Конспект  открытого урока по русскому языку в 3 классе “Личные местоимения”


Мишунина Татьяна Олеговна
учитель начальных классов КГУ “Большемалышенская средняя школа”
Кызылжарского района Северо-Казахстанской области

Цель: изучение личных местоимений.

Задачи: формировать  у учащихся представление о личных местоимениях;  развивать наглядно-образное мышление, критическое мышление,  наблюдательность учащихся; воспитывать взаимовыручку, умение  работать в группах, интерес к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу!

  1. Актуализация знаний

Ребята, сегодня к нам в гости пришли  сказочные герои. Послушайте музыку и угадайте, кто это. Действительно, это Фиксики. Они будут нам сегодня помогать узнавать новое и интересное о русском языке.

  1. Изучение нового материала

Напишем минутку чистописания.

Мм, мм, Мм, мм, Мм.

Малина мыло месяц мы машина

Ребята, сейчас вам нужно найти лишнее слово и составить с ним предложение. Лишнее слово – мы. Почему? Так как  все слова – имена существительные, а мы – местоимение. Догадайтесь,    о какой части речи мы сегодня будем продолжать говорить? Действительно, о местоимении.

Давайте вспомним, что такое местоимения? На какие вопросы они отвечают? Каким членом предложения являются местоимения?  Познакомимся с одним из разрядов местоимений – личные местоимения. Для того, чтобы узнать о них, посмотрим мультфильм о личных местоимениях.

Ребята, откроем учебники на стр. 36. Познакомимся с правилом. Личные местоимения – я, ты, он, она, мы, вы, они – указывают на предметы, но не называют их. В предложении личные местоимения в именительном падеже являются подлежащим, в косвенных падежах – второстепенными членами.

Личные местоимения изменяются по лицам и числам (картинка).

ед. ч.                                                         мн. ч.

1- е лицо – я,                                                      мы.

2 –е лицо –ты,                                                   вы.

3 –е лицо – он, она, оно                                  они

Для того, чтобы узнать больше о  личных местоимениях, мы сейчас с вами будем играть. Фиксики  приготовили для вас задания. Чтобы их выполнить, разделимся на 2 группы: «Умники» и «Знатоки». Каждой группе будет выдаваться задание. Какая группа правильно выполнит задание, такая и получает жетон – Фиксики.

1 задание. Сейчас вам нужно составить кластер «Местоимение».

2 задание. Выполним упражнение 81. Раскроем скобки. Запишем сочетания слов с личными местоимениями. Укажем их лицо.

Ты спросил, он спросил, она спросила.

Он сказал, я сказал, ты сказал.

Мы увидели, вы увидели, они увидели.

Я встретил, ты встретил, он встретил, она встретила.

3 задание. Выполним упражнение 82. Найдем и подчеркнем местоимения.

Определим лицо и число личных местоимений.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если мы сорвем цветы, опустеют все поляны и не будет красоты. Как, милый петушок, поешь ты громко, важно! А ты, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно. Злой тоской удручена, к муравью ползет она. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!

4 задание. Каждой команде необходимо отгадать загадки о личных  местоимениях.

1.К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить средство умывания? (Мы)

2.Какие местоимения встречаются на  дорогах? (Я-мы)

3.Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (Оно)

4.Сколько личных местоимений в слове семья? (7-я)

5.Когда руки бывают местоимениями? (Когда вы-мы-ты)

6.Первый слог – личное местоимение 2-го лица. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – название овоща. (Тыква)

5 задание. Каждой команде я читаю стихотворение. Вам необходимо хлопать в ладоши, если вы слышите личное местоимение.

Для 1 команды:

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» – сто тысяч «я» !

Над тобою солнце светит,

Льется с высоты.

Все на свете, все на свете

Сможем я и ты.

Для 2 команды

Утром —

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар — птицей…

А стемнеет — ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый, —

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл — плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Месяц, солнце и луна.

  1. Музыкальная физминутка с  Фиксиками.    
  2. Закрепление изученного

7 задание.  Каждой команде выдаются предложения с картинками. Вам нужно составить предложения и вместо пустых строк вставить личные местоимения, подходящие по смыслу, затем определить их лицо и число.

Новый рисунок (1)

8 задание.  Сейчас вам нужно помочь Фиксикам собрать  букет  подснежников. Необходимо будет каждой команде  по очереди определять лицо, число и род местоимений.

Итак, ребята, давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали? Давайте разгадаем ромашку. Каждой  группе необходимо выбрать  лепестки, на которых записаны вопросы. Вам нужно, совещаясь в группе, ответить на эти вопросы.

  1. Что такое местоимение? На какие вопросы оно отвечает?

2.Что бы было, если бы не было местоимений?

  1. Где используют местоимения?
  2. Для чего нужны местоимения?
  3. Почему нельзя говорить только местоимениями?
  4. Каким членом предложения является местоимение?
  5. Правильно ли я понял, что местоимения изменяются по лицам и числам?
  6. Какие местоимения изменяются по родам?

Действительно, мы познакомились с личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Местоимения указывают на предмет, но не называют его.  В именительном падеже  являются подлежащим, в косвенных падежах – второстепенными членами. Изменяются по числам и лицам, а местоимения 3-го лица единственного числа по родам. Они помогают избежать повторов в речи.

А теперь подсчитаем  жетоны – Фиксики.

  1. Домашнее задание

Дома вам необходимо будет выучить правило на стр. 36, выполнить упражнение 84 на стр. 38, а также для самых любознательных, нужно прочесть правило «Хочу знать больше!» о том, как местоимения склоняются по падежам.

  1. Рефлексия.

Ребята, сейчас давайте каждая команда оценит свою работу и работу другой  команды.  Для начала вам нужно взять стикер и расположить его на горе успеха, в зависимости от того, на какой высоте вы находитесь. Каждый из противоположной команды  возьмет стикер и приклеит на доску к названию другой команды. Если вы выбираете стикер зеленого цвета – значит, вам понравилась работа соперников, и вы бы поставили им оценку 5, если понравилось, но считаете, что что-либо было не так, приклеиваете желтый стикер, и если совсем не понравилось – то красный.

Молодцы, ребята,  Фиксики  всех   вознаградят  заслуженными оценками. Победила дружба!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *