Открытый урок “В гости к Тортилле”
Шульгина Галина Ярославовна воспитатель
ГККП “Детский сад”Ак бота” СКО, село Новоишимское,
район имени Габита Мусрепова.
Цель: формирование пройденных математических представлений у детей средней группы.
Задачи: образовательные: закрепить знание счёта до 5 (порядковый и обратный), умение соотносить цифру с количеством предметов, названия дней недели и их последовательность. Представление о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку (цвет, форма, отличие).
Развивающие: формировать умение объяснять, рассказывать, давать развёрнутые ответы, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: учить прислушиваться к мнению других, воспитывать чувство взаимопомощи, интерес к занятиям математики.
Материал: черепаха –модуль, кочки с наполнителем от 1 до 5 (нестандартное оборудование), набор геометрических фигур с вкладышами (по методике Монтесорри), разрезные карточки – цифры по методике ТРИЗ, карточки – схемы с заданиями, цветные шнурочки разной длины, тучки, солнышки.
Ход занятия.
Дети здороваются с гостями.
Круг приветствия.
Дети. Доброе утро всем, кто проснулся,
Доброе утром, кто улыбнулся!
Глазки откройте, на нас посмотрите!
Мы вас всех любим и вы нас любите!
Воспитатель. С добрым утром, ребятишки!
И девчонки, и мальчишки!
Математика пришла,
В путь с собою позвала.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано «Детский сад «Ак бота», ребятам средней группы. Обратный адрес – черепаха Тортила. Вы знаете такого сказочного героя?
Дети. Да.
Воспитатель. Прочитаем? «Пора нам встретиться, друзья. Вам без меня никак нельзя. Недалеко у озера найдете вы меня. Приглашаю вас в путешествие по стране Математика.» Ребята, она нас ждет. Принимаем приглашение? Тогда в путь! А вы готовы к трудностям? Ведь черепаха Тортила хочет узнать, чему мы с вами научились, умеем ли мы выполнять логические задания. Тогда нам нужно поспешить! Давайте выровняем тропинку, которая приведет нас к озеру (на полу лежат геометрические фигуры. Детям даются вкладыши к ним. Дан ориентир этой тропинки из основ фигур.)
Дети называют цвет, форму и их отличи (круг, квадрат, треугольник)
Основная часть.
Подходят к черепахе и приветствуют её на русском и казахском языках.
Рассматривают черепаху.
Воспитатель. Черепаха очень мудрая. Любит всё считать и приводить в порядок, играть с цифрами. Но одной ей неинтересно. Посмотрите, здесь лежат конверты. Черепаха мне пожаловалась, что ветер налетел и в некоторых конвертах задания перепутал. Ну что, ребята, сможем помочь черепахе?
Второе задание. Под музыку из мультфильма «Золотой ключ» дети двигаются с карточками (половинки цифр от 1 до 5), подбирают и соединяют цифры около черепахи. Называют их на казахском языке.
Воспитатель.
Послушайте задачку: у стены стоят кадушки,
В каждой по одной лягушке.
Если б было пять кадушек,
Сколько было бы лягушек?
Дети. Пять лягушек.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Черепаха наша мудрая! Но живёт она у маленького озера. Ей будет интересно узнать: что бывает в мире, а чего не бывает.
Игра «Бывает – не бывает» (с мячом).
1. Бывает круг с углами?
2. Бывает у кошки 2 хвоста?
3. Бывает ночью звёздное небо?
4. Бывает у слона 3 уха?
5. Бывает у петуха 4 ноги?
6. У человека 2 глаза?
7. Солнышко круглое?
8. На правой руке 5 пальцев?
9. Идёт снег летом?
10. После дождя земля бывает сухая?
Воспитатель. А в этом конверте карточки с другими заданиями.
Третье задание. Дети, стоя за столами, соединяют цифры с определенным количеством предметов.
Воспитатель. Ребята, есть рабочие дни и выходные. А сколько их? Давайте покажем черепахе физминутку «Неделька».
Физминутка «Неделька».
Воспитатель. Дни недели идут по порядку. А есть игра «Скажи наоборот». Игра «Скажи наоборот».
Длинный – короткий.
Большой – маленький.
Высокий – низкий.
Широкий – узкий.
Толстый – худой.
Далеко – близко
Вверху – внизу.
Слева – справа.
Вперед – назад.
Легкий – тяжелый.
Я нашла конверт, в котором ветер всё перепутал. (Осень, зима, весна – игрушка. Посуда – велосипед).
Молодцы, ребята! Мы помогли черепахе навести порядок в конвертах. Она увидела, что мы многому уже научились. И кое –что новое узнала от нас. Но ей одной скучно. Давайте нарисуем друзей и подарим подарки. А помогут нам такие разноцветные шнурочки (из них выкладывают цифры, фигуры, цветочки и по желанию. По методике ТРИЗ дети обосновывают то, что они задумали). А соединив на этих карточках все точки по порядку, мы узнаем, какие таинственные друзья появятся у черепахи.
Дети соединят точки. Получаются лягушата. Дети относят их Тортиле.
Воспитатель. Мы Тортиле подарили подарки и нарисовали друзей! За ваше старание она приготовила вам сюрприз. Вот конверт! Но что в нём? Это вы узнаете, вернувшись домой.
Дети прощаются с черепахой. И обещают ей ещё приходить в гости.
Воспитатель. Обратный путь наш лежит через болото. Нужно осторожно перепрыгнуть с кочки на кочку и просчитать их от 5 до 1 (обратный счёт).
Итог. Наше занятие подходит к концу. Что вам понравилось больше всего? Мне тоже понравилось, что вы были активными, внимательными. Нас ещё ждут впереди новые увлекательные путешествия по стране Математики.
Рефлексия. А что в наших конвертах? Здесь картиночки – тучки, солнышки. Какую же оценку вы поставите себе? Если вы считаете, что потрудились отлично – возьмёте солнышко. А если недостаточно хорошо, тучку. Брать можно только по одной картинке.