Методическая разработка урока по познанию мира в 1 классе


Мисуно Татьяна Владимировна – учитель начальных классов

Акмолинская обл., Буландынский район,  КГУ «Аккайинская ОШ»

Методическая разработка урока по познанию мира в 1 классе

Тема: Как зимуют дикие животные.

Цели урока: 1. Дать представление о том, как зимуют дикие животные.

  1. Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщение в классе. Учить анализировать, делать выводы, развивать речь.
  2. Воспитывать любознательность, прививать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: словесный, наглядный, наблюдение.

Оборудование и материалы для занятия: ноутбук, проектор, презентационный экран, слайдовый материал, игровой материал.

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

Повернитесь ко мне, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу.

Вдохните свежесть сегодняшнего утра. Пожелаем хорошего настроения и успехов в работе.

Теперь можете сесть поудобнее.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о диких животных, узнаем как они зимуют, как им помогают люди. Тема нашего урока «Как зимуют дикие животные».(слайд)

А девиз нашего урока: «Не грусти, не скучай,

А друг другу помогай» (слайд)

  1. Повторение.

– О зиме вам много уже известно, повторим что вы знаете? Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

* какие зимние месяцы вы знаете?

* как люди ухаживают за деревьями зимой?

* как вы думаете, изменилась ли жизнь зверей зимой?

* какая главная причина изменения их жизни?

* а как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно, молодцы. А сейчас мы поиграем в игру «Хлопки».

– ребята, хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы, т.е что бывает зимой.

Листопад, гроза, снег, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, оттепель, прилёт перелётных птиц, гололёд, иней на проводах.

  1. Новый материал

– Сегодня на уроке мы с вами не покидая классного кабинета, отправимся в зимний лес. Но для этого нам нужно узнать прогноз погоды на сегодня. Послушаем сообщение  синоптиков. ( муз. сопровождение)

( Сегодня пасмурно, температура воздуха – 6, осадков нет, ветер слабый)

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна

Словно белою косынкой, подвязалася сосна.

– какие изменения произошли в природе с приходом зимы? (слайд)

Хорошо прогуляться зимним днём в лесу. А каких лесных жителей можно встретить зимой в лесу? (Волка, белку, зайца, лису)

– Как их можно назвать одним словом? ( дикие животные или звери).

– Почему мы их называет зверями?( Они живут в лесу, на лугу, в поле. Сами добывают себе пищу, за ними никто не ухаживает, не строит домики).

– Отгадайте, к какому зверю мы сейчас отправимся?

1) Длинное ухо, комочек пуха

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) (слайд)

– чем питается заяц зимой? (зимой зайцы питаются корой деревьев, сухой травкой, едят веточки и чуть-чуть хвою. Заяц ведёт активный образ жизни)

– Как приспосабливается заяц-беляк к зиме? (слайд)

(заяц-беляк зимой снежно-белый, летом коричневато-бурый, кончики ушей у него всегда чёрненькие. Зимой на лапах вырастает густая шерсть. Питается травой, грибами, побегами, корой деревьев и кустарников.)

– Кто ещё из животных так же как и заяц ведёт активный образ жизни, питается травой, ветками деревьев? (Лось) (слайд)

– Что вы знаете об этом животном?

(,Лось – самый крупный из семейства оленей. Это мощное, но стройное и красивое животное. Хвост у него очень короткий. Копыта большие, но заострённые. Это основное оружие лося. Ударом передних копыт лось легко расправляется с волком, а нередко и с медведем)

– Кто из вас видел лося?

– Ребята, очень трудно приходится лосям зимой найти себе корм и поэтому люди в лесу строят кормушки, в которые кладут сено, траву и насыпают соль для животных. (слайд)

– Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?

2) Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый краса, кто же это? (Лиса) (слайд)

– Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка поиграть с добычей. Зимой можно увидеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает  мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

– Что вы знаете о лисе? (ответы детей)

– В каких сказках лиса является главным персонажем? (ответы детей)

– Почему лису прозвали Патрикеевной?

Давным – давно 700 лет тому назад жил-был князь Патрикей, который прославлялся  своей хитростью и изворотливостью. А так как лисичка хитрая, то она и получила отчество Патрикеевна.

-Кто из животных ведёт такой же образ жизни как и лиса? (Волк). (слайд)

Что вы знаете о волке?

(Волк – крупный, хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние- отлично по запаху чует других животных. Волк- санитар леса.)

  1. Физкультминутка «Ёлочка» (слайд, музыкальное сопровождение)

3) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе, орешки я грызу. (Белка). (слайд)

– К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белочка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. А кто делает дупло для белки? В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, прячутся в свои гнёзда. У белочки гнездо- шар из веток высоко на ёлках.

В нём один или два выхода, а внутри стенки высланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. А что заготавливает белка на зиму?

– Как зимует белочка? ( зимой в лесу нет орехов и грибов, но белка запасла их ещё осенью, а теперь отыскивает свои запасы. У белки на лапках хорошие когти, которые позволяют легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев)

– Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост?

(Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост у белки руль.

-Какой зверёк меняет свою шерсть?

4) Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придёт весна,

Он проснётся ото сна (Медведь) (слайд)

-Прежде чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, как заяц. Берлогу- яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что медведи зимой в берлоге сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

– Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время он очень опасен. Что может сделать медведь? (слайд)

– А кто знает, как в сказках называют медведя? (Косолапый).

– Почему? (за неуклюжесть)

– Как зимует медведь? Почему он зимой спит? (Медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего не ест, а живёт за счёт накопленного жира летом и осенью)

– Какие ещё животные впадают в спячку?

(Еж, барсук, хомяк, насекомые, лягушки, ящерица..)

– А что такое спячка? (это глубокий и продолжительный сон, когда понижается даже температура тела)

– Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу. Вам понравилось?

– смотрите, ребята, снежок пошёл. Давайте, поймаем по одной снежинке. (дети берут снежинки, на которых написаны цифры и буквы)

_ Снежинки не обыкновенные. На них записаны числа. Это животные дали свои объявления. А нам нужно отгадать, кто из животных мог дать такое объявление и заполнить кроссворд. (заполняют кроссворд) (слайд)

5.«Друзья, кому  нужны иглы, обращаться ко мне»- ёжик

  1. «Я- самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу» – лиса.

7«Если вы больны, зовите меня, я – санитар леса» – волк

6«Любите орехи, приходите в любое время года»- белка.

  1. «Помогу всем, у кого сломался будильник»- петух.
  2. «Меняю шубку серую на белую»- заяц.
  3. «Ударом передних копыт легко расправлюсь со всеми».- лось.

Кто здесь лишний, почему? (Петух – это домашняя птица)

– Молодцы, ребята. ( читают слово, которое получилось при заполнении кроссворда- спасибо)

– а теперь давайте расставим по порядку снежинки. (читают слово).

5) Работа по карточкам (дописать) (слайд)

  1. зимой ищет пищу_______________
  2. зимой охотится___________________
  3. питается заготовленными запасами_____________________
  4. спит зимой__________________________
  5. зарылись на дне водоёма_________________________________
  6. спрятались в коре деревьев_______________________________

6) Итог урока.

– Зимой многие животные переключаются на другую пищу. Многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Какие?

– Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Какие?

– Для маскировки меняют окраску какие животные?

– Почему животных называют нашими меньшими братьями?

– Почему природу надо узнавать и беречь?

– как вы можете помочь природе?

Спасибо за урок. (слайд)

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *