». Предпринимательство требует от человека полной отдачи и высокой концентрации внимания на целях. Для того, чтобы достичь цели необходимо, по меньшей мере, четко ее представить.
Для этого необходимо обладать определенными знаниями и навыками, личностными характеристиками и высокой мотивацией.
Предлагаем Вам несколько утверждений для того, чтобы понять Вашу готовность и способность к предпринимательству:
- Я думаю, что успех в моей жизни зависит от меня самого.
- Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы невелики.
- Уровень моих требований всегда выше, чем у других.
- Для меня в деле важен конечный результат, а не процесс.
- Я склонен руководствоваться больше своим мнением, чем мнением окружающих.
- Трудности меня не пугают.
- У меня есть собственные идеи.
- Я работоспособен и трудолюбив.
- Я умею находить общий язык с людьми.
- В достижении своих целей я упрям и настойчив.
За каждое «да» прибавьте себе 1 балл.
Если Вы набрали 8 баллов и больше – Вы готовы стать предпринимателем!
Решение практических ситуаций
Задание 1.
На рынке товаров произошли резкие изменения, и спрос на продукцию, которую выпускают ваши компании, резко упал. Но вы не растерялись и, применив метод «мозгового штурма», быстро сориентировались и поменяли профиль деятельности. Теперь вы — конкурирующие компании по разработке и выпуску компьютерных игр. Поэтому вам необходимо сменить название компании и выбрать руководителя — босса. За минуту вы должны придумать новое название и дать обоснование выбора этого названия.
Задание №2.
Действительно ли мужчины способней женщин по управленческой должности? Если нет, то объясните почему возникло такое мнение (приведите примеры)
Задание №3.
Если нарушитель трудовой дисциплины, поведение которого обсуждается на собрании коллектива, поднялся бы и вышел демонстративно, то какие вы бы предприняли действия? И к чему бы они привели?
Упражнение «Богатенький Буратино»
Предпринимательская прибыль – особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность и новаторство в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех
Предприниматель должен быть очень расчетливым, вести постоянный учет своих финансов, вкладывать свободные денежные средства в прибыльное дело; но вместе с тем ему нужно уметь быть и щедрым.
Вы должны определить прибыль от коммерческой деятельности фирмы и часть ее использовать на решение социальной ответственности предпринимателей.
Задание 1.
Выручка от реализации продукции фирмы составила 23450 тыс.тг,
Затраты на производство- 14800тыс.тг.
Задание 2.
Выручка от реализации продукции фирмы составила 13950 тыс.тг,
Затраты на производство- 8600тыс.тг.
Домашнее задание №1
В сегодняшнем мире существует ряд проблем, связанных со здоровым образом жизни. Самыми большими проблемами являются курение, употребление алкоголя и наркотиков. Данные проблемы особенно актуальны в отношении молодежи, не смотря на многочисленные кампании, проводимые средствами массовой информации, школами и т.д.
Задание. Ваша команда должна разработать продукт или услугу, которые будут способствовать снижению уровня употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения среди молодежи Вашего города (села или области).
Ваш бюджет составляет 500 000 тенге.
Каждая команда представляет свою идею, в соответствии с нижеприведенным форматом:
1.«Описание идеи», объясняющее суть решения задания;
2.«Основные черты конкурентов», определяющие целевую аудиторию, команду и уникальность собственной идеи;
- «Денежные вопросы», включая сметную стоимость воплощения идеи в жизнь и ожидаемую прибыль.
Домашнее задание №2
Привести примеры историй бизнес успеха
Упражнение . Регистрация ИП и выбор налогового режима работы
Задание 1.
Выбрать налоговый режим работы ИП и рассчитать налоговые платежи.
ИП – не использует труд наемных работников, имеет годовой доход в сумме 1500000тг.
Задание 2.
Выбрать налоговый режим работы ИП и рассчитать налоговые платежи.
ИП – имеет 5 наемных работников, сумма квартального дохода – 600тыс.тг., оказывают услуги по ремонту квартир.
Использованная литература
- Власова В. Основы предпринимательской деятельности, М, 1999
- Казиева Р. Основы бизнеса, Астана,2008,
- Малый бизнес в РК. Пособие по специальным налоговым режимам/
4.Рахимжанова Н. Основы рыночной экономики, Астана,2007
В методической разработке урока дано обоснование темы и использования метода тренинговых упражнений и организации работы студентов в микрогруппах.
Современный период развития Казахстана дает много возможностей любому желающему попробовать применить свои предпринимательские способности.
Для будущих специалистов любой сферы в условиях рыночной экономики важно развивать предпринимательские качества, предприимчивость.