Модели системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии


Гутник Елена Петровна  дефектолог Кабинет психолого-педагогической коррекции город Житикара

Коллектив сотрудников ИКП РАО предложил модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, состоящую из 4 блоков.

1-й блок – скрининговое обследование детей первого года жизни, проводимое в роддоме. В выписке отмечается фактор риска. Основная цель – выявление всех детей группы риска.

2-й блок – дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель – определение структуры дефекта, вида специальной коррекционной помощи.

3-й блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.

4-й блок – подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

Авторами государственной концепции «раннего вмешательства» разрабатывается и апробируется система специального образования нового типа. Соответственно определены и задачи реализации этой системы (Н. Н. Малофеев):

– Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.

– Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.

– Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых лет жизни ребенка.

– Расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни.

– Наличие специализированного стандарта образования, определяющего, наряду с академическими достижениями, уровень жизненной компетенции ребенка.

– Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.

– Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды и др.

Для реализации поставленных задач необходима реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента – службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии (Н. Н. Малофеев). Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка.

Раннее вмешательство позволяет значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество (Малофеев Н. Н.).

Следует отметить, что уже работает государственная система выявления нарушений слуха у детей с периода новорожденности. В соответствии с приказом Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указаниями Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации» предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха (Н. Д. Шматко).

В отечественной литературе дается анализ программы «раннего вмешательства», принятой конгрессом США в 1986 г. законом PL-99-457, изучается опыт реализации этой программы в условиях США, Швеции, Норвегии, Финляндии и др. В 1992 г. в России в Санкт-Петербурге был создан Институт раннего вмешательства ИРАВ, в котором разрабатывается программа «Абилитация младенцев».

Сотрудники института коррекционной педагогики РАО (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова и др.), разрабатывая концепцию раннего вмешательства, выдвинули следующую стратегию комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи:

– скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

– расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

– целенаправленное наблюдение за темпом физического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, логопеда, психолога;

– создание «команды» специалистов для выявления характера отклонений;

– организация «центров детства» в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой на медико-психолого-педагогическую работу с проблемным ребенком и оказание психолого-педагогической поддержки родителям;

– ранее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;

– целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Реализация этого подхода предусматривает осуществление целенаправленной государственной политики в этой области и разработку инструктивно-нормативных актов в целях создания «центров детства» (Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенникова).

В результате был создан проект Программы единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии.

Проведенное обсуждение Программы и мониторинг действующих служб ранней помощи в России показали необходимость дальнейшей проработки данной проблемы.

Имеется определенный опыт реализации данной Программы. Наиболее успешным признан опыт Санкт-Петербургской социальной программы «Абилитация младенцев», программа «Лонгитюд». В Москве реализация государственной Программы проходит в косультативно-диагностическом центре ИКП РАО; в «Центре ранней диагностики и специальной помощи» МО России; в центре «Малыш»; в «Центре лечебной педагогики» и некоторых других. Общим выводом о результате анализа данного опыта является признание необходимости и экономической целесообразности встраивания системы ранней помощи в имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательных учреждений (Ю. А. Разенкова). В настоящее время разрабатывается федеральная система ранней помощи (Ю. А. Разенкова).

Также в Санкт-Петербурге созданы региональная Ассоциация психического здоровья младенцев и лекотеки – библиотеки игрушек для детей с особыми потребностями.

Программа «Абилитация младенцев» (Е. В. Кожевникова, Л. А. Чистокович, 1993 г.) включает три раздела: первый – организация скрининга младенцев; второй – определение уровня развития; третий – создание (в рамках города) условий для стимуляции и развития детей с отставаниями или риском отставания в развитии.

Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.

В работах Л. И. Растягайловой, З. М. Дунаевой предлагается система помощи детям с выраженными отклонениями в развитии. Авторы предлагают восемь этапов в организации помощи:

– первый этап – детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех адаптивных параметров ребенка в паспорте новорожденного;

– второй этап – подробное изложение в истории диагностических и коррекционных мероприятий с ребенком с особенностями развития в период младенчества (до 1 года), выявление детей группы риска;

– третий этап – дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от одного года до трех лет в условиях соответствующего детского учреждения;

– четвертый этап – выделение ведущих отклонений в развитии ребенка после трех лет с целью их компенсации и подготовки ребенка к школьному обучению;

– пятый этап – дифференциально-диагностическая и психолого-медико-педагогическая работа с целью подбора адекватной формы обучения;

– шестой этап – выявление детей с трудностями школьной адаптации; корректировка программы и условий обучения и воспитания дезадаптированных школьников с максимальным учетом индивидуальных особенностей;

– седьмой этап – ранняя (с 12–13 лет) профессиональная ориентация и соответствующая подготовка в профессиональных школах к трудовой и жизненной адаптации подростков;

– восьмой этап – социальная опека подростков с отклонениями в развитии работниками социальных служб при муниципалитетах, период начальной трудовой адаптации (получение доступной квалификации и внедрение в трудовой коллектив).

На всех этапах должно осуществляться комплексное взаимодействие специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и социальных работников. (Л. И. Растягайлова, З. М. Дунаева).

Л. М. Кобрина (1997 г.) указывала, что при организации и проведении абилитационных мероприятий необходимо сочетание психолого-педагогических и лечебных воздействий, разработанных с учетом специфики аномального развития, возрастных особенностей ребенка, что требует привлечения к абилитационной работе различных специалистов и семьи.

Принципы семейной абилитационной работы (Л. М. Кобрина).

  1. Принцип комплексного подхода в организации семейной абилитационной работы. Он предполагает совокупность мероприятий медико-психолого-педагогического комплекса в разном сочетании мер, направленных на оказание помощи профилактического, лечебного, коррекционного характера ребенку первого года жизни с отклонениями в развитии. Взаимосвязь этих мероприятий обеспечивает эффективность за счет сочетания действий, направленных на их осуществление (сотрудничество специалистов медицинских учреждений – неонатологов, неврологов, отоларингологов, участковых педиатров, психологов детских учреждений – с дефектологами, специальными педагогами специальных детских учреждений, с семьей ребенка).
  2. Деятельностный принцип семейной абилитационной работы подразумевает комплексное развитие ребенка в процессе его совместной деятельности с окружающими взрослыми. Можно предположить, что использование деятельностного подхода в организации системы абилитации детей первого года жизни с отклонениями в развитии поможет осуществить социализацию ребенка и обеспечить его развитие. Деятельностный принцип осуществляет организацию работы родителей в семье, имеющей ребенка первого года жизни с отклонениями в развитии, совместно с детскими неврологами, врачами-неонатологами, участковыми педиатрами, оториноларингологами и специальными педагогами и психологами.
  3. Принцип этапности абилитационной работы, суть которого заключается в выделении нескольких этапов семейной абилитационой работы с детьми, каждый из которых имеет свои задачи, принципы и содержание.

Этапы комплексной абилитационной работы:

1) предварительный этап – установление связей с родильными домами, женскими консультациями, детскими поликлиниками;

2) установление связей с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии;

3) организационный этап – выявление детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии;

4) изучение особенностей формирования психофизических функций детей первого года жизни с отклонениями в развитии;

5) организация ранней семейной абилитационной работы с детьми первого года жизни с отклонениями в развитии.

Содержанием работы всех этапов является: организация системы семейной абилитационной помощи, системы выявления детей первого года жизни с отклонениями в развитии, создание особой структуры, обеспечивающей комплексный и деятельностный принципы работы с детьми данной группы, определение научно обоснованного содержания работы.

Первый организационный этап работы включает:

– установление постоянных связей с роддомами и детскими поликлиниками;

– установление связей с семьями;

– выявление детей, имеющих отклонения в развитии, детей группы риска первого года жизни и их обследование.

Выявление таких детей на начальном этапе происходит с помощью всех медицинских и специальных коррекционных учреждений, занимающихся детьми раннего возраста. Сочетание методов работы, используемых различными учреждениями, совокупность единства действий всех учреждений, вовлечение в систему мер помощи детям раннего возраста специалистов всех смежных учреждений способствует достижению одной цели – выявлению детей первых месяцев жизни, имеющих отклонения в развитии.

Успешное решение задачи выявления детей первого года жизни, имеющих отклонения в развитии, реализуется при выполнении следующих условий:

– объединения имеющейся информации статистического, медицинского, психологического характера о детях с различными нарушениями, полученной в медицинских и коррекционных учреждениях;

– учета мер помощи различного характера, оказываемых различными учреждениями детям, имеющим отклонения в развитии;

– анализа опыта работы всех специалистов, занимающихся детьми раннего возраста; анализ осуществляется путем проведения объединенных медицинских, психолого-педагогических конференций, семинаров и учеб, разработанных, организованных и проводимых в сотрудничестве с руководителями медицинских и коррекционных учреждений;

– сбора и анализа сведений, получаемых от всех беременных женщин, состоящих в группе «высокого риска», педиатров, наблюдающих за новорожденными детьми по месту жительства, акушеров-гинекологов участковых консультаций, неонатологов родильных домов;

– обследование выявленных детей всеми специалистами-неонатологами, детскими неврологами, оториноларингологами, участковыми педиатрами, психологами и специальными педагогами.

Реализация перечисленных условий позволяет выявить факторы риск» для беременных женщин, вызывающие нарушения развития у новорожденных детей. Результаты сообщаются всем заинтересованным специалистам учреждений, обслуживающих раннее детство. Необходима организация и проведение объединенных медицинских и психолого-педагогических семинаров, на которых обобщается и анализируется собранная информация о детях первого года жизни, имеющих отклонения в развитии.

Таким образом, рекомендуется осуществлять накапливание получаемой информации, обрабатывать ее всеми специалистами смежных учреждений, обсуждать истории развития и обследования каждого ребенка на проводимых совместно с представителями семей «группы риска» медико-психолого-педагогических семинарах.

Насущная необходимость объединения различных специалистов, оказывающих помощь ребенку на ранних этапах его развития и осуществляющих наблюдение за детьми первого года жизни, может быть реализована в Центре абилитационной помощи детям раннего возраста, имеющим нарушения в развитии, и их семьям.

Такие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *