Доклад “Шоу-технология, один из методов развития творческого потенциала младших школьников”
Киевская Елена Александровна,
специалист высшей категории высшего уровня квалификации,
учитель начальных классов КГУ «Школа-гимназия №2» акимата города Усть-Каменогорска;
Директор КГУ «Школа-гимназия №2» акимата города Усть-Каменогорска
Мухамадиева Кульзира Жакеновна
Мероприятия «Звёздный час», «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», «Поле Чудес», «КВН» и другие, проводимые в нашей школе, относятся к типу шоу-технологий. Общим в их проведении являются три особенности:
- Деление участников на выступающих («сцена») и зрителей («зал»).
- Соревновательность на сцене.
- Заготовленный организаторами сценарий.
Все три особенности – обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней ёлки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену), КТД (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.)
Цели
Результаты (они же цели, если мыслить технологически):
Для «зала» – опыт эмоционального регулирования в культурных формах.
Для активных участников («сцена») – опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности.
Структура
Как и любом педагогическом действе есть три блока: подготовка – реализация – анализ итогов.
Подготовка:
- решение принимается педагогом (учителями-организаторами, педагогом с выбранным формальным или неформальным активом) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, страны;
- планирование, проектирование осуществляется педагогом (педагогами, активом ребят). «Массы» (будущие участники) к планированию, выдвижению идей по организации шоу, праздника не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданию организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Анализ итогов проводится на уровне организаторов (педагогов и актива ребят).
Основные предметы проектирования
Задания «на сцене» (командам, участникам), работа с залом, способ оценивания, сценарий для ведущего оформление зала и сцены.
Исходное условие –наличие группы организаторов:
- один педагог (классный руководитель, вожатый);
- группа педагогов;
- педагог с группой ребят;
- группа педагогов с группой ребят.
Задачи групп организаторов:
- разработка или поиск сценария шоу;
- подготовка шоу по позициям «сцена», «зал», ведущий, процедура оценивания,
оформление;
- распределение ответственности.
Подготовка
«Сцена»:
- решение о принципе отбора участников;
- сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, настрой на участие, формирование команд, групп, домашнее задание;
- помощь в подготовке участникам или командам.
Ведущий:
- решение о ведущем;
- разработка программы ведения и образа ведущего;
- репетиция ведения.
«Зал»:
- решение о способе формирования «зала» (без ограничений, по билетам, по пригласительным билетам, по квотам);
- структура «зала» (расположение мест; места для гостей, участников, жюри);
- настрой «зала» (обращение к зрителям: в объявлении, в оформлении зала, введение специальных правил для «зала»);
- введение обращения к «залу», заданий для «зала», роли «зала» в сценарии шоу.
Оценивание:
- критерии оценивания;
- варианты оценивания (жюри или зал);
- техника процесса оценивания (бланки, карточки, таблицы и др.).
- способы, формы предъявления оценок.
Оформление:
- предмет: сцена, зал, место жюри, вход в зал;
- задача: создать в образном, символическом, эмоционально-притягательном плане ценности и настроения, которые станут содержанием шоу;
- техника исполнения: использование оформительских техник.
Основные механизмы
Эмоциональное заряжение – передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимовосприятии. Усиливают эмоциональное заражение три фактора: особенности внешности, поведения, речи «заражающего», особенности «заражаемых» и условия, в которых разворачивается этот процесс.
Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.
Импровизация, когда сейчас и здесь надо что-то додумать, сделать, ответить. Импровизация создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.
Реализация шоу
1 часть – запуск.
Задать, актуализировать соответствующий эмоциональный настрой зала и обозначить заложенные в программе ценности.
Приёмы: музыкальные, песенные, видеовступления, скандирование, эмоциональная образная речь.
2 часть – основная.
Это задания, конкурсы и оценивание. Задания и конкурсы – это соревновательное взаимодействие. Взаимодействие команд, участников может быть прямым (непосредственное обращение друг к другу) и опосредованным (участники выступают по очереди).
3 часть – финал.
Кроме итогового оценивания, в финале важны ещё два момента – смягчение соревновательности:
- действием, словом, объединяющим «сцену» (участников, команды);
- действием, объединяющим «зал» и «сцену» (общая песня, ритуальное действо, действо символами).
Для диагностики результатов под углом зрения обозначенных целей (опыт культурного эмоционального реагирования и позитивный опыт публичной соревновательности) нужно решить две задачи: как зафиксировать факт совершившегося опыта и как выявить отношение зрителей и выступающих к этому опыту.
Первая задача для «сцены» решается просто-соревновательное выступление на сцене и есть факт получения соответствующего опыта. Для «зала», особенно если в зале большое число зрителей, зафиксировать факт эмоционального культурного реагирования не всегда просто.
Оценка отношения участников к совершающемуся в зал и на сцене может быть получена по ходу шоу.
Пример.
- Через обращение ведущего к «сцене» и «залу»: «Поднимите руки те и только те, для кого участие в сегодняшнем событии оказалось интересным, привлекательным!»
- Для диагностики можно использовать анкеты.
- Вместо оценки в баллах можно ввести символические цвета: красный – «скорее интересно», белый – «неопределённо», тёмно-синий – «скорее неинтересно».
Проведение игры «» Интуиция для лучшего понимания коллегами предлагаемой технологии.