Статья “Профилактика эмоционального выгорания педагогов”


Педагог-психолог ясли сада «Гнездышко»

При ПрК «Большевичка»

Какимбаева Меруерт Булатовна

г.Костанай

                                          «Если человек выгорел однажды восстановить

                                 ресурс здоровья очень сложно»

 

Одной из основных проблем современном учебном заведении является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Достаточно часто случаются ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

 

Поэтому психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе дошкольного психолога с педагогами.

Работа по данной проблеме, в нашем коллективе, ведется по трем направлениям: диагностическое, просветительское, профилактическое.

Диагностические исследования в первую очередь помогают выделить основные проблемы, а также после проведения занятий проанализировать эффективность работы.

В этой связи мною были рассмотрены основные компоненты эмоционального выгорания, так как интерпретация диагностических исследований основывается именно на данных показателях.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер   и проявлять скрытый характер и появляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывает наружу и приводит к конфликтам.

Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.

Основываясь на результатах диагностического исследования, выстроила просветительское направление работы с педагогами.

Первым этапом, в моей работе, является информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами – работой в сфере человек-человек. Следует отметить, что при сообщении педагогам списка симптомов необходимо исключить всякие упоминания о возможных проявлениях агрессивности и ограничиться упоминанием только того, что не будет выглядеть для них угрожающим. Кроме того, это несколько снизит их озабоченность собственным состоянием, потому что оно станет более осознанным, определенным, а значит – контролируемым.

Второй этап был посвящен осознанию и принятию педагогами данной проблемы, страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха, для этого предшествовала подготовка, мотивирующая их к этому. Например, проводилась беседа о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики.

Третье направление работы в нашем коллективе – профилактическое. На данном этапе проводилась большая работа, направленная на сплочение коллектива, повышение уровня самооценки педагогов и лишь затем прошли занятия непосредственно по профилактике эмоционального выгорания.

По итогам психодиагностики, в нашем коллективе, нет воспитателей с высоким уровнем эмоционального выгорания, но стрессовые ситуаций случается, так как все мы живем в современном мире. Для максимального достижения психологического комфорта, с педагогами часто проводятся тренинги, круглые столы, беседы, как индивидуальные, так и групповые. Вот и сегодня состоялся тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель тренинга: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомления педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи тренинга: определение своего отношения к профессии, распределение психологической энергий, снижение уровня эмоционального выгорания.

Тренинг начался со слов приветствия «Круг радости», где педагоги поприветствовали друг друга. Этот этап помог настроить педагогов на позитивное восприятие происходящего, определил настрой дальнейшей совместной работы.

Вторым этапом были упражнения и игры, на снятия эмоционального и физического напряжения, на сплочение коллектива. Были командные упражнение, которые позволили совместными усилиями членами одной команды придти к успешному решению определенных проблем. Игра «Все мы чем то похожи»- позволила выявить нравственные ценности педагогов, их увлечения и интересы. Командный стиль позволил внести соревновательный компонент, где проявились индивидуальные качества каждого педагога. Командные игры «Кто быстрее», «Угадай, кто это?»- способствовали снятию эмоционального и физического напряжения, сплочение коллектива.

Третий этап нашего тренинга релаксационное упражнение «Источник». Все участники принимают удобную позу, прослушивают музыку для релаксации. Данное упражнение помогает снять мышечное напряжение, отпустить все мысли, в том числе и негативные, расслабиться полностью.

В завершение, каждый педагог высказывал свое мнение и пожелания всем участникам. Тренинг проходил в доброжелательной и уютной обстановке нашего любимого детского сада.

1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *