Урок литературного чтения “Ю. Яковлев. Рыцарь Вася”


Гуриненко Любовь Николаевна

Учитель начальных классов

Октябрьская СОШ

Предмет: Литературное чтение.

Тема: Ю. Яковлев. Рыцарь Вася. 2 урок.

Цели урока: Продолжить работу над содержанием рассказа, ввести понятия «герой», «антигерой».

Развивать умение определять тему, идейное содержание рассказа;

Воспитывать смелость, честность, стремление прийти на помощь, доброжелательное отношение к людям»

Ход урока.

1 . Создание коллаборативной среды.

Настрой на урок. Давайте поприветствуем наших гостей.

Тренинг «Поздороваемся» Ладошки, локти, плечики, ушки, лобик, носик, спинка.

– Что почувствовали? Какое настроение?

Вы, на уроках работаете по – разному.

– Ребята, сегодня я предлагаю вам сесть в группы. Нам нужно создать группы для сотрудничества.

Приём «Конфетки».

– А теперь я хотела бы узнать о вас немного больше. Сейчас на стикерах напишите, какой Я? Это поможет мне побольше узнать о вас.

Выходят, зачитывают прикрепляют к букве Я.

– Спасибо!

Выберите, кто в каждой группе будет спикером.

Готовы для сотрудничества? Вспомним правила работы в группе.

-Дружно, не перебивать друг друга, уметь выслушать мнение каждого. Помогать.

ФОНОГРАММА

Введение в тему урока. Звучит фонограмма с мелодией к мультфильму «Умка»

Узнали ли вы эту песню,? Где вы её слышали? Можете ли назвать автора слов?

-Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Юрий Яковлев. А музыку композитор Евгений Крылатов.

– А вам знаком этот писатель?

– Да, конечно, вы на прошлом уроке познакомились с творчеством этого человека

Портрет.

– Как называется произведение, которое он написал? Рыцарь Вася

– к какому жанру оно относится? Это рассказ.

– А какие жанры произведений вы ещё знаете?

– Скажите, пожалуйста, что вам было задано на дом?

Читать, нарисовать, найти информацию из интернета или других источников об авторе.

– Один из учеников, зачитывает информацию о писателе .

Информация об авторе.

Юрий Яковлевич Яковлев — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде.Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.

Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. “Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране.

Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия доброты, любви, дружбы, товарищества, помогает школьнику познать законы честности и справедливости.

Произведения писателя проникнуты добротой, любовью и дружбой . Доброта – Основная черта его творчества

Вот эти слова Ю. Яковлева я хочу взять как эпиграф к уроку.

«Добрым быть хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не узнает никогда злой. Быть добрым – счастье». Ю. Яковлев. ( на доску).

– Ребята, как вы думаете, все ли проблемы вы раскрыли на прошлом уроке?

Нет.

– О чём вы хотели бы узнать? О Васе

– Что же мы будем делать на уроке?

Мы будем дальше разбирать содержание рассказа, знакомиться с героями, давать им характеристику, читать, рассуждать и делать выводы).

– Да, Вот сегодня мы продолжим работу над содержанием данного произведения, перечитаем наиболее яркие фрагменты рассказа, сопоставим героев рассказа и поговорим о смысле жизни и кого мы можем назвать рыцарем в наше время.

-Ребята, а кто такие рыцари?

Приём «Автобусная остановка»

На листах написано слово «Рыцарь». Вы двигаетесь по остановкам, дописывая ассоциации к данному слову. У каждой группы свой фломастер. Повторять слова нельзя. По сигналу передвигаетесь к остановкам.

Появляются ассоциации к данному слову.

Вывешиваем на доску. Спасибо!

– Так кто же такие рыцари

– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

Целеполагание. Введение в тему урока.

– Ребята, как вы думаете, все ли проблемы мы раскрыли на прошлом уроке?

Нет.

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

( Мы будем дальше разбирать содержание рассказа, знакомиться с героями рассказа, давать им характеристику, читать, рассуждать и делать выводы).

Исследование.

– Предметом нашего сегодняшнего разговора являются проблемы, которые автор поднимает в своем рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас радоваться или волноваться за героев, соглашаться с ними или нет, может даже осуждать их.

– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.

Работа в парах.

Как характеризуют Васю окружающие?

1 пара – Найти в тексте

Какова внешность Васи?

2 пара –

Его манеры, действия.

                 3 пара – Отношение к нему окружающих .

4 пара – Отношение самого автора

Проверка.

 

И только добрый, умный автор знает о мальчике самое главное. Качество, без которого не может быть рыцаря?   «…а в его груди билось благородное сердце…»

Индивидуальная работа.

– Каким видит себя Вася в реальности и в мечтах?

 

В реальности                                                         в мечтах

Медлительный                                 закованный в блестящие стальные доспехи

Неповоротливый                               в шлеме с опущенным забралом

ходит вразвалку                                 на белом коне

сонный вид                                         защитник слабых и обиженных

толстый

 

– Почему героя рассказа называли тюфяком? Кто такой тюфяк?

Находят значения этого слова в Толковых словарях.

1 гр. В словаре Даля

2 гр. В словаре Ожегова

Зачитывают.

Тюфяк

-а, м. I. Мешок, набитый сеном, чем-н. мягким и служащий матрасом. Соломенный т. 2. перен. О вялом, безвольном, медлительном человеке (прост.). II уменьш. тюфячок, -чка, м. (к 1 знач.). II прил. тюфячный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Работа по учебнику.

– А сейчас 1 группа найдёт и зачитает, как вёл себя Вася на уроках

«Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело…»

2 группа, как вёл себя на уроке физкультуры

Стр. 126 – 127

Молодцы!

– Справедливо такое отношение со стороны окружающих?

– Ребята были несправедливы к нему. Ну и что, что толстый, неуклюжий.

Ведь он растет, внешность постоянно меняется, формируется.

Мы все растём и все становимся разными.

– А что делает главный герой в ответ на обидные слова?

(Он привык к судьбе неудачника)

Давайте зачитаем этот абзац. Стр. 127 вверху.

– Ребята, после данного исследования, можем ли мы сказать, что перед нами уже возник образ рыцаря?

– Нет.

– О чём предупреждало ребят радио?

– Что же случилось однажды на реке?

Почему Димка Ковалёв стал кричать и звать Васю?

– А сейчас индивидуально каждый, разгадает зашифрованные слова с помощью букв алфавита.

 

Расшифруй слово.

А -1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11
К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22
Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ь-28 Ы-29 Ъ-30 Э-31 Ю-32 Я-33

 

1 группа каждый отгадывает слово

4, 6, 18, 16, 11   – герой

2 группа

1, 15, 20, 10, 4, 6, 18, 16, 11 – антигерой

– Проверьте у каждого в группе, что получилось

– Как вы считаете, кто в произведении является антигероем

Карточки на доску

Герой                         Антигерой

Вася                                 Димка

– Работа со словарями . Найти значение слов «герой» и «антигерой»

Герой

-я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Антигерой

– литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств.

– А сейчас вы составите сценарий спасения мальчика. Обыгрывание. Интерпретация.

Сценарий спасение мальчика.

1 группа – создаёт шум, как ведёт себя Димка.

2 группа – эпизод спасения мальчика.

Молодцы. Спасибо! Вы – настоящие артисты!

– Ребята, а как вы ведёте себя на реке?

– Какую опасность таит тонкий лёд?

– Будьте всегда внимательны!

Работа в парах по проверке д-з.

– Дома, вы, ребята рисовали рисунки. Каждый посмотрит и оценит своего товарища. Приём «Две звезды – одно пожелание»

Выслушать несколько ответов.

– Каждый вывешивает свой рисунок на доску.

– Что произошло в актовом зале? Дайте характеристику действиям Димки Ковалёва.

– Согласны ли вы с таким финалом, концовкой? Почему?

(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)

– С чем же встретился наш герой?

– А наш герой встретился, к сожалению, с подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на линейке, кто совершил подвиг, кто на самом деле спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели».

Ребята, Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего происшествия».

Какой же он рыцарь?

– А как считаете вы?

Убедите меня в обратном, что он не тюфяк.

Вывод ребят «Он просто внешне такой. А за внешней оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее сердце».

– Какой момент в рассказе вы считаете самым важным? Как называется самый остросюжетный момент в развитии действия?

– «Кульминация. Это тот момент, когда Вася спасает первоклассника».

– Какова основная идея рассказа?

Важна ли внешность, чтобы быть героем?

(Главное не внешность героя, а внутреннее благородство, способность не раздумывая прийти на помощь)

– Какое значение имел в виду автор, внося в название рассказа слово «рыцарь»?

Разве рыцарем обязательно нужно быть в шлеме, на коне?

-Как   думаете, можем ли мы Васю назвать Рыцарем нашего времени?

Да.

Да, это мы и исследовали в течение нашего урока.

Групповая работа

– А сейчас, составьте Пятистишье с главным словом Вася .

Синквейн. Проверка.

  1. Вася
  2. Медлительный, неуклюжий
  3. Заметил, шагнул, схватил.
  4. Вася схватил малыша за руку.
  5. Рыцарь.

Похвала! Оценивание смайлами. Повесить на доску.

– Вы, ребята, были прекрасными исследователями. И сейчас я предлагаю вам провести рефлексию настроения и эмоционального состояния.

Большие смайлы «Отлично!» и «Хорошо»

Прикрепление своих смайлов с вашим настроением на доску.

Рефлексия деятельности.

Сегодня на уроке

Я узнал…(кто такой герой, антигерой. рыцари)

Я понял… (что не внешность красит человека, а его добрые дела)

Я хотел бы узнать…(как будет жить Димка со своей совестью, узнает ли школа, кто на самом деле спас мальчика)

На уроке мне понравилось…

Свою работу я оцениваю…

Д-з творческого характера. Придумать продолжение рассказа.

 

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *