Доклад “Шоу-технология, один из методов развития творческого потенциала младших школьников”


Киевская Елена Александровна,

специалист высшей категории высшего уровня квалификации,

учитель начальных классов КГУ «Школа-гимназия №2» акимата города Усть-Каменогорска;

Директор КГУ «Школа-гимназия №2» акимата города Усть-Каменогорска

 Мухамадиева Кульзира Жакеновна

 

Мероприятия «Звёздный час»,  «Музыкальный ринг», «Счастливый случай»,  «Поле Чудес», «КВН» и другие, проводимые в нашей школе, относятся к типу шоу-технологий.  Общим в их проведении являются три особенности:

  • Деление участников на выступающих («сцена») и зрителей («зал»).
  • Соревновательность на сцене.
  • Заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности – обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней ёлки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену), КТД (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.)

Цели

Результаты (они же цели, если мыслить технологически):

Для «зала» – опыт эмоционального регулирования в культурных формах.

Для активных участников («сцена») – опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности.

 

Структура

Как и любом педагогическом действе есть три блока: подготовка – реализация – анализ итогов.

Подготовка:

  • решение принимается педагогом (учителями-организаторами, педагогом с выбранным формальным или неформальным активом) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, страны;
  • планирование, проектирование осуществляется педагогом (педагогами, активом ребят). «Массы» (будущие участники) к планированию, выдвижению идей по организации шоу, праздника не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданию организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации  или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводится на уровне организаторов (педагогов и актива ребят).

 

Основные предметы проектирования

Задания «на сцене» (командам, участникам), работа с залом, способ оценивания, сценарий для ведущего оформление зала и сцены.

Исходное условие –наличие группы организаторов:

  • один педагог (классный руководитель, вожатый);
  • группа педагогов;
  • педагог с группой ребят;
  • группа педагогов с группой ребят.

Задачи групп организаторов:

  • разработка или поиск сценария шоу;
  • подготовка шоу по позициям «сцена», «зал», ведущий, процедура оценивания,

оформление;

  • распределение ответственности.

Подготовка

«Сцена»:

  • решение о принципе отбора участников;
  • сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, настрой на участие, формирование команд, групп, домашнее задание;
  • помощь в подготовке участникам или командам.

Ведущий:

  • решение о ведущем;
  • разработка программы ведения и образа ведущего;
  • репетиция ведения.

«Зал»:

  • решение о способе формирования «зала» (без ограничений, по билетам, по пригласительным билетам, по квотам);
  • структура «зала» (расположение мест; места для гостей, участников, жюри);
  • настрой «зала» (обращение к зрителям: в объявлении, в оформлении зала, введение специальных правил для «зала»);
  • введение обращения к «залу», заданий для «зала», роли «зала» в сценарии шоу.

Оценивание:

  • критерии оценивания;
  • варианты оценивания (жюри или зал);
  • техника процесса оценивания (бланки, карточки, таблицы и др.).
  • способы, формы предъявления оценок.

Оформление:

  • предмет: сцена, зал, место жюри, вход в зал;
  • задача: создать в образном, символическом, эмоционально-притягательном плане ценности и настроения, которые станут содержанием шоу;
  • техника исполнения: использование оформительских техник.

Основные механизмы

Эмоциональное заряжение – передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном  взаимовосприятии. Усиливают эмоциональное заражение три фактора: особенности внешности, поведения, речи «заражающего», особенности «заражаемых» и условия, в которых разворачивается этот процесс.

Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.

Импровизация, когда сейчас и здесь надо что-то додумать, сделать, ответить. Импровизация создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

Реализация шоу

1 часть – запуск.

Задать, актуализировать соответствующий эмоциональный настрой зала и обозначить заложенные в программе ценности.

Приёмы: музыкальные, песенные, видеовступления, скандирование, эмоциональная образная речь.

2 часть – основная.

Это задания, конкурсы и оценивание. Задания и конкурсы – это соревновательное взаимодействие. Взаимодействие команд, участников может быть прямым (непосредственное обращение друг к другу) и опосредованным (участники выступают по очереди).

3 часть – финал.

Кроме итогового оценивания, в финале важны ещё два момента – смягчение соревновательности:

  • действием, словом, объединяющим «сцену» (участников, команды);
  • действием, объединяющим «зал» и «сцену» (общая песня, ритуальное действо, действо символами).

Для диагностики результатов под углом зрения обозначенных целей (опыт культурного эмоционального реагирования и позитивный опыт публичной соревновательности) нужно решить две задачи: как зафиксировать факт совершившегося опыта и как выявить отношение зрителей и выступающих к этому опыту.

Первая задача для «сцены» решается просто-соревновательное выступление на сцене и есть факт получения соответствующего опыта. Для «зала», особенно если в зале большое число зрителей, зафиксировать факт эмоционального культурного реагирования не всегда просто.

Оценка отношения участников к совершающемуся в зал и на сцене может быть получена по ходу шоу.

Пример.

  • Через обращение ведущего к «сцене» и «залу»: «Поднимите руки те и только те, для кого участие в сегодняшнем событии оказалось интересным, привлекательным!»
  • Для диагностики можно использовать анкеты.
  • Вместо оценки в баллах можно ввести символические цвета: красный – «скорее интересно», белый – «неопределённо», тёмно-синий – «скорее неинтересно».

Проведение игры «» Интуиция для лучшего понимания коллегами предлагаемой технологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *